Заключение на проект федерального закона "О ведомственной охране" (не действует)

Письмо Правового управления
Аппарата Государственной Думы
от 25 февраля 1998 г. N 2.2-15/1247-в


Заключение
по проекту федерального закона "О ведомственной охране"
(II чтение)


Изучив по Вашим поручениям от 17 и 23 февраля 1998 года проект федерального закона "О ведомственной охране". Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.

В представленном проекте учтен ряд замечаний, ранее изложенных в предыдущих заключениях Правового управления. Вместе с тем, по данному проекту можно отметить следующее.


Постатейные замечания


1. Из статьи 4 проекта необходимо исключить фразу "и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны" как излишнюю, поскольку упомянутые в данном случае акты, полагаем, поглощаются наиболее общим понятием нормативные правовые акты Российской Федерации, о которых также идет речь в данной статье.

2. Абзац 4 статьи 7 проекта предусматривает ограничение в приеме на работу в случае "отсутствия регистрации по месту жительства", что является неправомерным. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 и ответственность граждан за уклонение от регистрации наступает по нормам законодательства об административных правонарушениях. Прием же на работу регулируется нормами трудового права, которые не содержат упомянутого ограничения. Согласно статье 16 Кодекса законов о труде Российской Федерации не допускается какое-либо прямое или косвенное ограничение прав в приеме на работу в зависимости от места жительства и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

В абзаце 5 этой статьи проекта слово "медицинского" следует заменить словом "лечебно-профилактического" (см. статьи 12-14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

3. Название статьи 9 проекта не в полной мере соответствует ее содержанию, поскольку в нем идет речь не только об огнестрельном, но и о газовом оружии. Указанное замечание относится также и к частям первой и второй этой статьи. В этой связи следует отметить, что и в главе IV проекта, посвященной применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, отсутствуют положения, касающиеся применения газового оружия.

Положения части 3 статьи 9 проекта о нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации следует привести в соответствие со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в которой идет речь об актах Правительства Российской Федерации (т.е. имеющих нормативный и не нормативный характер, которые издаются соответственно в форме постановлений и распоряжений).

4. В части первой статьи 17 проекта было бы правильным после слов "имеет право" включить слова "обнажить огнестрельное оружие" и далее по тексту. В части второй этой же статьи после слов "работникам ведомственной охраны с" включить слово "обнаженным и", далее по тексту, что в подобных случаях по существу предусмотрено для работников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД России согласно Закону РСФСР "О милиции" (статья 16) и Федеральному закону "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (статья 30).

5. В части 3 статьи 18 проекта неясно, кому может быть причинен вред действиями работника ведомственной охраны (см. статью 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Между тем, исходя из того, что деятельность органов ведомственной охраны имеет много общего с деятельностью федеральных органов государственной охраны, а также с учетом статей 37, 38, 39, 41 и 42 УК РФ, полагали бы целесообразным при изложении данной нормы взять за основу аналогичные положения пункта 3 статьи 24 Федерального закона "О государственной охране" (в редакции Федерального закона от 18.07.97 г. N 101-ФЗ).

6. Статья 19 проекта предусматривает обязательное страхование жизни и здоровья работников ведомственной охраны, что соответствует нормам статей 935 и 969 ГК РФ. Но при этом следует иметь в виду, что если страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органам исполнительной власти (страхователям), то оно является обязательным государственным страхованием (абзац 2 пункта 1 статьи 969 ГК РФ).

7. Статью 20 следует либо конкретизировать, либо исключить как декларативную, не несущую правовой нагрузки.

8. Содержание части 2 статьи 21 не соответствует названию статьи. Кроме того, часть первую указанной статьи предлагается исключить, поскольку записанное в ней право на объединение в профессиональные союзы является конституционным правом каждого гражданина (см. статью 30 Конституции Российской Федерации).

9. В части 1 статьи 27 проекта предлагается распространить действие данного закона на органы ведомственной охраны Центрального банка Российской Федерации, в том числе Российского объединения инкассации этого Банка, и органы ведомственной охраны Сберегательного банка Российской Федерации. Указанное положение не согласуется с предназначением ведомственной охраны, которое сформулировано в статьях 1, 5 и других проекта, согласно которым ведомственная охрана создается именно федеральными органами исполнительной власти, к которым не относятся указанные в проекте Банки. Таким образом, исходя из положений проекта, такая охрана в Банках не может называться ведомственной. Более того, например, согласно статье 83 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в единую централизованную систему Банка России, в частности, входят подразделения безопасности (а не ведомственной охраны) и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления его деятельности.


Замечания технико-юридического и
лингвостилистического характера


Согласно правилам законодательной техники статьи законопроекта, содержащие разные нормы (несколько нормативно-правовых предписаний), делятся на пункты и подпункты. При этом пункты нумеруются арабским цифрами, подпункты - арабскими цифрами с одной скобкой, что следует учесть при доработке законопроекта.

После учета указанных замечаний текст потребует тщательной редакционно-технической доработки.

По проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О ведомственной охране" замечаний не имеется.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.