Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда"


1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта


Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1997 года N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов".

Необходимость данного законопроекта обусловлена принятием после выхода Основ законодательства Российской Федерации об охране труда: Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и других федеральных законов.

Кроме того, действующие "Основы" не предусматривают четкого разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обязательности создания служб охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность.

Выявлена необходимость уточнить систему финансирования мероприятий по охране труда на всех уровнях управления, конкретизировать направления деятельности органов государственной экспертизы условий труда с учетом предстоящей сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.


2. Цели и задачи принятия законопроекта


Цель данного законопроекта - приведение Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в соответствие с вновь принятыми после их выхода основополагающими федеральными законами: совершенствование законодательного регулирования отношений в области охраны труда, усиление внимания к вопросам охраны труда со стороны государственных и хозяйственных органов всех уровней, работодателей и самих трудовых коллективов.

Основной задачей данного законопроекта является выработка новых механизмов экономической заинтересованности всех участников трудового процесса в обеспечении условий и охраны труда, повышении гарантий и уровня социальной защиты работающих.


3. Общая характеристика и основные положения законопроекта


Предметом правового регулирования законопроекта является охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Структура законопроекта состоит из следующих разделов:

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Гарантии права на труд, отвечающий требованиям по охране труда.

Раздел III. Обеспечение охраны труда.

Раздел IV. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Раздел V. Ответственность за нарушение законодательства и других требований по охране труда.

Принципиальная новизна законопроекта заключается в том, что впервые на законодательном уровне закреплено разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Кроме того, уточнена сфера действия законодательства об охране труда, которая будет распространяться также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Расширены и более четко сформулированы отдельные права работника на труд, отвечающий требованиям охраны труда. Так, включено право каждого работника на обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 6. действующих "Основ" запрещает принимать на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда лиц в возрасте до 21 года. Однако эта норма вступает в противоречие со статьей 175 КЗоТ в редакции Федерального закона Российской федерации от 24 ноября 1995 года, т.е. принятого уже после выхода Основ, которой предусматривается запрещение применения на указанных работах лиц моложе 18 лет.

Действующие "Основы" не требуют обязательного создания служб охраны труда в организациях. Такой подход противоречит ранее существовавшей в России практике, требованиям международных норм (Конвенций и Рекомендаций МОТ) и не характерен для абсолютного большинства государств с развитой рыночной экономикой. Более того, за время действия "Основ" численность работников служб охраны труда в организациях сократилась более чем в два раза. Это, в свою очередь, привело к резкому ослаблению всей работы по охране труда, снижению технологической дисциплины, многочисленным нарушениям требований безопасности всеми участниками производственного процесса, что является одной из основных причин высокого уровня аварийности и травматизма на производстве.

Введение в законопроект нормы, регулирующей обязательность создания службы охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников, а также недопущение ее упразднения, позволит значительно повысить возможности внутриведомственного контроля, как основы комплексного решения проблем охраны труда.

В целях повышения ответственности работодателя за обеспечение охраны труда в организации и защиты интересов работников в проекте закона введен ряд дополнительных обязанностей работодателя.

В законопроекте установлен более четкий порядок финансирования охраны труда на всех уровнях управления, включая организации. Финансирование охраны труда будет осуществляться в рамках федеральных отраслевых и региональных программ из средств соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На эти цели предлагается также использовать средства, полученные от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.

Финансирование мероприятий по охране труда в организациях независимо от организационно-правовых форм должно осуществляться работодателями в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.

Уточнена статья о государственном надзоре и контроле. Законопроектом установлено, что помимо федеральной инспекции труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий по направлениям деятельности.

Впервые на законодательном уровне определены права государственных инспекторов по охране труда и работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, а также направления деятельности государственной экспертизы условий труда, ее роль с учетом предстоящей сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Введена статья о прекращении деятельности (ликвидации) организаций, их подразделений за нарушение требований по охране труда, т.к. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации это решение может принять только суд.

Текст "Основ" приведен в соответствие с происшедшими с 1993 года изменениями в законодательстве.


4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства


Законопроект разработан в развитие отдельных положений по вопросам охраны труда, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Административном кодексе Российской Федерации, Кодексе законов о труде Российской Федерации, законах, регулирующих деятельность по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, основополагающих конвенциях и рекомендациях МОТ, а также в модельном законодательном акте, принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств.

Законопроект укрепляет действующую систему охраны труда, законодательную основу гарантий прав работников на охрану труда и приведен в соответствие с полномочиями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Для реализации некоторых положений законопроекта потребуется разработать и принять следующие нормативные правовые акты:

"О государственной системе управления охраной труда";

"О перечне тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин";

"О перечне тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет";

"О порядке обучения и проверки знаний по охране труда в Российской Федерации;

"О Государственной экспертизе условий труда".

Предусматривается также разработать рекомендации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации осуществлять государственное управление охраной труда:

"О службе охраны труда организации";

"О системе сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда";

"О порядке финансирования мероприятий по охране труда в организации".

Кроме того, в целях реализации настоящего законопроекта будут подготовлены предложения по внесению необходимых уточнений и изменений в действующее законодательство (КЗоТ и т.п.).


5. Финансово-экономическое обоснование


Введение данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


6. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта


Принятие законопроекта усилит внимание к вопросам охраны труда со стороны государственных и хозяйственных органов всех уровней, работодателей и работников, повысит технологическую дисциплину, усилит контроль за соблюдением требований по охране труда, в результате чего ожидается снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и улучшение социального положения работников.

Социально-экономический эффект реализации федерального закона выражается, прежде всего, в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, а также в экономии денежных средств за счет:

- экономии средств Фонда социального страхования Российской Федерации от сокращения потерь, связанных с производственно обусловленной заболеваемостью;

- экономии материальных затрат в связи с сокращением производственного травматизма;

- сокращения величины недополученного общественного продукта в связи с несчастными случаями на производстве.

Впервые проект упомянутого документа был подготовлен и обсужден на Первом общероссийском совещании по охране и безопасности труда, проведенном в г.Москве 3-5 июня 1996 года, с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законопроект рассматривался:

- на заседании Правительства Российской Федерации;

- федеральными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- на коллегии Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

- государственными органами надзора и контроля;

- на заседании Российской трехсторонней Комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

На разных этапах подготовки законопроекта проводилась правовая экспертиза Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (дважды).


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.