Пояснительная записка к проекту федерального закона "О поправках к статьям 83, 103, 112 Конституции Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О поправках к статьям 83, 103, 112 Конституции Российской Федерации"

 

Суть законопроекта заключается в расширении перечня должностных лиц Правительства Российской Федерации, назначение которых Президентом Российской Федерации допускается только с согласия Государственной Думы. К их числу предлагается отнести: заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, министров финансов, по делам обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителей службы внешней разведки Российской Федерации и федеральной службы безопасности.

Социально ожидаемые последствия принятия такого Закона Российской Федерации. Предлагаемый законопроект имеет целью расширение влияния представительной власти народа на правительственную, исполнительную власть.

Обоснование необходимости принятия данного Закона Российской Федерации. Практика более чем двухлетнего применения Конституции Российской Федерации показала, что стабильность (нестабильность) общественных отношений прежде всего зависит от состояния силовых министерств и ведомств, а также министерства финансов и министерства иностранных дел. Однако, по действующей Конституции Российской Федерации представительная власть народа не имеет иных, помимо закона, рычагов влияния на эти министерства и ведомства. Между тем, традиционно организационный рычаг (через назначение и освобождение от должности должностного лица) есть один из самых действенных способов воздействия на него. При этом известно, что безусловную власть над другими имеет тот (в данном случае Президент Российской Федерации), кто концентрирует в своих руках организационную власть, кто уполномочен назначать и освобождать министров от должности. Установление такой конституционной процедуры назначения на ведущие должности (заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, министра финансов, министра иностранных дел, на должности министров и руководителей силовых министерств и ведомств), которая бы зависела не только от усмотрения высшего должностного лица Российской Федерации - Президента Российской Федерации, но и от представительной власти народа - Государственной Думы, исключит произвольность, спонтанность и непредсказуемость перестановок в Правительстве Российской Федерации. Это бесспорно окажет стабилизирующее воздействие на состояние общественных отношений.

Кроме того, ответственными за состояние правительственной власти становятся здесь не только Президент Российской Федерации, но и депутаты Государственной Думы. Это в свою очередь будет способствовать, с одной стороны, прекращению процесса концентрации народного недовольства властью только на Президенте Российской Федерации, с другой - усилению ответственности депутатов перед народом, ибо по тому, как ведет себя каждый депутат при назначении конкретных членов Правительства, гражданам легче оценить представительскую деятельность депутата на предмет ее соответствия воле избирателей.

В заключение отметим, что данная конституционная поправка несколько в другой редакции уже рассматривалась Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и была одобрена ею 21.06.1995 г. Однако, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 4 июля 1995 года Федеральный конституционный закон "О поправках к статьям 83 и 103 Конституции Российской Федерации" был отклонен. Мотивом отклонения послужило отсутствие закона, устанавливающего порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации по запросу депутатов Государственной Думы о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации вынес постановление от 31.10.1995 г. Согласно этому постановлению поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в форме Закона Российской Федерации. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О порядке принятия поправок к Конституции Российской Федерации". Таким образом, процессуальные мотивы, которыми руководствовался предыдущий Совет Федерации, отклоняя данную поправку, на сегодня отпали.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.