Проект федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" (внесен депутатами ГД А. Н. Лотаревым, А. Ю. Михайловым и другими) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект ко второму чтению федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О соглашениях о разделе продукции"


 Досье на проект федерального закона

(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)


Статья 1. Внести в статью 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" следующие изменения и дополнения:

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"Условия пользования недрами, установленные в соглашении, не должны противоречить требованиям Закона Российской Федерации "О недрах". Лицензия на пользование недрами, удостоверяющая право пользования участком недр, выдается в соответствии с положениями статьи 4 настоящего Федерального закона, и отказ в выдаче лицензии не допускается. Лицензии, удостоверяющие право пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции, могут быть признаны недействительными только в случаях признания недействительными таких соглашений в судебном порядке на основании настоящего Федерального закона и Закона Российской Федерации "О недрах".

2. Абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:

"Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в эти законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой при наличии заключения Правительства Российской Федерации и решения законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий участок недр. К заключению Правительства Российской Федерации прилагаются материалы государственной экспертизы. В проектах указанных Федеральных законов определяются участки недр, относящиеся к особым государственным стратегическим интересам.

Федеральными законами устанавливается перспективный перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и текущий перечень таких участков.

Включение участков недр в перспективный перечень дает основание для подготовки необходимых материалов, технико-экономических обоснований и проведения их государственной экспертизы, но не дает права на заключение соглашений о разделе продукции.

Текущий перечень дает право на предоставление участков недр в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", проведение переговоров и заключение соглашений о разделе продукции. В текущий перечень включаются участки недр, по которым имеются соответствующие официальные обоснования Правительства Российской Федерации.

Для участков недр, расположенных на территориях проживания коренных малочисленных народов, требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которою расположен участок недр, принятого с учетом интересов коренных малочисленных народов, а так же соответствующих органов местного самоуправления".

В интересах национальной безопасности, в том числе для сохранения независимости в обеспечении государственных и иных отечественных потребителей минеральным сырьем, разрешается предоставление на условиях с разделом продукции не более 20%, а для стратегических видов полезных ископаемых - не более 10% разведанных запасов страны.

3. Дополнить статью пунктами 4 и 5 следующего содержания:

"4. Основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, являются:

связанная с объективными факторами убыточность для недропользователя и государства продолжения разработки месторождений полезных ископаемых, обеспечивающих существенный объем добычи и являющихся градообразующими, в силу чего прекращение указанной добычи связано с негативными социальными последствиями;

отсутствие финансовых и технических средств для вовлечения в освоение новых крупных месторождений полезных ископаемых, для строительства объектов инфраструктуры и структур транспортировки, в первую очередь, на континентальном шельфе, в удаленных и слабо освоенных районах, обеспечивающих поддержание уровня добычи в целом по Российской Федерации, необходимый для ее социального развития и экономической безопасности;

необходимость привлечения специальных финансовоемких технологий для разработки значительных по объему трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-технических горно-геологических условиях, являющихся остаточными на эксплуатируемых месторождениях, а также предотвращения безвозвратных потерь в недрах топливно-энергетического и минерального сырья;

необходимость вложения значительных дополнительных средств для обеспечения экологически безопасной разработки экологической безопасности и охраны недр при разработке крупных месторождений полезных ископаемых, расположенных в зонах особого природоохранного режима;

необходимость обеспечения собственным топливо-энергетическим сырьем нуждающихся в этом регионов, создания новых производств для конверсии оборонных и других предприятий с избыточными мощностями, снятия социальной напряженности в дотационных регионах и районах с низким уровнем занятости населения;

наличие принятых Российской Федерацией обязательств по проведению переговоров по соглашениям о разделе продукции, а также проведенных конкурсов с возможным предоставлением участков недр на условиях раздела продукции.

5. Решение о предоставлении участков недр, пользование которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, принимается органами представительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр и органом исполнительной государственной власти, отвечающим за добычу минерального сырья без внесения в федеральные перспективные и текущие перечни, в случаях, если указанные участки недр включают месторождения:

нефти с извлекаемыми запасами до 10 млн.т;

газа с запасами до 1050 млрд.куб.м;

коренного золота с запасами до 10 т;

россыпного золота с запасами до 5 т;

не имеющих стратегического значения иных полезных ископаемых, мелких и средних месторождений".

4. Считать пункты 4, 5 соответственно пунктами 6 и 7.

5. Абзац 1 пункта 3 исключить.


Статья 2. Внести в статью 6 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" следующие дополнения:

1. Абзац первый пункта 1 дополнить предложениями следующего содержания:

"В условиях конкурса должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений о разделе продукции с долевым участием, определяемым Правительством Российской Федерации и исполнительной властью субъектов Российской Федерации".

Для участков недр, расположенных на территориях проживания коренных малочисленных народов, в условиях конкурса (аукциона) либо безконкурсного предоставления недр должно быть предусмотрена компенсация за нарушение режима традиционного природопользования.

Стартовые условия конкурса и аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполняемых по поручению государственных органов, ответственных за проведение таких конкурсов и аукционов.

2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав указанной Комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального органа управления государственным фондом недр и(или) его территориального подразделения, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, когда предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также соответствующих органов местного самоуправления. К работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.

Финансирование работ, связанных с разработкой условий конкурсов и аукционов составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения о разделе продукции осуществляется за счет части средств от реализации соглашений."


Статья 3. Внести в статью 7 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" следующие изменения и дополнения:

1. Абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по соглашению в качестве подрядчиков, перевозчиков или ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами".

2. После второго абзаца пункта 2 дополнительно включить абзацы третий и четвертый следующего содержания:

"комплектованию основного и вспомогательного персонала в основном не менее чем на 80% из числа российских граждан, привлечение иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ или при отсутствии российских рабочих и специалистов соответствующей квалификации:

размещению не менее 70% от объемов стоимости заказов на изготовление оборудования и технических средств, необходимых для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, на российских предприятиях или предприятиях иностранных юридических лиц, расположенных на территории Российской Федерации;

конкурсному принципу приобретения новой техники и внедрению прогрессивных технологий для ведения работ по соглашению. При этом Российские товары (оборудование и технические средства) должны быть сопоставимы по надежности, безопасности, качеству и срокам поставки с аналогичными иностранными товарами."

3. Последний абзац пункта 2 исключить.

4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, установленными Правительством Российской Федерации".

5. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется либо инвестором, либо по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать создаваемые инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные действия".

6. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

"В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются соглашением. Создание управляющего комитета должно предусматривать равное участие со стороны государства представителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий участок недр".


Статья 4. Внести изменения в пункт 6 статьи 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" изложив его в следующей редакции:

"6. Инвестор осуществляет обязательные платежи по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан Российской Федерации, а также в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации".


Статья 5. Дополнить статью 19 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".

Изложить абзац второй в следующей редакции:

"3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на очередной год доклад об итогах работы по реализации заключенных соглашений о разделе продукции."

"3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на очередной год финансовый отчет об итогах работы по реализации каждого из заключенных соглашений.

Финансовый отчет направляется в Счетную палату Российской Федерации и рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации только по представлению Счетной палатой Российской Федерации своего заключения.".


Статья 6.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.