Проект федерального закона "О государственной социальной помощи" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Власовой А.П., Головым А.Г., Калашниковым С.В., Корниловой 3.А., Коровниковым А.В., Пашуто В.Р., Цоем В.Е., Шандыбиным В.И.) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"О государственной социальной помощи"


 Досье на проект федерального закона

 См. пояснительную записку

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовые основы оказания конкретным лицам или отдельным категориям граждан (далее в Законе - гражданам) социальной помощи, финансируемой из средств государственных бюджетов всех уровней, а также местных бюджетов.


Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Государственная социальная помощь - материальная поддержка, оказываемая за счет бюджетных средств гражданам в форме предоставления им социальных пособий, льгот, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров и услуг в натуральной форме.

Льгота - временное или постоянное предоставление гражданам определенных материальных выгод в денежной или натуральной форме.

Социальное пособие - безвозмездное, временное или постоянное, предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет бюджетных средств.

Субсидия - оплата предоставляемых гражданам материальных благ или услуг, имеющая целевое назначение.

Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов на установленные законодательством цели.


Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального Закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законодательных и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

В случае противоречия действующих правовых нормативных актов настоящему Федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон.


Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Целями оказания государственной социальной помощи являются:

- поддержание уровня жизни семей, в которых доход в расчете на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, а также одиноко проживающих граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

- адресность в использовании бюджетных средств.


Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере оказания государственной социальной помощи

Оказание государственной социальной помощи является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере оказания государственной социальной помощи относится:

- принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам установления основ правового регулирования оказания государственной социальной помощи;

- разработка, финансирование и реализация федеральных целевых программ по оказанию гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

- формирование федерального бюджета в части расходов по оказанию государственной социальной помощи;

- установление перечня видов государственной социальной помощи, предоставление которых обязательно на территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере оказания государственной социальной помощи находятся:

- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации учреждений, оказывающих государственную социальную помощь;

- разработка и утверждение типовых положений (уставов) юридических лиц, оказывающих государственную социальную помощь;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих по вопросам оказания государственной социальной помощи;

- проведение научных исследований по проблемам оказания государственной социальной помощи, а также экспертизы проектов и программ в этой области;

- координация деятельности учреждений и организаций, осуществляющих работу по оказанию государственной социальной помощи;

- обеспечение соблюдения законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи.

К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной социальной помощи относится:

- реализация государственной политики на территории субъекта Российской Федерации;

- определение приоритетов в оказании государственной социальной помощи на территории субъекта Российской Федерации с учетом уровня его социально-экономического развития;

- разработка, финансирование и реализация региональных целевых программ по оказанию гражданам государственной социальной помощи на территории субъекта Российской Федерации;

- установление размеров конкретных видов государственной социальной помощи, оказываемой за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в рамках реализации региональных целевых программ;

- формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов по оказанию государственной социальной помощи;

- разработка в пределах своей компетенции нормативных актов по вопросам оказания государственной социальной помощи;

- передача отдельных государственных полномочий по оказанию государственной социальной помощи органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления предоставляют государственную социальную помощь в пределах полномочий, переданных им органами государственной власти.


Статья 5. Источники оказания государственной социальной помощи

Источником оказания государственной социальной помощи являются бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

В случае недостаточности средств на оказание государственной социальной помощи в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах им оказывается помощь за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, учитываемых при формировании соответственно Федерального Фонда финансовой поддержки регионов и фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.


Статья 6. Период предоставления государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь может оказываться временно и постоянно (пожизненно).


Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи являются:

- группы лиц, которым государственная социальная помощь предоставляется вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя);

- семьи и одиноко проживающие граждане, денежный и/или натуральный доход которых недостаточен для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума, в том числе в связи с трудной жизненной ситуацией (беженцы, вынужденные переселенцы, безработные, пострадавшие в результате катастроф и аварий и другие).


Статья 8. Основания предоставления государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, денежный и/или натуральный доход которых недостаточен для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума

Государственная социальная помощь предоставляется решением органа социальной защиты по месту жительства заявителя.

Основаниями для получения государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, денежный и/или натуральный доход которых недостаточен для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума, являются:

- письменное обращение заявителя от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту постоянного проживания на основании представляемых заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

- отсутствие собственности, которая по экономическим условиям данного субъекта Российской Федерации (региона проживания заявителя) могла бы быть сдана в аренду или наем с целью получения дохода.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены комиссионным обследованием органа социальной защиты.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в предоставлении данной помощи должно быть направлено заявителю органом социальной защиты по месту жительства заявителя в письменной форме не позднее чем через 10 дней после письменного обращения заявителя. При необходимости дополнительной проверки (комиссионного обследования) сведений о доходах семьи, указанных в письменном обращении, в названный выше срок должен быть дан указанным органом предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения.

Порядок учета доходов, включаемых в состав среднедушевого дохода и принадлежащем на правах собственности имущества, дающего право на получение государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь предоставляется заявителю, подавшему письменное обращение.


Статья 9. Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае предоставлении заявителем недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащих ему (его семье) имуществе на правах собственности орган социальной защиты отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты и (или) в судебном порядке.


Статья 10. Ответственность получателя государственной социальной помощи за полноту и достоверность сведений о составе семьи, доходах и принадлежащих ему (его семье) имуществе на правах собственности

Получатель государственной социальной помощи несет ответственность заявителя за полноту и достоверность сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на правах собственности, а также за своевременность извещения органа социальной защиты об их изменении.

Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты, который назначил государственную социальную помощь, о всех изменениях в составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органами социальной защиты факта недостоверности представляемых заявителем указанных сведений, заявитель (его семья) лишается права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты субъекта Российской Федерации.

Прекращение предоставления государственной социальной помощи может быть обжаловано ее получателем в судебном порядке.


Статья 11. Размер государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, денежный и/или натуральный доход которых недостаточен для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума

Размер государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, денежный и/или натуральный доход которых недостаточен для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума, определяется органами социальной защиты по месту жительства заявителя, исходя из региональных особенностей и бюджетных возможностей.

Размер предоставляемой государственной социальной помощи не может превышать разницу между фактическим денежным и/или натуральным доходом семьи заявителя и суммой установленных в регионе прожиточных минимумов всех членов семьи заявителя.


Статья 12. Формы предоставления государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь предоставляется в следующих формах:

- денежные выплаты;

- субсидии, в т.ч. жилищные;

- льготы и оплачиваемые услуги (проезд на общественном транспорте, общественное питание, бытовые услуги и пр.);

- компенсации;

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь и пр.).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах переданных им полномочий могут принимать решения по дополнению перечня форм предоставления государственной социальной помощи.


Статья 13. Группы населения, которым государственная социальная помощь предоставляется вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя)

Государственная социальная помощь вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя) в соответствии с действующим законодательством оказывается:

гражданам, перечисленным в частях 1, 2 и 3 статьи 2 и статьях 3, 4 и 21 Федерального закона "О ветеранах" (N 5-ФЗ от 5 января 1995 года):

- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;

- узникам концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, организованных немецкими фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в том числе бывшим несовершеннолетним узникам;

- реабилитированным жертвам политических репрессий, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, а также лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий и являющимся пенсионерами или инвалидами;

- инвалидам I группы и неработающим инвалидам II группы, а также детям-инвалидам;

- гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

- ветеранам подразделений особого риска, ставших инвалидами;

- многодетным семьям;

- в виде социальной пенсии.

Объем государственной социальной помощи, предоставляемый вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя) ветеранам труда, а также проработавшим в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев (кроме работы на оккупированных территориях СССР), либо менее шести месяцев и награжденных орденами (медалями) СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в рамках бюджетов субъектов Российской Федерации.


Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты субъектов Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.


Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение