• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заключение на проект федерального закона "О лотереях" (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 1 июля 1998 г. N 2.2.-15/1188
"О лотереях" (2 чтение)


Изучив по поручению Комитета от 30 июня 1998 года проект федерального закона "О лотереях". Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.


Соответствие законопроекта федеральным законам


Из определения лотереи, данного в статье 2 проекта, следует исключить упоминание о платном конкурсе, так как он представляет отличный от лотереи вид отношений, которые регулируются нормами статей 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) о публичном конкурсе. Необходимо учесть и то, что согласно статье 1063 ГК пари (прогноз) является наряду с лотереей отдельным видом игр - тотализатором.

Проект предусматривает в качестве учредителей лотереи федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако в соответствии со статьей 1063 ГК организатором лотереи может быть и муниципальное образование. Таким образом, устанавливая общие, как следует из преамбулы, правила проведения лотереи, законопроект исключает из предмета регулирования отношения, связанные с проведением местных лотерей.

Положения проекта о сроках выплаты выигрышей (пункт 2 статьи 17) требует согласования с нормой статьи 1063 ГК, согласно которой выигрыш должен быть выплачен в срок, предусмотренный условиями проведения лотереи, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов лотереи.


Постатейные замечания


В статье 2 проекта необходимо уточнить определение автора лотереи с учетом того, что регистрируется не авторство, а изобретение, и согласовать данное определение с абзацем 12 пункта 3 статьи 8 проекта. При этом указанный абзац изложить в следующей редакции: "- документы, подтверждающие переход прав на использование изобретения, если лотерея зарегистрирована в качестве такового".

В части 10 статьи 2 законопроекта необходимо исключить положение, устанавливающее, что призовой (выигрышный) фонд не подлежит налогообложению, поскольку в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации" изменение режима налогообложения (в том числе освобождение от уплаты налогов) осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу и проекты законодательных актов Российской Федерации, регулирующих отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать положения устанавливающие освобождение от налогов.

В части 8 статьи 2 законопроекта при определении дохода лотереи полагаем возможным исключать из валовой выручки и издержки на организацию лотереи.

Согласно статье 5 проекта Комитет по лотереям и играм ведет Единый реестр Всероссийских и региональных лотерей, однако порядок их регистрации в проекте не определен.

В пункте 1 статьи 6 законопроекта неясно за использованием каких средств Комитета осуществляет надзор Наблюдательный совет.

Статья 7 проекта предусматривает проведение межгосударственных лотерей, определение которым отсутствует. Кроме того, для проведения такой лотереи необходимо заключение соответствующего международного соглашения.

В пункте 2 статьи 8 следует говорить об органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Глава III проекта посвящена лицензированию лотерейной деятельности. Полагаем, что она потребует доработки в связи с принятием Государственной Думой Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Закон), так как возможна коллизия с рядом его норм. Так, например, в отличие от проекта Закон не устанавливает предельного срока действия лицензии, а максимальный размер лицензионного сбора согласно статье 12 его не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, в то время, как в статье 14 проекта плата за выдачу лицензии оператору равна стократному минимальному размеру оплаты труда.

Необходимо иметь в виду и то, что Законом, помимо организации и проведения лотерей, в перечень лицензируемых видов деятельности включены, как отдельный вид деятельности, организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.

В статье 10 следует говорить о лицензировании деятельности, а в пункте 5 статьи 16 об аннулировании лицензии.

В статье 14 вместо слов "бюджета Российской Федерации" правильнее употребить слова "федерального бюджета"; при определении размеров платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии необходимо использовать точное законодательно закрепленное (в статье 78 Кодекса законов о труде Российской Федерации) понятие - "минимальный размер оплаты труда".

Пункт 3 статьи 19 законопроекта при его доработке следовало бы согласовать с проектом Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым предусматривается ликвидация внебюджетных счетов исполнительных органов власти.

Так как Государственная Дума определяет направления расходования государственных средств только путем принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, в котором указываются получатели средств федерального бюджета (но не внебюджетные счета федеральных органов исполнительной власти), или путем принятия федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, то положения пункта 3 статьи 19 законопроекта об определении Государственной Думой внебюджетных счетов, на которые зачисляются доходы от лотерей представляются не вполне правомерными. В пункте 2 статьи 25 законопроекта необходимо уточнить, в какой бюджет зачисляются суммы, взысканные в виде санкций.

Пункт 3 статьи 27 следует согласовать с подпунктом "в" пункта 1 статьи 106 Регламента Государственной Думы в части перечня субъектов законодательной инициативы, правовые акты которых должны быть приведены в соответствие с принятым федеральным законом.

Из содержания пункта 4 статьи 27 проекта неясно о какой перерегистрации и каких разрешениях идет речь.

Проект требует доработки технико-юридического и лингвистического характера.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение