Пояснительная записка к проекту федерального закона N 96700175-2 "Об общих принципах организации и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96700175-2 "Об общих принципах организации и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока"


 Досье на проект федерального закона

Необходимость принятия федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" вызвана несколькими причинами.

В Российской Федерации из 65 коренных малочисленных народов в условиях Арктики, Субарктики и других районов Крайнего Севера , Сибири и Дальнего Востока проживают 36 малочисленных народов.

Общая численность их составляет около 200 тысяч человек. В экстремальных природно-климатических условиях малочисленные народы сформировали свой тип хозяйственной деятельности, культуры и образа жизни, выработали присущие им меры природоохранной деятельности и свои формы коллективного сосуществования - общины. У каждого из малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сложились в свое время свои типы общинной организации. В условиях патерналистской политики государства эти коллективные формы были практически утрачены. Однако, в условиях развития рыночных отношений, при крайне ограниченной помощи государства, эти народы могут сохраниться как этносы лишь в том случае, если будет сохранен традиционный для этих народов образ жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, формы коллективного существования, направленные на самообеспечение и саморазвитие.

Отсутствие законодательного регулирования коллективных форм сосуществования и хозяйствования создает дополнительные трудности в защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Еще больше обостряет обстановку в указанных регионах продолжающаяся практически бесконтрольная интенсивная хозяйственная деятельность предприятий и организаций различных форм собственности.

Несмотря на принятые некоторыми субъектами законы, регулирующие общинные формы организации традиционного образа жизни и хозяйствования, продолжает остро ощущаться потребность в принятии на федеральном уровне рамочного федерального закона, который регулировал бы общие принципы организации и деятельности общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Принятие данного федерального закона соответствует положениям статьи 69 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует права малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, принятие закона вытекает из конституционной обязанности как органов государственной власти Российской Федерации, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации защищать исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей (пункт "м" статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Принятие закона обусловлено еще и тем, что среди малочисленных народов сильны традиции общественных форм самоуправления. Тем самым законопроект во исполнение законодательства Российской Федерации об общественных объединениях предусматривает возможность создания общинных и иных форм общественного самоуправления в местах традиционного проживания (расселения) и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

В проекте закона впервые на федеральном уровне дается понятие общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, под которой понимается некоммерческое общественное, добровольное, самоуправляемое объединение лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, объединенных по кровнородственному (семья, род) и/или территориально-соседскому принципам, создаваемая в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования, традиционных промыслов и культуры.

В члены общин могут быть приняты представители других народов, постоянно проживающих в местах традиционного проживания (расселения) и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией этими народами конституционного права граждан на общественные объединения в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования (северного оленеводства, охоты, рыболовства, по сбору дикоросов), традиционных промыслов, а также создания, деятельности и ликвидации общин.

Действие проекта закона распространяется также на союзы (ассоциации) общин.

В законопроекте закрепляются общие принципы создания, деятельности, реорганизации (ликвидации) общин, а также ограничения на их создание. Кроме того в проекте конкретизируются взаимоотношения общин с органами государственной власти. При этом авторы законопроекта исходят из того, что помощь общинам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления может выражаться в виде налоговых льгот и преимуществ, целевого финансирования региональных или местных программ сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов Севера, заключения с общинами договоров на выполнение работ и предоставление услуг.

В законопроекте закрепляются принципы членства, а также права и обязанности членов общины, определена структура органов управления, имущество и хозяйственная деятельность общины.

Принятие данного законопроекта не повлечет за собой внесения изменения в другие законодательные акты.

Данный проект федерального закона не потребует средств из федерального бюджета. Финансовые затраты на создание и государственная помощь общин будут осуществляться в пределах ассигнований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1099 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года". Законопроект не предусматривает введение дополнительных льгот малочисленным народам, кроме тех, которые уже предусмотрены законодательством Российской Федерации для этой категории лиц.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение