О финансово-экономическом обосновании
проекта федерального закона "Об основах
законодательства о социальном развитии села"
Необходимость принятия нового федерального закона "Об основах законодательства о социальном развитии села" обусловлена рядом причин.
В связи с изменившимися социально-экономическими условиями, введением в действие новой Конституции Российской Федерации, перераспределением полномочий между федеральными органами власти и субъектами Российской Федерации, расширением полномочий органов местного самоуправления, положения старого закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-I "О социальном развитии села" практически не действуют, утратили актуальность и вошли в противоречие с реальными условиями, сложившимися в сфере регулирования этого закона, а также с рядом других вновь принятых законов и подзаконных актов.
Финансово-экономическая основа старого закона была сориентирована в основном на централизованные средства из федерального бюджета. В статье 13 указанного закона было записано: "Обеспечить приоритетное выделение государственных централизованных капиталовложений на социальное развитие села и укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса. Установить систему государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса, направляя на его развитие ежегодно, начиная с 1991 года, не менее 15 процентов национального дохода РСФСР".
Расчетно 15 процентов от общей суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 1998 год составит 106 млрд.рублей (деноминированных на 01.01.98 г.).
В старом законе было предусмотрено финансирование целевых программ II государственных мероприятий по социально-экономическому развитию села осуществлять за счет республиканского бюджета. Предполагалось ежегодно финансировать за счет республиканского бюджета:
- программы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств;
- создание социальной инфраструктуры на селе, в том числе строительство жилья, школ и дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, в том числе внутрихозяйственных, электрификацию, газификацию, телефонизацию и радиофикацию, водоснабжение сельских населенных пунктов;
- строительство межхозяйственных мелиоративных систем и групповых водопроводов, другие мероприятия и дотации.
В предлагаемом проекте федерального закона "Об основах законодательства о социальном развитии села" заложена совсем иная финансовая идеология социального развития села, центр тяжести финансирования переносится с федерального на региональный и местный уровни. Предусматриваемый данным законопроектом механизм финансирования социальной сферы села многоканален. Источники финансирования социального развития села формируются на основе долевого участия средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов (включая фонды для долгосрочного льготного кредитования), средств юридических и физических лиц, иностранных инвесторов.
В целях стимулирования привлечения на социальное развитие села средств местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средств юридических и физических лиц законопроектом предлагается установить, что на каждый рубль фактически произведенных на местах затрат на эти цели в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации должно выделяться по одному рублю из федеральных и региональных целевых бюджетных средств. В результате чего предполагается уменьшение нагрузки на федеральный бюджет на 66 процентов.
Федеральный бюджет в реализации федеральных и межрегиональных программ социального развития села играет роль государственной поддержки в виде трансфертов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субвенций и дотаций из федерального дорожного фонда Российской Федерации, субвенций и инвестиционных кредитов на жилищное строительство и решение отдельных социальных задач; субвенций и дотаций из федерального фонда социально-экономического развития села, а также путем выделения целевых средств для стимулирования привлечения на социальное развитие села средств территориальных и местных бюджетов, внебюджетных источников, средств юридических и физических лиц.
В целях эффективного использования средств, формируемых по многоканальной системе на социальное развитие села, предлагается создание федеральных и региональных фондов социально-экономического развития села, как единой финансово-кредитной системы целевого назначения.
Использование средств фондов социально-экономического развития села предлагается осуществлять на возвратной основе, как финансовыми средствами, так и сельскохозяйственной продукцией.
Наряду с этим для финансирования социального развития села предлагаемый законопроект предусматривает установление налогов и взносов в фонд социально-экономического развития села для юридических и физических лиц, использующих природные ресурсы.
Одновременно законопроект предусматривает освобождение от налогообложения части прибыли юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на селе и направляющих средства на социальное развитие села. Законопроект также предусматривает механизм финансирования расходов на содержание передаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в муниципальную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры села и остающихся на балансе сельскохозяйственных организаций, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме нормативных затрат.
Предлагаемый законопроектом многоканальный механизм финансирования социальной сферы села и создание целевых фондов социального развития села позволит мобилизовать дополнительные источники финансирования и значительно активнее вести социальное обустройство села в новых условиях хозяйствования.
Член Совета Федерации |
В.А.Кечкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.