Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов"
Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, принятая 10 мая 1952 года в г.Брюсселе, вступила в силу в 1956 г.
В настоящее время участниками Конвенции 1952 г. являются около 70 государств.
Конвенция 1952 г. устанавливает единообразные правила, касающиеся ареста морских судов, плавающих под флагом договаривающихся государств, по морским требованиям в пределах юрисдикции этих государств.
Конвенция 1952 г. содержит закрытый перечень морских требований, по которым только и может производиться арест судна, и устанавливает ряд ограничений в отношении ареста судна.
Согласно Конвенции 1952 г. лицо, имеющее морское требование может арестовать или конкретное судно, в отношении которого такое требование возникло, или любое другое судно, принадлежащее лицу, которое являлось собственником конкретного судна на момент возникновения морского требования и ответственным лицом по этому требованию.
Однако, если при фрахтовании судна на условиях бербоут-чартера, фрахтователь, а не собственник, несет ответственность по морскому требованию в отношении такого судна, то лицо, имеющее требование, может арестовать это судно или другое судно, находящееся в собственности фрахтователя, но никакие другие суда, принадлежащие собственнику, не могут быть арестованы по таким требованиям. Это правило применяется также во всех случаях, когда лицо иное, чем собственник судна, несет ответственность по морскому требованию в отношении такого судна.
Повторный арест судна по одному и тому же морскому требованию одного и того же лица в пределах юрисдикции договаривающихся государств не допускается, если только лицо, имеющее требование, не докажет, что имелись разумные основания для такого ареста. Это правило применяется также в случаях повторного ареста других судов, принадлежащих тому же собственнику.
Статья 3.1 Конвенции 1952 г. не допускает арест другого судна, кроме конкретного, в отношении которого возникло требование, из споров о праве собственности на судно, владения и пользования им (подпункты "o" и "p" ст.1.1) и из установленной ипотеки судна (подпункт "q" ст.1.1). В соответствии со ст.10.1"a" Конвенции 1952 г. целесообразно зарезервировать право Российской Федерации не применять Конвенцию 1952 г. по требованиям, указанным в подпунктах "o" и "p" ст.1.1, с тем, чтобы рассматривать эти требования в соответствии с национальным правом.
В соответствии со ст.10.1 "b" Конвенции 1952 г. целесообразно также зарезервировать право Российской Федерации не применять ст.3.1 Конвенции 1952 г. к аресту судна по требованиям из ипотеки судна (подпункт "q" ст.1.1). Цель такой оговорки - не применять исключение из права на арест других судов, принадлежащих собственнику судна, в отношении которого установлена ипотека. Такая оговорка вполне оправдана, поскольку держатель ипотеки вправе предъявлять требования в отношении любого имущества залогодателя в случае, если его требование о выплате долга не погашается за счет выручки от продажи заложенного имущества. Изменения, которые предполагается внести в Конвенцию 1952 г. с учетом практики ее применения, не содержат такого исключения. Проект КТМ РФ учитывает эти изменения.
Оговорки по подпунктам "a" и "b" ст.10.1 Конвенции 1952 г. сделали ряд государств, и, в частности, Великобритания, Нидерланды, Куба, Германия, Италия, Египет и др.
В связи с тем, что в Конвенции 1952 г. отсутствует правило о неприменении ее правил к военным кораблям, военно-вспомогательным судам и другим судам, находящимся в собственности государства или эксплуатируемым им и используемым исключительно в некоммерческих целях, целесообразно при присоединении к Конвенции 1952 г. сделать соответствующую оговорку. Значительное число государств-участников Конвенции 1952 г. такую оговорку сделало.
Основные положения Конвенции 1952 г. нашли отражение в проекте КТМ РФ (раздел XXIV "Арест судов").
Для реализации права лица, имеющего морское требование, на арест морского судна в обеспечение такого требования, суды и арбитражи страны должны обладать правомочием налагать арест на морские суда для обеспечения морских требований. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в ГПК РСФСР и АПК РФ.
Правила производства дел в Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ такие правомочия председателю МАК предоставляют.
Основания для присоединения: подпункт "a" п.1 и п.2 ст.15 и подпункт "a"п.1 ст.21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и ст.15 Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов.
Присоединение Российской Федерации к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существующего порядка их финансирования.
Представляемый законопроект не содержит вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации при внесении.
Вопрос о присоединении к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, согласован с Минсельхозпродом России (А.В.Родин), Минобороны России (А.В.Квашнин), Минюстом России (Л.Н.Завадская), Верховным Судом Российской Федерации (В.М.Жуйков) и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (О.В.Бойков).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.