Заключение на проект федерального закона "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию Российской Федерации оборудованию и товарам" (не действует)

Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы
от 29 июня 1998 г. N 2.2-15/3415
по проектам федерального закона "Об освобождении от уплаты налога
на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию
Российской Федерации оборудованию и товарам", внесенному
Правительством Российской Федерации, и постановления
Государственной Думы "О проекте федерального закона
"Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году
оборудованию и товарам"
(к рассмотрению в 1 чтении)


Изучив по Вашему поручению от 29 июня 1998 года N 3.7-1215 проекты федерального закона "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию Российской Федерации оборудованию и товарам", внесенного Правительством Российской Федерации, и постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию Российской Федерации оборудованию и товарам" Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.

1. Правомерность положения части второй статьи 1 проекта федерального закона вызывает сомнение с точки зрения конституционного принципа равного налогового бремени (часть 2 статьи 8, статьи 19 и 57 Конституции Российской Федерации), на необходимость соблюдения которого неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации (например, см. постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П), в соответствии с которой ставятся в неравное положение участники правоотношений по налогообложению добавленной стоимости. В частности, по существу объявляется налоговая амнистия недобросовестным налогоплательщикам (их предполагается освободить от налога на добавленную стоимость), тогда как уплатившим своевременно и в полном объеме налог уплаченные суммы возврату не подлежат. В этой связи не исключена возможность для основания признания Конституционным Судом Российской Федерации данной нормы будущего законодательного акта несоответствующим Конституции.

Кроме того, статья 1 проекта федерального закона, предусматривая налоговые льготы вне рамок Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" нарушает положения пункта 3 статьи 5 указанного Закона, в соответствии с которой перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, является единым на всей территории Российской Федерации, а также вступает в противоречие со статьей 10 Закона "О налоге на добавленную стоимость", согласно которой перечень налоговых льгот может быть уточнен при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В статье 1 проекта федерального закона необходимо исключить из перечня освобождаемых товаров, аналогичные товары, освобождаемые от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом "щ" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" во избежание распространения действия будущего законодательного акта на данные товары, тем самым ограничив льготы по ним определенным сроком действия.

2. По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.