Проект федерального закона
"О реструктуризации угольной промышленности России"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законов для изменения
перечень региональных программ реструктуризации
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Планирование и реализация реструктуризации
угольной промышленности России
Глава 1. Управление реструктуризацией угольной
промышленности России
Глава 2. Правовые основы реструктуризации
угольной промышленности
Глава 3. Собственность на имущество, основные фонды предприятий
по добыче угля, включенных в план реструктуризации
угольной промышленности
Раздел III. Финансово-экономические основы реструктуризации
Глава 4. Финансирование затрат на реструктуризацию
угольной промышленности
Глава 5. Налоговые и кредитные льготы
Раздел IV. Социальные гарантии трудящихся и населения при реализации
программ реструктуризации угольной промышленности
Глава 6. Особенности социального обеспечения работников
организаций, включенных в планы реструктуризации
Глава 7. Безопасность и природоохранная деятельность организаций
по добыче и переработке угля, включенных в программу
"Реструктуризация угольной промышленности России"
Раздел V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением реструктуризации промышленности по добыче и переработке угля и горючего сланца (в дальнейшем угля), являющихся наиболее перспективными органическими энергоносителями. Совершенствование структуры угольной промышленности страны и обеспечение экономически эффективного ее функционирования является приоритетной задачей государственной власти Российской Федерации.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Реструктуризация угольной промышленности России - реализация научно обоснованных мер, направленных на преобразование угольной промышленности в отрасль экономически эффективного товарного производства, обеспечение целесообразного решения социальных и экологических проблем угледобывающих регионов.
Реструктуризация угольной промышленности включает в себя:
реконструкцию и техническое переоснащение перспективных шахт, разрезов и обогатительных фабрик (далее организаций);
строительство новых высокопроизводительных и рентабельных организаций с соответствующей производственной инфраструктурой,
строительство организаций по переработке угля;
закрытие убыточных и неперспективных организаций;
диверсификацию организаций по добыче угля;
образование консолидированных организаций, осуществляющих добычу угля, производство кокса, электрической и тепловой энергии;
исключение непрофильных организаций и объектов из структуры организаций по добыче угля.
Угледобывающие регионы - территории месторождений угля, достигшие промышленного развития и имеющие производственную и социальную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование угледобывающих организаций.
Государственная финансовая поддержка - средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, налоговые льготы, льготные тарифы на регулируемые государством услуги, а также платежи и кредиты, предоставляемые юридическим лицам угольной промышленности для реализации предусмотренных в установленном порядке мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Статья 2. Законодательство в области реструктуризации угольной промышленности
Законодательство в области реструктуризации угольной промышленности основывается на Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Цель и форма закона "О Реструктуризации угольной промышленности России
Цель закона - создание правовых, организационных и экономических основ преобразования угольной промышленности в отрасль экономически эффективного товарного производства, создания производственного потенциала, способного удовлетворить потребности страны в угольной продукции, обеспечения рентабельного функционирования организаций по добыче и переработке угля и устойчивого социально-экономического развития угледобывающих регионов и социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров, инвалидов, работавших в угольной промышленности.
Данный закон рассчитан на период времени, ограничивающийся сроком осуществления реструктуризации угольной промышленности России.
Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации. Действие его распространяется на и организации по добыче и переработке угля, независимо от форм их собственности, а также структуры федеральной исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в организации и осуществлении реструктуризации угольной промышленности страны.
Статья 5. Основные принципы государственной политики в области реструктуризации угольной промышленности
Государственная политика в вопросах реструктуризации угольной промышленности определяется следующими принципами:
Государственная координация и регулирование вопросов, связанных с реструктуризацией угольной промышленности.
Государственная финансовая поддержка реструктуризации угольной промышленности и государственный контроль целевого использования средств государственной финансовой поддержки.
Приоритет мер по социальной защите работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов из семей, пенсионеров, инвалидов, а также населения соответствующих угледобывающих регионов перед иными целями реструктуризацией угольной промышленности.
Повышение уровня экологической безопасности функционирования организаций угольной промышленности.
Раздел II. Планирование и реализация реструктуризации
угольной промышленности России
Глава 1. Управление реструктуризацией угольной
промышленности России
Статья 6. Координация деятельности по реструктуризации угольной промышленности России
Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительство Российской Федерации возложило координацию и регулирование деятельности в угольной промышленности России, осуществляет подготовку проекта Федеральной целевой программы по реструктуризации угольной промышленности России и представляет ее для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации, а также осуществляет общую координацию деятельности по ее выполнению.
Федеральная целевая программа "Реструктуризация угольной промышленности России" включает в себя поименный перечень вновь строящихся организаций по добыче угля и его переработке, перспективных действующих организаций по добыче угля, на которых будет осуществлена реконструкция и техническое перевооружение, неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов, подлежащих закрытию и ликвидации, а также меры по социальной защите работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров, инвалидов, работавших в угольной промышленности, а также населения городов и поселков, на территориях которых расположены эти организации.
Порядок формирования Федеральной целевой программы "Реструктуризация угольной промышленности России", объемы и источники финансирования ее реализации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Статья 7. Экспертный Совет по реструктуризации угольной промышленности
Для правовой и экономической экспертизы предложений в федеральную целевую программу по реструктуризации угольной промышленности России при органе федеральной исполнительной власти Российской Федерации по координации функционирования угольной промышленности решением его руководителя создается Экспертный Совет по реструктуризации угольной промышленности из числа независимых экспертов - представителей государственных, общественных и производственных организаций, наделяемый полномочиями давать заключения и рекомендации по вопросам своей компетенции в любой орган государственной власти, включая Правительство Российской Федерации.
Члены Экспертного Совета выполняют свои обязанности на общественных началах; по письменному заявлению в адрес руководителя органа федеральной исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности каждый из членов Совета может отказаться от участия в работе Совета и выйти из его состава.
Статья 8. Уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России
Реализацию федеральной целевой программы по реструктуризации угольной промышленности, включая использование предусмотренных в Федеральном бюджете для этих целей средств государственной поддержки, организует и осуществляет уполномоченный Правительства Российской Федерации по реструктуризации угольной промышленности России.
Конкретные функции, полномочия и ответственность уполномоченного по реструктуризации угольной промышленности, решения о его праве и порядке распоряжаться средствами государственной поддержки, предусмотренными для этих целей в федеральном бюджете, а также акциями организаций угольной промышленности, находящимися в государственной собственности, о его отношениях с органом федеральной исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности, другими органами федеральной исполнительной власти, структурами Правительства Российской Федерации, международными организациями, взаимодействующими с Российской Федерацией по вопросам угольной промышленности устанавливает и принимает Правительство Российской Федерации.
Статья 9. Трехстороннее соглашение по вопросам, связанным с реструктуризацией угольной промышленности
Для выработки и реализации оптимальных мер по решению социальных проблем угледобывающих регионов и работников организаций, включенных в федеральную целевую программу по реструктуризации угольной промышленности федеральные органы исполнительной власти по вопросам труда и социальной защиты, по координации функционирования угольной промышленности, отраслевые профессиональные союзы работников угольной промышленности и уполномоченный Правительства Российской Федерации по реструктуризации угольной промышленности ежегодно заключают договор (тарифное соглашение) о согласованных действиях в этом направлении, решения по которому обязательны для заинтересованных работодателей.
Статья 10. Прогноз сбыта угля, продукции его переработки
В целях обеспечения соответствующей доли российского угля в топливо- и энергообеспечении потребителей, исходя из энергетической безопасности России, федеральный орган исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности по согласованию с другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти не реже одного раза в пять лет осуществляет полный экономически обоснованный прогноз добычи о сбыта угля и продукции его переработки внутри страны и через внешнеторговые операции с ежегодной корректировкой основных его показателей. Данные прогноза передаются для широкой информации в заинтересованные государственные, общественные и производственные организации страны.
Статья 11. Декларация производственных мощностей организаций по добыче или переработке угля
Для выработки объективных критериев формирования федеральной целевой программы "Реструктуризации угольной промышленности России" каждая организация - юридическое лицо, осуществляющая добычу или переработку угля, представляет уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности в установленном им порядке декларацию о производственной мощности организаций по добыче или переработке угля, а также обоснованные предложения по их закрытию или реконструкции.
Статья 12. План социальных мероприятий по объектам реструктуризации угольной промышленности
Юридическое лицо, осуществляющее добычу или переработку угля, организации которого, по его мнению, целесообразно включить в федеральную целевую программу реструктуризации угольной промышленности, представляет уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности план социальных мероприятий и расчет ожидаемых финансовых затрат.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности по согласованию с Экспертным Советом по реструктуризации угольной промышленности и профсоюзами работников угольной промышленности принимает решение о целесообразности государственной финансовой поддержки представленного плана социальных мероприятий и принимает решение о включении его в состав проекта федеральной целевой программы реструктуризации угольной промышленности России.
Статья 13. Информационное обеспечение реструктуризации угольной промышленности
Уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России обеспечивает систематическую информацию о реализации федеральной целевой программы "Реструктуризация угольной промышленности России" Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов представительной и исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Юридические лица, осуществляющие добычу или переработку угля, организации которых включены в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России", представляют уполномоченному по реструктуризации угольной промышленности России информацию об их производственно-хозяйственной деятельности и целевом использовании выделенных средств государственной финансовой поддержки.
Глава 2. Правовые основы реструктуризации
угольной промышленности
Статья 14. Правовые акты реструктуризации угольной промышленности
Правовыми актами планирования и реализации реструктуризации угольной промышленности являются настоящий федеральный закон, федеральная целевая программа "Реструктуризация угольной промышленности России" и соответствующие региональные программы, принимаемые субъектами Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Статья 15. Порядок отнесения организаций по добыче угля к числу неперспективных, особо убыточных и подлежащих закрытию
Отнесение организаций по добыче угля к числу особо убыточных и неперспективных и подлежащих закрытию осуществляется решением Правительства Российской Федерации или по его поручению иным органом исполнительной власти на основании предложений федерального органа исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности. Порядок и критерии отнесения организаций по добыче угля к числу особо убыточных и неперспективных и подлежащих закрытию утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности.
Статья 16. Порядок отнесения организаций по добыче и переработке угля к числу подлежащих реконструкции
Отнесение организаций по добыче и переработке угля к числу подлежащих реконструкции по программе реструктуризации угольной промышленности осуществляется решением Правительства Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности. Порядок и критерии отнесения организаций по добыче и переработке угля к числу подлежащих реконструкции по программе реструктуризации угольной промышленности утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Включение организаций по добыче и переработке угля в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России"
Включение в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России" вновь строящихся организаций по добыче и переработке угля, а также организации подлежащих реконструкции или закрытию и ликвидации осуществляется решением Правительства Российской Федерации на основании технико-экономических обоснований по каждому объекту, прошедших государственную экспертизу, утвержденных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности, при наличии правовой и экономической экспертизы Экспертного Совета по реструктуризации угольной промышленности.
Статья 18. Организация закрытия и ликвидации особо убыточных, неперспективных, организаций по добыче угля
Решение о закрытии, особо убыточной неперспективной организации по добыче угля принимает федеральный орган исполнительной власти по управлению имуществом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности.
Закрытие и ликвидация особо убыточных неперспективных, организаций по добыче угля, включенных в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России", осуществляется по специальному проекту, составляемому на основании утвержденных технико-экономических обоснований их закрытия.
На основании утвержденного проекта уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности открывает финансирование работ и затрат по закрытию и ликвидации организации по добыче угля; дата утверждения проекта является началом указанных работ.
По завершении комплекса работ по закрытию и ликвидации организации по добыче угля, на основании акта о ликвидации организации федеральный орган исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности в установленном порядке вносит предложение об исключении ее из Государственного реестра.
Глава 3. Собственность на имущество, основные фонды предприятий
по добыче угля, включенных в план реструктуризации
угольной промышленности
Статья 19. Изменение формы собственности при включении организации в план реструктуризации
Организация по добыче угля, подлежащая закрытию или реконструкции, может быть включена в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России" при условии, что не менее 51 процента акций этого предприятия (акционерного общества, угольной компании) закреплены в федеральной собственности и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, переданы в управление уполномоченному по реструктуризации угольной промышленности России.
Статья 20. Собственность на имущество и основные фонды ликвидируемых организаций по добыче угля
Незакрепленная в федеральной собственности часть имущества и основных фондов ликвидируемой в соответствии с федеральной целевой программой "Реструктуризация угольной промышленности России" организации по добыче угля может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке закреплена в федеральной собственности. В этом случае указанная часть имущества и основных фондов передается в управление уполномоченному по реструктуризации угольной промышленности.
По завершении процедуры по ликвидации указанной организации уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России организует продажу закрепленных в его управлении имущества и основных фондов. Вырученные от сделки суммы освобождаются от налогообложения, передаются во внебюджетный фонд реструктуризации угольной промышленности.
Статья 21. Собственность на имущество и основные фонды реконструированных или вновь построенных организаций
Уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России по завершении в соответствии с федеральной целевой программой "Реструктуризация угольной промышленности России" реконструкции или строительства новой организации по добыче или переработке угля, реализует часть акций этого предприятия через коммерческий конкурс, оставив не менее 25,5 процента указанных акций в федеральной собственности. Вырученные от сделки суммы освобождаются от налогообложения, передаются в федеральный бюджет и зачисляются на статью расходов по реструктуризации угольной промышленности.
Раздел III. Финансово-экономические основы реструктуризации
Глава 4. Финансирование затрат на реструктуризацию
угольной промышленности
Статья 22. Источники финансирования затрат по реструктуризации угольной промышленности
Реализация федеральной целевой программы "Реструктуризация угольной промышленности России" осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в статье "Государственная финансовая поддержка угольной промышленности", бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств государственных заимствований, привлекаемых в угольную отрасль, собственных средств организаций, акционерных обществ и компаний по добыче и переработке угля средств, Фонда социального страхования Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного внебюджетного фонда "Реструктуризация угольной промышленности", средств от продажи акций объектов угольной промышленности.
Порядок формирования и использования средств для целей реструктуризации угольной промышленности определяется настоящим законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Средства федерального бюджета
Основой финансирования работ по реализации федеральной целевой программы "Реструктуризация угольной промышленности России" является федеральный бюджет. Правительство Российской Федерации при формировании Федерального бюджета на текущий год определяет объем указанных средств и основные направления их расходования с указанием отдельно объема средств для строительства новых организаций по добыче или переработке угля, реконструкции действующих организаций по добыче или переработке угля и объема средств для закрытия и ликвидации организаций по добыче угля, включая расходы по социальной защите работников закрываемых организаций и шахтерских поселков.
Получателем средств федерального бюджета для финансирования затрат по федеральной целевой программе "Реструктуризация угольной промышленности России" является уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России. Правительство Российской Федерации обеспечивает систематический контроль использования указанных средств и корректировку объемов и направлений их распределения.
Статья 24. Государственный внебюджетный фонд "Реструктуризация угольной промышленности"
С целью вовлечения и эффективного использования внебюджетных средств для финансирования расходов, обусловленных реализацией программ реструктуризации угольной промышленности России, но которые не были или не могли быть учтены в соответствующих проектах строительства, реконструкции или закрытия и ликвидации организаций угольной промышленности и профинансированы из федерального бюджета, создается некоммерческая организация - государственный внебюджетный фонд "Реструктуризация угольной промышленности". Основной задачей внебюджетного фонда реструктуризации угольной промышленности является мобилизация внебюджетных средств на решение вопросов социальной защиты жителей шахтерских поселков и городов строящихся или закрываемых организаций по добыче угля, обеспечения экологической безопасности населения.
Основные источники образования внебюджетного фонда реструктуризации угольной промышленности - денежные средства от реализации имущества и основных фондов ликвидируемых организаций по добыче угля, экологические платежи строящихся, реконструируемых и ликвидируемых по программам реструктуризации угольной промышленности организаций по добыче или переработке угля, добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
Средства внебюджетного фонда реструктуризации угольной промышленности могут быть использованы исключительно на цели, определенные основной задачей фонда.
Порядок образования внебюджетного фонда, его структуру, функции, полномочия и ответственность устанавливает Правительство Российской Федерации.
Глава 5. Налоговые и кредитные льготы
Статья 25. Налоговые льготы для организаций угольной промышленности
Для организаций по добыче и переработке угля, включенных в программы реструктуризации угольной промышленности устанавливаются, следующие налоговые льготы:
1. Из налогооблагаемой базы налога на имущество исключается стоимость специализированных (неликвидных) основных фондов; перечень таких основных фондов устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Средства Федерального или регионального бюджета, государственного внебюджетного фонда реструктуризации угольной промышленности, иные финансовые средства, направляемые на финансирование затрат, обусловленных созданием новых рабочих мест для трудящихся ликвидируемых организаций в соответствие с проектом реконструкции действующей или закрытия убыточной организации налогами в федеральный бюджет не облагаются.
Статья 26. Кредитные льготы для организаций угольной промышленности
Для организаций, подлежащих ликвидации как особо убыточные не перспективные в соответствии с программой реструктуризации угольной промышленности, Центральный банк Российской Федерации и его структурные подразделения предоставляют льготные беспроцентные кредиты для финансирования затрат по созданию новых рабочих мест для трудящихся этих организаций и проведения их переподготовки.
Статья 27. Стимулирование создания новых организаций по добыче и переработке угля
Для юридического лица, осуществляющего строительство нового высокопроизводительной организации по добыче или переработке угля устанавливается налоговая льгота за счет снижения налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на величину до 50 процентов на весь период инвестиционного цикла, предусмотренный проектом строительства этой организации. При нарушении проектного срока строительства по вине указанного юридического лица обязано выплачивать налоги в полном объеме и дополнительно штрафные санкции на величину до 50 процентов величины налога в бюджеты всех уровней. Порядок предоставления такой льготы устанавливает Правительство Российской Федерации.
Статья 28. Диверсификация и создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников организаций угольной промышленности
В целях преобразования угольной промышленности в отрасль экономически эффективного товаропроизводства, создания новых рабочих мест для высвобождаемых в ходе реструктуризации угольной промышленности работников:
- работодатели, создающие новые и сохраняющие действующие рабочие места для высвобождаемых работников ликвидируемых организаций, получают финансовую поддержку из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в размере до 40% необходимых для этих целей средств;
- организации, строящие или реконструирующие организаций в угольных регионах, вправе произвести вычет из суммы подоходного налога в размере 10% затрат (сметной стоимости) на строительство в том случае, если уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России и администрация региона удостоверяют, что строительство или реконструкция организации обеспечит улучшение экономической структуры региона и будут созданы дополнительные рабочие места.
Раздел IV. Социальные гарантии трудящихся и населения
при реализации программ реструктуризации
угольной промышленности
Глава 6. Особенности социального обеспечения
работников организаций, включенных в планы
реструктуризации
Статья 29. Меры регулирования замещения рабочих в организациях по добыче и переработке угля
Уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России создает систему контроля и координации замещения вакантных рабочих мест на организациях по добыче и переработке угля, размещенных в городах и поселках, на территории которых осуществляется ликвидация или реконструкция организации по добыче угля по программе реструктуризации угольной промышленности. Руководители организаций по добыче и переработке угля обязаны представлять уполномоченному по реструктуризации угольной промышленности информацию о наличии вакансий и согласовывают с ним действия по замещению таких вакансий. Порядок информации о вакансиях и согласования их замещения устанавливает орган федеральной исполнительной власти по координации функционирования угольной промышленности.
Статья 30. Трудоустройство высвобождаемых работников
Каждый работник организации по добыче и переработке угля, включенной в программу реструктуризации угольной промышленности, высвобождаемый из-за ликвидации или реконструкции такой организации, имеет преимущественное право на трудоустройство по специальности в родственных организациях по добыче и переработке угля, либо в организациях другой отрасли производства на должность, соответствующую занимаемой им до высвобождения. Администрация ликвидируемой или реконструируемой организации обязана в трехмесячный срок предложить высвобождаемому работнику работу по специальности и без ущерба в заработной плате. При отсутствии такой возможности может быть предложена работа не по специальности в любой другой организации с последующим обучением или переподготовкой по новой специальности.
Статья 31. Профессиональная переподготовка высвобождаемых работников
Уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности организует систему обучения и переподготовки работников организаций по добыче и переработке угля, высвобождаемых из-за ликвидации или реконструкции указанных организаций по программам реструктуризации угольной промышленности.
Высвобождаемый работник ликвидируемой или реконструируемой организации по добыче и переработке угля, которому не была предоставлена работа по специальности, вправе самостоятельно выбрать должность, соответствующую занимаемой им до высвобождения и специальной, по которой он пройдет курс переподготовки за счет средств на реструктуризацию. В этом случае он самостоятельно решает вопрос о трудоустройстве и теряет право претендовать на обязательное предоставление ему другой работы.
Статья 32. Создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников
Уполномоченный по реструктуризации угольной промышленности России координирует деятельность по созданию новых рабочих мест для высвобождаемых работников организаций по добыче и переработке угля, которые ликвидируются или реконструируются в соответствии с федеральной целевой программой "Реструктуризация угольной промышленности России". Затраты на выполнение указанных мер предусматриваются в федеральной целевой программе "Реструктуризация угольной промышленности". На эти цели могут быть направлены средств государственного внебюджетного фонда реструктуризации угольной промышленности, другие финансовые средства, привлекаемые для целей реструктуризации.
Статья 33. Страхование высвобождаемых работников
Организация - юридическое лицо по добыче и переработке угля, включенная в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России" как организация, подлежащая реконструкции или закрытию и ликвидации, осуществляет обязательное страхование по безработице высвобождаемых работников. Указанное страхование осуществляется на принципе "залог-возврат" из средств федерального бюджета.
Обязательное страхование по безработице высвобождаемых работников производит страховщик - любое юридическое лицо, имеющее лицензию на такой вид деятельности, на основании договора со страхователем. Страхователь обязан представить страховщику необходимые материалы и согласовать условия такого страхования; при возникновении сомнения в достоверности предоставленных в материале данных страховщик вправе произвести аудиторскую проверку данных и отнести расходы по ее проведению за счет страхователя в случае их несоответствия представленным данным.
Непременным условием обязательного страхования по безработице высвобождаемых работников является страховая выплата каждому такому работнику в размере годовой средней заработной платы за последний год, предшествовавший моменту включения организации в программу реструктуризации. Право на получение страховой выплаты высвобождаемому работнику и ее размер устанавливается дифференцировано, в зависимости от стажа работы в данной организации и наступает в случае, если ему не были предложены возможности работы по специальности, либо переподготовка и работа по новой специальности с уровнем оплаты труда не ниже уровня среднемесячной заработной платы за последний год по прежнему месту работы.
Статья 34. Компенсационные выплаты высвобождаемым работникам
Каждый работник организации по добыче и переработке угля, высвобождаемый в связи с реконструкцией или ликвидацией указанной организации по плану или программе реструктуризации угольной промышленности, получает компенсационные выплаты по вынужденным безработице или переезду на новое место жительства.
Условия, размеры и порядок получения компенсационных выплат обуславливаются трехсторонним (тарифным) соглашением Правительства Российской Федерации, работодателей и Профессиональными союзами работников угольной промышленности.
Статья 35. Заработная плата работников, занятых подготовкой и осуществлением ликвидации организаций по добыче и переработке угля, включенных в федеральную целевую программу "Реструктуризации угольной промышленности России"
Работники организаций, включенных в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России", занятые на работах по подготовке и осуществлению его ликвидации, обеспечиваются заработной платой из средств государственной поддержки. За выполненные объемы работ, но не ниже среднемесячной платы, которую получали в течении последнего года работы. Условия получения указанной заработной платы обуславливаются специальным договором работодателя с работником.
Глава 7. Безопасность и природоохранная деятельность организаций по
добыче и переработке угля, включенных в программу
"Реструктуризация угольной промышленности России"
Статья 36. Государственный надзор и контроль безопасности организаций по добыче в переработке угля
Государственный надзор и контроль безопасности организаций по добыче и переработке угля, включенных в федеральную целевую программу "Реструктуризация угольной промышленности России" для их реконструкции или закрытия и ликвидации, а также утверждение норм и правил безопасности выполнения работ на таких организациях осуществляет орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный надзор безопасности угольной промышленности России.
Государственный надзор и контроль по вопросам экологической безопасности указанных организаций осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об охране окружающей природной среды".
Статья 37. Экспертиза проектов реконструкции или ликвидации организаций по добыче и переработке угля
Проекты на реконструкцию или ликвидацию организаций по добыче и переработке угля, осуществляемых в соответствии с федеральной целевой программой "Реструктуризация угольной промышленности России" подвергаются государственной экспертизе на их промышленную и экологическую безопасность для работников данных предприятий, населения прилегающих территорий и окружающей природной среды.
Работы по реконструкции или ликвидации указанных организаций по добыче угля могут быть разрешены органом федеральной исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный надзор безопасности угольной промышленности России только при наличии указанной экспертизы и выполнении изложенных в ней требований.
Статья 38. Ответственность работников организаций по добыче и переработке угля
Работы по реконструкции или ликвидации организаций по добыче и переработке угля относятся к категории особо опасных и безопасность их выполнения регулируется нормами и правилами "Устава о дисциплине работников, занятых на особо опасных подземных работах", утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Работники указанных организаций несут ответственность за несоблюдение норм и правил Устава в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 39. Ответственность владельцев организаций по добыче и переработке угля
Руководители организаций по добыче и переработке угля, независимо от форм их собственности, на которых в соответствии с федеральной целевой программой "Реструктуризация угольной промышленности России" осуществляются работы по их реконструкции или ликвидации, обеспечивают разработку и реализацию мер по выполнению установленных норм и правил безопасности для работников указанных предприятий, населения прилегающих территорий и окружающей природной среды и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за их выполнение.
Раздел V. Заключительные положения
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 42. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные ими нормативные правовые акты.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.