Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О поправках к статьям 103 и 117 Конституции Российской Федерации"
Суть законопроекта заключается:
1) в расширении полномочий Государственной Думы в части решения вопроса о недоверии не только Правительству Российской Федерации в целом, но и отдельным его членам, в частности: Председателю Правительства Российской Федерации, его заместителям, министрам финансов, по делам обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителям службы внешней разведки Российской Федерации и федеральной службы безопасности;
2) в устранении противоречивости норм, содержащихся в п/п "б" пункта 1 ст.103 и пункта 3 ст.117 Конституции Российской Федерации, заключающейся в допустимости применения двух взаимоисключающих процедур при решении одного и того же вопроса о недоверии Правительству Российской Федерации.
Социально ожидаемые последствия принятия Закона Российской Федерации заключаются в расширении влияния представительной народной власти на правительственную власть.
Обоснование необходимости принятия данного Закона Российской Федерации о поправках.
Действующая Конституция Российской Федерации предоставляет Государственной Думе право выражать недоверие только Правительству Российской Федерации в целом. Между тем, как показала практика работы Государственной Думы, вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации возникает всякий раз в связи с конкретными решениями или действиями конкретных членов Правительства Российской Федерации. Предоставление Государственной Думе права оперативно реагировать на такие, вызывающие недовольство граждан Российской Федерации, решения и действия конкретных членов Правительства Российской Федерации, позволит оказывать давление на политику Правительства Российской Федерации с целью ее корректировки, производить кадровые изменения в Правительстве Российской Федерации, не прибегая к его полной замене.
Кроме того, действующая Конституция Российской Федерации содержит внутреннее противоречие норм в части применения процедуры недоверия Правительству Российской Федерации.
Так, п/п "б" пункта 1 ст.103 предоставляет Государственной Думе право решать вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов. То есть недоверие Правительству Российской Федерации считается выраженным, если за доверие проголосовало менее 1/2 от общего числа депутатов.
Пункт же Зет. 117 предоставляет Государственной Думе право решать вопрос о недоверии Правительству путем принятия постановления также большинством голосов от общего числа депутатов. То есть недоверие Правительству считается выраженным, если за недоверие проголосовало более 1/2 от общего числа депутатов. Стало быть, судьба вопроса о недоверии Правительству Российской Федерации становится зависимой от того, как и кем будет поставлен перед Государственной Думой на голосование вопроса: "за доверие" или "за недоверие".
Предлагаемый законопроект устраняет это противоречие, предоставляя Государственной Думе право использовать только одну процедуру - недоверия.
В заключение отметим, что данная конституционная поправка (правда, в несколько иной редакции) уже рассматривалась Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и была одобрена ею 21.06.95 г.
Однако Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 4 июля 1995 г. Федеральный Конституционный закон "О поправках к статьям 103 и 117 Конституции Российской Федерации" был отклонен.
Мотивом отклонения послужило отсутствие закона, устанавливающего форму и порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации.
В настоящее время эти основания отпали. Имеется постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.10.95 г. о толковании ст.136 Конституции Российской Федерации и принятый Государственной Думой Федеральный закон "О порядке принятия поправок к Конституции Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.