Проект федерального закона
"Аэропорты России"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень актов федерального законодательства для изменения
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Деятельность в аэропортах
Глава III. Государственное регулирование деятельности
в аэропортах
Глава IV. Земли аэропорта
Глава V. Обеспечение безопасности в аэропортах
Глава VI. Обеспечение выполнения положений
настоящего федерального закона
Настоящий Федеральный Закон устанавливает правовые и организационные основы функционирования аэропортов Российской Федерации, регламентирует деятельность в аэропортах юридических и физических лиц в целях обеспечения потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах, охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов в районах аэропортов, авиационной и экологической безопасности в аэропортах.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство, регулирующее использование аэропортов и деятельность в аэропортах
1. Законодательство Российской Федерации об аэропортах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных конституционных законов, Воздушного Кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных авиационных правил, принимаемых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Положения настоящего закона действуют в области гражданской авиации на всей территории Российской Федерации по отношению ко всем субъектам правоотношений, независимо от их организационно-правовых форм и прав собственности.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные положения и правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным Законом, то применяются положения и правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем федеральном законе применяются следующие основные понятия:
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Пользователи аэропортов - авиационные предприятия, эксплуатанты, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели и другие юридические и физические лица, использующие услуги аэропортов.
Район аэропорта (аэродрома) - часть воздушного пространства, расположенного над аэропортом (аэродромом) и прилегающей к нему местностью, предназначенного для полетов над аэропортом, выходов воздушных судов на трассы, для подходов к аэродрому и обеспечения посадки воздушных судов, и земельные участки в установленных границах (территория в пределах круга радиусом 50 км. с центром в контрольной точке аэродрома, определяемой в соответствии с федеральными авиационными правилами).
Авиационная деятельность в аэропортах - производственно-хозяйственная деятельность на территории аэропортов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению полетов, приему и отправке воздушных судов, обслуживанию пассажиров, обработке багажа, грузов и почты, осуществляемая на коммерческой основе с соблюдением установленных требований по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
Неавиационная деятельность в аэропортах - деятельность на территории аэропортов по предоставлению на коммерческой основе сервисных услуг пассажирам, включая торговлю и общественное питание, услуг по парковке автомашин, почтово-банковским операциям и других услуг, не относящихся к авиационной деятельности.
Операторы аэропорта - юридические и физические лица, осуществляющие на территории аэропортов авиационную деятельность и имеющие соответствующий сертификат и лицензию.
Главный оператор аэропорта (аэропортов) - оператор-держатель сертификата соответствия аэропорта (аэропортов), имеющий на праве собственности, на условиях аренды или на другом законном основании аэродром (аэродромы), обеспечивающий готовность аэропорта к приему и выпуску воздушных судов и обслуживанию воздушных перевозок, осуществляющий координацию работ в аэропорту, обеспечивающий соблюдение всеми операторами и пользователями аэропортов требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, качества выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Статья 3. Виды аэропортов
1. По видам обслуживаемых перевозок аэропорты делятся на внутригосударственные и международные.
Внутригосударственный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих воздушные перевозки в пределах Российской Федерации.
Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.
Международный аэропорт, как правило, открыт также для приема и отправки воздушных судов, выполняющих воздушные перевозки в пределах Российской Федерации.
Решение об открытии международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации.
2. По статусу аэропорты независимо от вида обслуживаемых перевозок делятся на аэропорты федерального, регионального и местного значения.
Аэропорт федерального значения - аэропорт, обеспечивающий межрегиональные воздушные перевозки и являющийся объектом системы национальной безопасности и социально-экономической значимости для Российской Федерации. Перечень аэропортов федерального значения утверждается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и управления госимуществом.
Аэропорт регионального значения - аэропорт, обеспечивающий региональные воздушные перевозки между двумя и более субъектами Российской Федерации, не включенный в Перечень аэропортов федерального значения.
Аэропорт местного значения - аэропорт обеспечивающий основной объем воздушных перевозок на местных воздушных линиях одного региона или субъекта Российской Федерации.
Решения об отнесении аэропортов к уровню регионального и местного значения принимаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти.
3. Изменение видов обслуживания перевозок, статуса аэропортов федерального, регионального, местного значения, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, производится на основании законов и иных правовых актов.
4. Для целей проектирования, эксплуатации и сертификации аэропорты и аэродромы делятся на классы в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Статья 4. Обеспечение доступа и ограничение прав пользования аэропортами
1. Пользователям предоставляется право равного доступа в аэропорты, если иное не предусмотрено настоящим законом, иными правовыми актами и федеральными авиационными правилами.
2. Ограничение прав пользования аэропортами допускается:
в части закрытия аэродромов и аэропортов для приема и отправки воздушных судов в ночное время по решению федеральных и/или муниципальных органов государственной власти или в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
в части ограничения доступа в контролируемые зоны аэропортов в соответствии с требованиями обеспечения авиационной безопасности и в порядке, установленном федеральными авиационными правилами;
в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в случаях действия непреодолимой силы;
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить ограничения в деятельность аэропортов, а также отвлекать технику и авиационный персонал аэропортов на другие работы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
4. Запрещается ограничение прав пользования открытым для приема и отправки воздушных судов аэропортом при его использовании экипажем воздушного судна в качестве запасного аэропорта.
Статья 5. Имущественный комплекс аэропорта
1. Имущественный комплекс аэропорта включает отведенный ему земельный (водный) участок и расположенные на нем аэродром, аэровокзалы, привокзальные площади, здания, сооружения, инженерные коммуникации, оборудование, инвентарь и другое имущество для обеспечения деятельности аэропорта.
Имущественный комплекс аэропорта может включать расположенные на его территории объекты единой системы организации воздушного движения, метеобеспечения, вертолетные станции и вертодромы, подъездные пути с полосами отвода, объекты социальной сферы и другие сооружения и объекты.
2. Имущественный комплекс аэропорта, предназначенный для приема, отправки и обслуживания воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, может находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также юридических лиц.
Глава II. Деятельность в аэропортах
Статья 6. Авиационная деятельность в аэропортах
1. Авиационная деятельность в аэропортах осуществляется на возмездной основе с соблюдением требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности.
2. В соответствии с требованиями безопасности полетов и авиационной безопасности отдельные виды авиационной деятельности в аэропортах не допускают конкуренции. Специальные требования к указанным видам деятельности, связанным с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности в аэропортах, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Статья 7. Операторы аэропорта
1. Операторы аэропорта не имеют право вводить меры дискриминационного экономического воздействия и ограничений на осуществление прав пользователей аэропорта, кроме случаев, когда такие ограничения касаются обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности.
Оператор осуществляет деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором.
2. Особенности деятельности операторов аэропорта и соответствующие им права, обязанности и ответственность устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Статья 8. Главный оператор аэропорта
1. Главный оператор аэропорта:
1) имеет на праве собственности, на условиях аренды или на другом законном основании аэродром и обеспечивающий готовность аэродрома и аэропорта к приему и выпуску воздушных судов и обслуживанию воздушных перевозок;
2) осуществляет контроль деятельности операторов аэропорта;
3) разрабатывает суточный план по приему и отправке воздушных судов, обеспечивает его выполнение, ведет учет и анализ регулярности взлетов и посадок воздушных судов;
4) имеет право закрытия аэродрома и аэропорта для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими и метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов;
5) имеет право на организацию и управление всеми видами деятельности в аэропорту, которые осуществляет самостоятельно, либо путем передачи на договорных условиях операторам, имеющим соответствующие сертификаты и лицензии;
6) имеет право передачи в аренду (субаренду) или на иных договорных условиях имущества, находящегося в его хозяйственном ведении или на другом законном основании;
7) имеет исключительное право на обозначения, индивидуализирующие аэропорт, на осуществление в аэропорту всех видов услуг, а также на обозначения, индивидуализирующие эти услуги (фирменное наименование, товарный знак, знаки обслуживания);
8) имеет право заключения в аэропорту договоров коммерческой концессии;
9) обязан заключать договора с государственными предприятиями по использованию и организации воздушного движения, организациями по таможенному, пограничному, санитарному, карантинному контролю, а также организациями, обеспечивающими охрану общественного порядка в аэропорту;
10) является держателем генерального плана развития аэропорта и контролирует застройку на территории аэропорта;
11) устанавливает порядок расчетов с пользователями аэропорта;
12) является пользователем земельного участка аэропорта и предоставляет его в аренду или на иных договорных условиях операторам аэропорта и другим юридическим и физическим лицам;
13) представляет специально уполномоченному органу в области гражданской авиации годовые отчеты о деятельности, аудиторские и бухгалтерские отчеты.
2. Использование аэропортов авиационными предприятиями производится на основании разрешений главного оператора с уведомлением об этом органа единой системы организации воздушного движения.
3. Другие особенности деятельности, а также права, обязанности и ответственность главного оператора аэропорта устанавливается федеральными авиационными правилами.
Статья 9. Услуги, оказываемые в аэропортах
1. К услугам, оказываемым в аэропортах относится деятельность, направленная на обеспечение полетов, функционирование техники и объектов аэропорта, обслуживание пассажиров, багажа и грузоперевозок.
2. Для пассажиров и грузоотправителей (грузополучателей) главный оператор обязан содействовать обеспечению следующим минимумом услуг:
допуск пассажиров в аэровокзал и предоставление возможности нахождения в нем при ожидании вылета;
оказание услуг, связанных с приемкой багажа, продажей билетов и т.д.;
предоставление информации о времени прилета и вылета воздушных судов, о стоимости воздушной перевозки пассажиров и перевозки багажа, о времени работы билетных касс;
предоставление информации о процедуре вылета из аэропорта, о средствах транспорта, связывающих аэропорт с окружающими его населенными пунктами;
обеспечение условий для размещения и питания пассажиров в случаях задержки рейсов;
обеспечение авиационной и личной безопасности в аэропорту.
3. Минимальный перечень услуг, предоставляемых авиационным предприятиям и другим пользователям, устанавливается федеральными авиационными правилами.
Статья 10. Единая технология работы в аэропорту
1. В целях обеспечения безопасности полетов, авиационной, экологической безопасности и координации деятельности в аэропортах работа операторов и пользователей осуществляется на основе единой технологии.
2. Единая технология работы аэропорта - утверждаемая главным оператором аэропорта совокупность форм и методов осуществления авиационной деятельности в аэропорту, включающая технологические графики обслуживания воздушных судов, порядок взаимодействия и разграничение ответственности, табель аэропортовой информации и другие обязательные к исполнению в аэропорту организационно-технологические документы.
Статья 11. Слоты аэропортов
1. Слоты аэропортов - временные интервалы взлетов и посадок воздушных судов в аэропортах, предоставляемые авиационным предприятиям и эксплуатантам - пользователям аэропорта.
2. Предоставление слотов осуществляется главным оператором аэропорта по согласованию с органом единой системы организации воздушного движения в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Статья 12. Взаимодействие с государственными органами и организациями в аэропорту
Государственные предприятия по использованию воздушного пространства и органы воздушного движения, организации по таможенному, пограничному, санитарному, карантинному контролю, а также организации, обеспечивающие охрану общественного порядка в аэропорту обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательными и подзаконными нормативными актами на основе договоров, заключенных с главным оператором аэропорта.
Статья 13. Учетно-отчетное время в аэропортах
В целях обеспечения непрерывного управления перевозочным процессом в аэропортах, непосредственно участвующих в перевозках пассажиров, багажа и грузов, независимо от их местонахождения на территории Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время - местное.
Статья 14. Язык общения, используемый в аэропортах
В аэропортах Российской Федерации применяется русский язык, как государственный язык Российской Федерации.
Информация в аэропортах и других местах обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей наряду с государственным языком может предоставляться и на других языках народов России с учетом интересов местного населения.
В международных аэропортах наряду с русским языком допускается сообщение информации на иностранных языках.
Глава III. Государственное регулирование деятельности
в аэропортах
Статья 15. Цели и задачи государственного регулирования
1. Целями государственного регулирования использования аэропортов и контроль деятельности в аэропортах являются обеспечение:
1) безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности;
2) качества работ и услуг, предоставляемых в аэропортах;
3) гарантий равных возможностей предоставления услуг пользователям аэропорта в интересах удовлетворения потребностей авиатранспортного рынка;
4) экологической безопасности.
2. Под государственным регулированием деятельности в аэропортах понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение.
Государственное регулирование деятельности в аэропортах включает:
1) разработку и утверждение подзаконных нормативных актов, включая федеральных авиационных правил;
2) обязательную сертификацию аэропортов и операторов аэропортов;
3) лицензирование авиационной деятельности в аэропортах;
4) ограничения участия в уставном капитале главных операторов аэропортов;
5) ограничения и контроль за монополистической деятельностью в аэропортах;
6) обеспечение развития аэропортов федерального значения;
7) контроль за открытием и закрытием аэропортов, изменением их статуса;
8) контроль и анализ регулярности взлетов и посадок воздушных судов в аэропортах;
9) государственную регистрацию и ведение Государственного реестра аэропортов (аэродромов) Российской Федерации.
3. Государственное регулирование и контроль за деятельностью в аэропортах осуществляет специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Статья 16. Обязательная сертификация
1. Обязательной сертификации подлежат аэропорты и операторы аэропортов.
2. Держателем сертификата аэропорта является главный оператор аэропорта.
3. Требования к проведению обязательной сертификации аэропортов и операторов аэропортов и порядок их проведения установленные федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими и физическими лицами.
Статья 17. Лицензирование деятельности в аэропортах
1. Лицензированию подлежат следующие виды авиационной деятельности в аэропортах:
1) обслуживание воздушных судов, пассажиров багажа, грузов и почты;
2) обслуживание воздушного движения;
3) деятельность по обеспечению авиационных работ в аэропортах;
4) подготовка специалистов согласно перечням должностей авиационного персонала;
2. Выдача операторам аэропортов соответствующих лицензий производится при наличии сертификатов и договора между ними и главным оператором об осуществлении авиационной деятельности в аэропорту.
3. Требования и порядок лицензирования авиационной деятельности в аэропортах установленные федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления а также юридическими и физическими лицами.
4. Лицензирование неавиационной деятельности в аэропортах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 18. Государственные приоритеты
При возникновении потребности в использовании аэропорта (аэродрома) одновременно двумя и более авиационными предприятиями или другими юридическими и физическими лицами право на его использование предоставляется в соответствии с государственными приоритетами следующих целей использования аэропортов:
отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил;
прием, отправка и обеспечение полетов воздушных судов в аэропортах, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иной деятельности по использованию аэропортов, осуществляемой в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
прием, отправка и обеспечение полетов воздушных судов или иной деятельности по использованию аэропорта, осуществляемой в соответствии со специальными договорами;
внезапные проверки боевой готовности, а также перебазирование частей и подразделений государственной авиации;
обслуживание регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации;
обслуживание полетов воздушных судов экспериментальной авиации;
обслуживание регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
осуществление нерегулярных воздушных перевозок и выполнение авиационных работ;
проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
выполнение полетов воздушных судов или иной деятельности по использованию аэропортов, осуществляемой в целях удовлетворения потребностей граждан.
Статья 19. Государственная собственность в аэропортах
1. Отнесение части имущественного комплекса аэропортов к категории имущества, не подлежащего приватизации, устанавливаются в соответствии с законодательством о приватизации.
2. Не подлежащая приватизации часть имущественного комплекса аэропортов федерального значения находится исключительно в федеральной собственности.
3. Не подлежащая приватизации часть имущественного комплекса аэропортов регионального и местного значения может находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за исключением объектов единой системы организации воздушного движения, находящихся в федеральной собственности.
4. Не подлежащая приватизации часть имущественного комплекса аэропорта закрепляется за главным оператором аэропорта на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или передается им в пользование на основе договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации. В договор в обязательном порядке включаются условия поддержания указанного имущества в надлежащем состоянии, соблюдения технических норм эксплуатации, а также обязательства сторон по его модернизации и развитию.
5. Главный оператор аэропорта имеет право предоставлять отдельные части имущественного комплекса аэропорта (в том числе земельные участки) в пользование, владение, аренду (субаренду), доверительное управление и на иных не противоречащих закону основаниях операторам, пользователям аэропорта и другим юридическим и физическим лицам.
Статья 20. Ограничение участия в уставном капитале главных операторов аэропорта
1. Доля иностранных граждан и/или иностранных юридических лиц в уставном капитале главного оператора аэропорта не должна превышать 49%.
2. Доля авиационного предприятия и аффилированных с ним лиц в уставном капитале главного оператора аэропорта не должна превышать 5%.
Статья 21. Ограничение монополистической деятельности в аэропортах
1. Главные операторы являются субъектами естественных монополий. Их деятельность регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
2. При передаче главным операторам аэропорта на договорных условиях прав на осуществление авиационной деятельности в аэропорту соответствующему оператору обеспечивается состязательность (конкуренция) в предоставлении соответствующих услуг.
3. Имущество аэропортов, функционирующих в составе объединенных авиационных предприятий, выделяется на отдельных баланс.
4. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации в соответствии с возложенными на него задачами принимает меры по проведению антимонопольных мероприятий и развитию конкуренции в аэропортах.
5. Деятельность уполномоченного органа в области гражданской авиации по проведению антимонопольных мероприятий и развитию конкуренции распространяется на все аэропорты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 22. Тарифы и сборы за услуги, предоставляемые в аэропортах
1. Аэропортовые сборы, тарифы и цены монопольных производителей услуг в аэропорту формируются главным оператором аэропорта, определяются на основе единой методической базы, вводимой специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, и устанавливаются в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
2. Конкурирующие производители услуг в аэропорту устанавливают сборы, тарифы и цены на свои услуги самостоятельно.
3. Главный оператор аэропорта вправе по согласованию с уполномоченным органом в области гражданской авиации и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен аэропорт, устанавливать целевые сборы на его развитие, взимаемые с пользователей.
Статья 23. Государственное регулирование развития аэропортов федерального значения
Государственное регулирование развития аэропортов федерального значения осуществляется с использованием мер государственной экономической поддержки, включая гарантии правительств субъектов Российской Федерации, предоставляемых в установленном порядке
Глава IV. Земли аэропорта
Статья 24. Территория аэропорта
1. Территория аэропорта - земельный (водный) участок, включающий аэродром, служебно-техническую территорию и территорию обособленных сооружений.
2. Служебно-техническая территория предназначена для расположения зданий и сооружений обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, технического обслуживания воздушных судов, объектов авиатопливообеспечения, контроля за воздушным движением, поисковых и аварийно-спасательных служб, транспортных и административно-вспомогательных сооружений.
3. К обособленным сооружениям относятся здания, сооружения и объекты организации воздушного движения, склады горюче-смазочных материалов очистные сооружения, и другие объекты, расположенные отдельно вне аэродрома и служебно-технической территории.
4. Границы территории аэропорта определяются границами аэродрома, служебно-технической территории, территории обособленных сооружений и устанавливаются административными нормативными актами.
5. Земельные (водные) участки, на которых расположены аэропорты федерального значения, относятся к федеральной собственности.
6. Земельные (водные) участки аэропорта могут предоставляться главному оператору в постоянное бессрочное пользование, во временное пользование, либо в аренду в соответствии с действующим законодательством Земельные участки аэропортов, находящиеся в государственной собственности, используются по назначению безвозмездно.*
7. В договорах на передачу главному оператору земельных (водных) участков должны быть предусмотрены условия, выполнение которых обеспечит безопасность эксплуатации аэропортов. Главный оператор обязаны содержать переданные им земельные участки в надлежащем санитарном состоянии.
Статья 25. Участок расположения аэропорта
1. Участок расположения аэропорта должен обеспечивать:
размеры, достаточные для расположения всех зданий и сооружений аэропорта, позволяющие производить его поэтапное расширение;
транспортные связи, удобные для перевозки пассажиров между городом и аэропортом;
возможность присоединения подъездных путей аэропорта к коммуникациям других видов общественного транспорта;
выполнение требований по охране окружающей среды, в том числе к ограничению шумового воздействия от эксплуатации воздушных судов;
безопасность полетов воздушных судов;
возможность снабжения аэропорта доброкачественной водой и электроэнергией в требуемых количествах;
возможность сбора, отведения и очистки сточных вод;
строительство зданий и сооружений аэропорта при наименьших объемах земляных работ и благоприятных гидрогеологических условиях.
2. Решение о месторасположении аэропорта принимается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации при условии выполнения требований подзаконных нормативных актов и по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления с учетом законодательства Российской Федерации.
3. Размеры участка для аэропорта определяются на основании разработанного и утвержденного в установленном порядке генерального плана развития аэропорта с учетом резервирования территории для аэропорта в соответствии с требованиями подзаконных нормативных актов.
Резервируемые территории - земельные участки, примыкающие к границам территории аэропорта, на которых в перспективе предполагается строительство объектов, зданий и сооружений аэропорта.
Статья 26. Проектирование, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение аэропортов
1. Проектирование, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение аэропортов, в том числе с привлечением иностранных граждан и иностранных юридических лиц, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Предпроектные исследования территории для строительства и расширения аэропортов должны проводиться юридическими и (или) физическими лицами, получившими в установленном порядке соответствующие лицензии на эту деятельность.
Предпроектные исследования проводятся на основании полученного в установленном порядке разрешения на право доступа к исследуемой территории.
3. До принятия решения о месторасположении аэропорта не допускается возведение объектов и сооружений на участках земли, где предполагается строительство аэропорта и резервирование территорий.
4. Местные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств, имеющихся в их распоряжении должны обеспечивать строительство, реконструкцию, благоустройство и эксплуатацию подъездных дорог к аэропорту, аэропортов регионального и местного значения и подъездных дорог к данным аэропортам, регулирование движения транспорта на этих дорогах, условия для торгово-бытового обслуживания пассажиров, а также телефонную связь городов и других населенных пунктов с аэропортами и принятие указанных объектов на баланс соответствующих организаций.
Статья 27. Требования к размещению объектов в районе аэропорта (аэродрома)
В районе аэропорта (аэродрома) и на резервируемых территориях подлежат согласованию с собственником аэродрома и специально уполномоченным органом в области гражданской авиации намечаемые к строительству или реконструкции объекты, которые имеют следующие параметры:
высотой 100 м. и более относительно высоты аэродрома в пределах всего района аэродрома;
высотой 40 м. и более относительно высоты аэродрома в пределах круга радиусом 20 км. с центром в контрольной точке аэродрома;
высотой 10 м. и более относительно высоты аэродрома в пределах круга радиусом 7 км. с центром в контрольной точке аэродрома;
высотой 4 м. и более относительно высоты аэродрома в пределах 1,5 км. от ближайшей к объекту точки осевой линии взлетно-посадочной полосы;
любой высоты в пределах 500 м. от ближайшей к объекту точки осевой линии взлетно-посадочной полосы;
имеющие взрывную, радиационную опасность;
имеющие радиотехнические, электромагнитные помехи;
объекты, способствующие скоплению птиц, пылеобразованию, туманообразованию.
Статья 28. Санитарно-защитные зоны
В целях обеспечения безопасности населения, а также экологической безопасности окружающей среды и условий безопасности полетов в районе аэропорта (аэродрома) и на резервируемых территориях предусматриваются санитарно-защитные зоны. Порядок установления санитарно-защитных зон аэропортов и территорий обособленных объектов, их размеры, режим пользования землями, отведенными для этих целей, устанавливаются федеральными авиационными правилами, согласованными с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и охраны природы и окружающей среды.
Статья 29. Ограничение права пользования землями аэропорта
1. Ограничения права пользования землями аэропорта включают установленные настоящим законом и федеральными авиационными правилами ограничения на строительство сооружений и объектов в районе аэропорта и на резервируемой территории, ограничения пользователей по шумам в районе аэропортов и в санитарно-защитных зонах аэропортов.
2. Все собственники земельных участков, расположенных в районе аэропорта и на его резервируемой территории, должны быть документально информированы об установленных ограничениях права пользования землями и прохождении границ соответствующих территорий и районов аэропорта.
Глава V. Обеспечение безопасности в аэропортах
Статья 30. Обеспечение авиационной безопасности
1. Главные операторы и операторы аэропорта обязаны в установленном порядке принимать меры по обеспечению авиационной безопасности и противодействовать актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
2. Для выработки мероприятий, направленных на защиту от незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации создаются в установленном порядке аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.
3. В аэропортах выделяются специальные помещения и технические средства для производства предполетного досмотра и контроля авиационного и иного персонала.
4. Требования авиационной безопасности в аэропортах и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
5. Требования по обеспечению безопасности в аэропортах в особый период устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Статья 31. Поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение
1. Специальные надзорные и исполнительные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов в районе аэродромов (аэропортов) осуществляет служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, укомплектованная штатными (профессиональными) и нештатными аварийно-спасательными формированиями.
2. Поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов реализуется:
1) достаточной технической оснащенностью, включая дежурные воздушные суда;
2) взаимодействием с соответствующими поисковыми и аварийно-спасательными службами других федеральных органов исполнительной власти;
3) контролем наличия на воздушных судах аварийно-спасательного оборудования, внутренней и внешней аварийно-спасательной маркировки и другими мероприятиями.
3. Авиационная деятельность в аэропортах приостанавливается полностью или частично, если служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов или штатные аварийно-спасательные формирования не прошли аттестацию или не подтвердили при инспекционной проверке свою готовность реагировать на чрезвычайные ситуации и проводить работы по их ликвидации.
Приостановление деятельности в аэропортах производится в порядке, определенном федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя".
4. Главные операторы аэропортов совместно с заинтересованными органами разрабатывают планы мероприятий по ликвидации возможных аварий, обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям, а также схемы и порядок связи при возникновении подобных ситуаций.
5. В случае аварии на территории аэропорта главный оператор и операторы незамедлительно приступает к ее ликвидации с одновременным уведомлением соответствующих органов государственной власти.
Статья 32. Меры по обеспечению сохранности окружающей природной среды
1. При размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов аэропортов должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по оценке отрицательного влияния на состояние окружающей среды и ее охране.
2. Оценка отрицательного влияния на состояние окружающей среды производится по результатам экологической экспертизы, без положительного заключения которой запрещается строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов. Экологическая экспертиза осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. В пределах санитарно-защитных зон главный оператор должен предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, включающие защиту от шумовых воздействий, специальных видов излучений (СВЧ, электромагнитных и др.), защиту почв, растительности, животного мира и водоемов и т.д.
Статья 33. Охрана объектов аэропортов
1. Охрана объектов аэропорта осуществляется подразделениями военизированной охраны либо службами авиационной безопасности главного оператора и/или эксплуатантов по договорам, заключенным с главным оператором.
2. Требования, предъявляемые к подразделениям, осуществляющим охрану аэропортов и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Глава VI. Обеспечение выполнения положений
настоящего федерального закона
Статья 34. Ответственность за вред, причиненный окружающей среде
1. Операторы аэропорты, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, ненадлежащее содержание земель, выделенных в пользование аэропортов, шумовое воздействие на физических лиц, проживающих на территории, прилегающей к аэропорту.
2. При нанесении вреда окружающей природной среде в результате ненадлежащей технологической эксплуатации или аварии на объектах аэропорта, на операторов аэропорта наряду с санкциями возлагается обязанность проведения восстановления природной окружающей среды.
Статья 35. Страхование ответственности главного оператора аэропорта
1. Страхование ответственности главного оператора аэропорта за вред, который может быть причинен пользователям аэропорта или третьим лицам при выполнении им своей деятельности является обязательным.
2. Объектом страхования могут быть имущественные интересы главного оператора аэропорта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный им личности или имуществу физического или юридического лица вследствие осуществления своей деятельности в аэропорту.
Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 37. Приведение иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Иные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
_____________________
* пункт вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.