Письмо Президента РФ от 22 июля 1997 г. N Пр-1248 Об отклонении проекта федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"

Письмо Президента РФ
от 22 июля 1997 г. N Пр-1248


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

Отдельные положения представленного Федерального закона противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и нормам международного права.

Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона необходимо привести в соответствие со статьей 5 Федерального закона "Об оружии", так как гражданское и служебное оружие на вооружение не принимаются.

Ряд понятий, используемых для целей Федерального закона (статья 1), таких как вывоз, ввоз, экспорт, импорт продукции (работ, услуг) военного назначения, необходимо привести в соответствие со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и статьями 68, 97 и другими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Абзац второй статьи 2, абзац девятый статьи 5 и пункт 1 статьи 7 Федерального закона противоречат подпункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества находится в ведении Российской Федерации. В связи с этим в Федеральном законе следует использовать термин "федеральные органы государственной власти".

Положения пункта 1 статьи 6 Федерального закона ограничивают полномочия Президента Российской Федерации принимать решения об экспорте в отдельные страны продукции военного назначения, не включенной в единые перечни продукции военного назначения, разрешенной к вывозу из Российской Федерации. Исходя из текста Федерального закона такой экспорт может осуществляться только на основании федеральных законов, что не соответствует существующей практике экспорта продукции военного назначения и принципу разделения властей.

Аналогичное ограничение полномочий Президента Российской Федерации содержится в пункте 2 статьи 6 Федерального закона, поскольку в настоящее время к исключительной компетенции Президента Российской Федерации отнесено принятие решений по вопросам экспорта и временного вывоза продукции военного назначения в государства, с которыми военно-техническое сотрудничество приостановлено или прекращено.

Положения пункта 1 статьи 6 и абзаца шестого статьи 9 Федерального закона об утверждении единого перечня продукции военного назначения, разрешенной к вывозу из Российской Федерации, следует признать неправильными, так как вывоз продукции военного назначения производится и в режиме экспорта, и в режиме временного вывоза (например, для проведения выставок и испытаний). Принятие указанного единого перечня продукции военного назначения автоматически приведет к значительному расширению номенклатуры вооружения и военной техники, разрешенных к экспорту. Кроме того, положения Федерального закона об утверждении Президентом Российской Федерации перечня продукции военного назначения, разрешенной к вывозу из Российской Федерации, не соответствуют положениям статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", которыми предусмотрено, что указами Президента Российской Федерации утверждаются перечни вооружения и военной техники, поставляемых на экспорт.

В связи с изложенным положения пунктов 1, 2 и 3 статьи 6, а также абзаца шестого статьи 9 Федерального закона должны быть переработаны.

В Уставе ООН не используется термин "санкции в отношении государства", поэтому вряд ли правомерно применение этого термина в пункте 3 статьи 6 и пункте 4 статьи 15 Федерального закона при характеристике мер, которые может принять Совет Безопасности ООН.

Положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона об осуществлении государством контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества (в том числе за деятельностью федеральных органов исполнительной власти) должны быть либо конкретизированы, либо исключены, в противном случае возникнут основания для неоправданного вмешательства в оперативную деятельность за осуществлением военно-технического сотрудничества со стороны всех ветвей государственной власти.

Противопоставление международных договоров Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 7 Федерального закона) не соответствует общепризнанному пониманию: понятие "международные обязательства" включает в себя и обязательства, вытекающие из международных договоров.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Президент Российской Федерации устанавливает порядок предоставления российским юридическим лицам права осуществления военно-технического сотрудничества, а в соответствии со статьей 11 Федерального закона предоставление им и лишение их этого права осуществляются Правительством Российской Федерации. Таким образом, положения статьи 11 Федерального закона ограничивают компетенцию Президента Российской Федерации, установленную в статье 9 этого же Закона, поскольку орган, реализующий установленный Президентом Российской Федерации порядок, должен определяться Президентом Российской Федерации. Аналогичные замечания относятся и к положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона.

Поскольку процедура принятия федеральных законов Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации и полномочия его палат урегулированы Конституцией Российской Федерации (глава 5), а попытка предоставления им федеральным законом каких-либо дополнительных полномочий противоречит Конституции Российской Федерации, полагаем необходимым статью 10 Федерального закона исключить.

В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 11 Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика в области военно-технического сотрудничества, а в соответствии с абзацем седьмым статьи 9 и абзацем вторым статьи 12 Федерального закона таким государственным заказчиком определен федеральный орган исполнительной власти, созданный (назначенный, уполномоченный) Президентом Российской Федерации.

В связи с изложенным положения Федерального закона, устанавливающие компетенцию Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимо переработать и согласовать, в том числе с действующими федеральными законами.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона установлены ограничения на осуществление российскими юридическими лицами военно-технического сотрудничества в зависимости от происхождения уставного капитала и участия в нем государства, что противоречит закрепленному в пункте 1 статьи 4 Федерального закона в качестве основного принципу обеспечения равноправных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения. Указанные положения Федерального закона необходимо взаимно согласовать.

Положения пункта 4 статьи 13 Федерального закона содержат нормы, регулирующие порядок осуществления военно-технического сотрудничества. В то же время определение этого порядка в соответствии с абзацем восьмым статьи 9 Федерального закона является компетенцией Президента Российской Федерации. Из текста пункта 4 статьи 13 Федерального закона следует, что импорт продукции военного назначения, ранее поставленной иностранным государствам или изготовляемой по российским лицензиям, производится без оформления решений Правительства Российской Федерации. Реализация указанных положений в отрыве от общего порядка осуществления военно-технического сотрудничества может привести к бесконтрольному ввозу на территорию Российской Федерации (а также реимпорту) вооружения и военной техники, в том числе и организациями, не имеющими права осуществления военно-технического сотрудничества, в связи с чем эти положения из Федерального закона необходимо исключить.

В пунктах 3 и 5 статьи 14 Федерального закона не учтены принципы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми из федерального бюджета выделяются только бюджетные ссуды для финансирования расходов, определенных в федеральном законе о бюджете на определенный год, а средства на возмещение Правительством Российской Федерации убытков, понесенных российскими организациями в связи с несвоевременным бюджетным финансированием, должны быть заложены в самом бюджете. Без тщательной доработки указанные положения Федерального закона на практике реализовываться не будут.

Положения, содержащиеся в абзаце втором пункта 1 статьи 15 Федерального закона, вызывают сомнения. Во-первых, возникает вопрос, всегда ли военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами будет осуществляться на основе международных договоров Российской Федерации. Во-вторых, Правительство Российской Федерации не подписывает международные договоры, а принимает (в пределах своей компетенции) решения о подписании таких договоров.

Следует иметь в виду, что ратификация является частью процесса заключения международных договоров. Выделение ратификации из этого процесса (пункт 2 статьи 15 Федерального закона) неправомерно. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров независимо от объекта договора. В связи с этим представляется целесообразным исключить пункт 2 из статьи 15 Федерального закона.

Пункт 4 статьи 15 Федерального закона противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". Во-первых, явно надуманными являются "международные договоры, касающиеся присоединения Российской Федерации к международным санкциям, предусматривающим принятие обязательств по ограничению деятельности в области военно-технического сотрудничества" (в том числе и с учетом того, что в Уставе ООН не используется термин "санкции"). Механизм выполнения Российской Федерации соответствующих мер в отношении какого-либо государства обусловлен Уставом ООН. Во-вторых, в Конституции Российской Федерации (часть 4 статьи 15) говорится о международных договорах Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом. В подпункте "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" сформулировано общее правило, определяющее, что ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

Предлагаемый новый критерий для ратификации международных договоров - "содержащие изъятия из законодательства Российской Федерации" - не соответствует Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" и находится в противоречии в пунктом 2 статьи 15 Федерального закона. В связи с этим предлагается пункт 4 из статьи 15 Федерального закона исключить.

Кроме того, Федеральный закон нуждается в существенной доработке в целях проведения его в соответствие с правилами юридической техники и редактирования.



Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 22 июля 1997 г. N Пр-1248


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение