Пояснительная записка к проекту федерального закона "О государственной социальной помощи" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной социальной помощи"


Президент Российской Федерации 24 октября 1997 г. подписал принятый Федеральным Собранием закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Прожиточный минимум в соответствии с этим Законом предназначается для оценки уровня жизни населения и формирования соответствующих бюджетов, а также для обоснования установления минимальных размеров оплаты труда и пенсии по старости, определения размеров стипендий, пособий, других социальных выплат и оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

В связи с этим возникла необходимость определения понятия и сути государственной социальной помощи.

В настоящее время число социальных льгот и выплат в Российской Федерации. установленных законодательными актами, составляет свыше тысячи. Их общая стоимость оценивается в 350 млрд. деноминированных рублей. Льготы установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает 100 млн. человек. При этом только менее 20 процентов средств попадает в малообеспеченные семьи.

Цель законопроекта "О государственной социальной помощи" - обеспечение адресности социальной поддержки той части населения, у которой доходы ниже прожиточного минимума.

Данный проект федерального закона устанавливает общие принципы, основания и порядок предоставления различных видов социальной помощи, разграничивает источники ее финансирования.

Предполагается выделение трех категорий получателей государственной социальной помощи.

Первая - это группа населения, которым государственная социальная помощь предоставления вне зависимости от доходов получателя (семьи получателя) в соответствии с действующим федеральным законодательством. К таким группам относятся:

- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

- лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе;

- военнослужащие, проходившие военную службу в годы Великой Отечественной войны не в действующей армии и награжденные медалью "За победу над Германией" или "За победу над Японией";

- жители блокадного Ленинграда;

- узники фашистских концлагерей;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств;

- работники, обслуживавшие воинские контингенты на территориях других стран и получившие ранения;

- Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

- жертвы политических репрессий;

- граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других ядерных катастроф и испытаний;

- инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы;

- многодетные семьи.

Вторая - это группы населения, которым государственная социальная помощь оказывается вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя), но конкретный объем этой помощи определяется ежегодно при утверждении федерального бюджета. К таким группам относятся:

- ветераны труда;

- лица, проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев либо менее шести месяцев и награжденные орденами (медалями) за самоотверженный труд.

Третья - это лица, оказавшиеся не в состоянии обеспечить себе денежный или натуральный доход для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума.

К ведению федеральных органов государственной власти предлагается отнести установление порядка создания, реорганизации и ликвидации учреждений, оказывающих государственную социальную помощь, разработку и утверждение типовых положений (уставов) юридических лиц, оказывающих государственную социальную помощь. организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих по вопросам оказания государственной социальной помощи, проведение научных исследований по проблемам оказания государственной социальной помощи, а также экспертизы проектов и программ в этой области, координацию деятельности учреждений и организаций, осуществляющих работу по оказанию государственной социальной помощи, обеспечение соблюдения законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи.

К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной социальной помощи предлагается отнести реализацию государственной политики на территории субъекта Российской Федерации, определение приоритетов в оказании государственной социальной помощи на территории субъекта Российской Федерации с учетом уровня его социально-экономического развития, разработку, финансирование и реализацию региональных целевых программ на территории субъекта Российской Федерации, установление размеров конкретных видов государственной социальной помощи, оказываемой за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в рамках реализации региональных целевых программ, формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов по оказанию государственной социальной помощи, разработку в пределах своей компетенции нормативных актов по вопросам оказания государственной социальной помощи, передачу отдельных государственных полномочий по оказанию государственной социальной помощи органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления предоставляют государственную социальную помощь в пределах полномочий, переданных им органами государственной власти.

Законопроектом устанавливается его приоритетность над действующими нормативными актами, противоречащими ему. которые в течение трех месяцев после вступления в силу данного Закона должны быть приведены в соответствии с ним. Эта норма законопроекта позволит начать планомерную работу по обеспечению адресности в предоставлении всех видов льгот и социальных выплат.

Закон не требует дополнительного финансирования из федерального бюджета. Высвобожденные в результате принятия данного закона средства местных бюджетов будут использованы для стабилизации финансирования мероприятий по оказанию государственной социальной помощи.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.