• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КОММЕНТАРИИ

Комментарии


Цель настоящего комментария - обосновать подход к переурегулированию федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (каждый в своей части) вышеприведенных положений и норм территориального общественного самоуправления населения (ТОС) на основе следующих статей Конституции Российской Федерации:

пункта "в" статьи 71, относящего к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина;

пункта "б" статьи 72, относящего к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина;

пункта "н" статьи 72, относящего к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В связи с предложенной методикой положения и нормы указанных статей переурегулируются:

статья 80 (система ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к концептуальным основам ТОС;

статья 81 (общие собрания, сходы граждан) - федеральным законом, как относящаяся по смыслу и содержанию к конституционному праву граждан собираться и проводить собрания (статья 31 Конституции);

статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется их уставами) - федеральным законом, как относящаяся к полномочиям общественного объединения, установленным Федеральным законом "Об общественных объединениях" (пункт 4 статьи 20) и, следовательно, относящую орган ТОС к общественному объединению;

статья 82 в части пункта 1 (о выборах органов ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к механизму реализации (вопросы учреждения) конституционного права граждан на объединение;

статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления) и положений пункта 2 - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;

статья 84 (экономическая деятельность органа ТОС) и статья 85 (финансовые ресурсы органов ТОС) - федеральным законом, как установленными для общественных объединений в соответствии со статьями 30, 31, 36, 37 Федерального закона "Об общественных объединениях";

статья 86 (взаимоотношения органов ТОС с органами местного самоуправления) - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом '"н'" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;

статья 96 (гарантии прав органов ТОС) - федеральным законом по основаниям пункта "в" статьи 71 Конституции и (дополнительные гарантии) законом субъекта Российской Федерации по основаниям пункта "б" статьи 72 Конституции.

Как следует из комментария и анализа указанных статей орган ТОС относится к специфическому общественному объединению. Специфика заключается в его учреждении большинством граждан, проживающих на данной микротерритории, что обусловливает право органа ТОС представлять интересы населения данной микротерритории с целью их учета органами власти при принятии решений по вопросам местного значения, касающихся данной микротерритории. Сами же органы ТОС в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации могут обладать исполнительнораспорядительными полномочиями по решению отдельных вопросов местного значения.

С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории. Это сущностное содержание ТОС определяет подход к переурегулированию федеральным законом норм Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации, связанных с территориальным общественным самоуправлением, и на основе Конституции Российской Федерации определяет взаимосвязь разрабатываемого федерального закона с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Наличие в сфере ТОС предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вызывает необходимость уточнения названия разрабатываемого федерального закона: "Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления".


Руководитель рабочей группы

В.Н.Федотов


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.