Письмо Президента РФ от 25 июня 1998 г. N Пр-871 "Об отклонении проекта федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

Письмо Президента РФ от 25 июня 1998 г. N Пр-871


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 мая 1998 г. и одобренный Советом Федерации 10 июня 1998 г., по следующим основаниям.

В преамбуле и ряде статей Федерального закона говорится о судебной экспертизе в судопроизводстве. Поэтому нельзя признать обоснованным наделение правом назначения судебной экспертизы наряду с судами (судьями) также лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров (статья 2 Федерального закона).

Название и содержание Федерального закона ограничивают экспертную деятельность только государственными судебно-экспертными учреждениями. Однако в абзаце втором части первой статьи 9 Федерального закона говорится также о судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждениях органов управления здравоохранением муниципальных образований. К тому же в соответствии со статьей 10 Федерального закона государственным судебным экспертом является работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Исключение из круга экспертов лиц, не состоящих в штате государственных судебно-экспертных учреждений, ставит под сомнение необходимость принятия рассматриваемого Федерального закона.

В связи с изложенным представляется целесообразным более четко определить круг учреждений и лиц, на деятельность которых распространяются положения Федерального закона.

Вызывает сомнение необходимость перечисления объектов судебно-экспертного исследования, тем более что перечень, приведенный в статье 8 Федерального закона, не является исчерпывающим. Например, в качестве объекта экспертных исследований не указаны микрочастицы. Не ясно также, почему "живые лица" не содержатся в перечне объектов исследования, а обозначены в отдельной части статьи 8 Федерального закона.

В Федеральном законе определены два вида государственных судебно-экспертных учреждений: собственно учреждения судебной экспертизы Минюста России, Минздрава России и Минобороны России (абзац второй части первой статьи 9) и специальные учреждения и подразделения других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие функции судебно-экспертного учреждения (абзац третий части первой статьи 9). При этом не понятно, существует ли какая-нибудь разница между указанными учреждениями. Если существует, то это должно быть четко определено.

Частью третьей статьи 9 Федерального закона обоснованно запрещено проведение судебно-психиатрической экспертизы в медицинских учреждениях и их подразделениях, не относящихся к ведению Минздрава России. В целях обеспечения прав личности представляется необходимым распространить этот запрет на любые судебно-медицинские экспертизы, производящиеся в указанных учреждениях.

В части шестой статьи 9 Федерального закона говорится о том, что в случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем соответствующую территорию, судебная экспертиза может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. Не ясно, какие случаи здесь имеются в виду и кто конкретно будет определять, в какие экспертные учреждения, обслуживающие другие (какие, где расположенные?) территории, следует при этом обращаться.

В пункте "а" части первой статьи 15 Федерального закона предусмотрено право эксперта отказаться от производства экспертизы в том случае, если допущено нарушение процессуального порядка назначения экспертизы, в результате которого существенно затруднено или невозможно ее проведение. Такая формулировка является неточной, поскольку любое нарушение процессуального порядка назначения экспертизы может явиться основанием для отказа в ее проведении.

Основания для отказа эксперта от проведения экспертизы, перечисленные в пунктах "г" и "д" части первой статьи 15 Федерального закона, носят ненормативный характер и потому не могут быть установлены законом.

В соответствии с положением части третьей статьи 29 Федерального закона для производства судебно-психиатрической экспертизы лицо помещается в психиатрический стационар или судебно-психиатрический экспертный стационар только на основании определения суда или постановления судьи. Правильнее было бы сказать, что судебное решение должно являться основанием для помещения лица в указанное учреждение в целях осуществления любого экспертного исследования.

Закон не должен содержать запрета допрашивать эксперта по поводу получения им от лица, подвергнувшегося экспертизе, сведений, не относящихся к предмету экспертизы (часть третья статьи 31 Федерального закона). Решение данного вопроса относится к компетенции суда.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 25 июня 1998 г. N Пр-871


Текст письма опубликован в "Российской газете" за 15 июня 1998 г.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.