Пояснительная записка к измененной редакции проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики" (не действует)

Пояснительная записка
к измененной редакции проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики"


Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики" внесен Президентом Российской Федерации 20 июля 1996 года в соответствии с действующим законодательством.

Соглашение подписано Сторонами в г.Москве 28 марта 1996 года.

Соглашение направлено на оказания друг другу правовой помощи по гражданским и уголовным делам и делам об административных правонарушениях, связанным с временным пребыванием российских воинских формирований на территории Киргизской Республики.

Компетентные органы Сторон взаимодействуют между собой, регулируют порядок производства отдельных процессуальных действий.

Настоящее Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.

В ходе рассмотрения указанного законопроекта и подготовки по нему заключения было отмечено, что Соглашение содержит (статьи 2, 7, часть 2 статьи 13 и статья 15) несовместимые с Конституцией Российской Федерацией правовые нормы, не исключающих при определенных условиях выдачу российских граждан и передачу юрисдикции по их делам Киргизской Стороне и ее компетентным органам. Соглашением определено распространение юрисдикции Российской Федерации только на воинские преступления, совершенные гражданами Российской Федерации, и только на места дислокации. Другие виды преступлений данным Соглашением регулируются не в пользу российских граждан, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений. На них распространяется юрисдикция Киргизской Республики. В результате действие статьи 9 Соглашения ограничено.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" настоящее Соглашение после вступления его в силу является составной частью правовой системы Российской Федерации.

Законодательное закрепление подобных норм лишает российских граждан гарантий прав и свобод предусмотренных главой 2 Конституции Российской Федерации, включая статьи 47 и 61, обеспечивающие соответственно право выбора подсудности и запрещении выдачи Гражданина Российской Федерации иностранному государству. Однако в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Там же в статьях 64 и 135 (часть 1) предписано, что положения главы 2 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Уголовный Кодекс Российской Федерации так же запретительно регламентирует процедуру выдачи. Согласно статьи 13 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Устранение указанных недостатков и антиконституционных норм, а также необходимость правового регулирования отмеченных коллизий, положены в основу вносимых депутатами поправок в проект федерального закона.

Статья 1 законопроекта остается в редакции Президента Российской Федерации.

Статья 2 содержит положения для регулирования отношений между Сторонами при возникновении обстоятельств, затрагивающие конституционные гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации.

Частью 1 ст.2 решение вопросов о выдаче, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, регулируемых статьями 2, 7, частью 2 статьи 13 и статьей 15 настоящего Соглашения, осуществляются в соответствии с российским законодательством и со статьей 80 действующей многосторонней Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной Российской и Киргизской Сторонами в городе Минске 22 января 1993 года.

Часть 2 ст.2 конкретизирует положение части 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации о защите и покровительстве российских граждан, возлагая обязанности на конкретные федеральные ведомства.

Положения части 3 ст.2 отражают правовую норму, необходимую для регулирования вопросов запрета выдачи российских граждан не только на территории Российской Федерации, но и на территории иностранного государства с мест, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и действуют российские законы.

Статья 3 содержит правовые нормы неотвратимости наказания за совершенные российскими гражданами преступления.

В соответствии с частью 1.ст.3 уголовная ответственность осуществляется по законам Российской Федерации.

Часть 2 ст.3 содержит правовые нормы, регламентирующие уголовное преследование граждан Российской Федерации в соответствии с российским законодательством, в том числе и по ходатайству киргизской Стороны.

Статья 4 определяет порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.

В целом измененная редакция данного законопроекта позволяет:

1. Обеспечить вступление в силу подписанного Соглашения, опереться на действующие договоренности о порядке сношений между Сторонами при оказании друг другу правовой помощи в соответствии с международным правом и на основе национального законодательства.

2. Создать правовую основу для должностных лиц при обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации - военнослужащих, других лиц, входящих в состав воинских формирований, и членов их семей.

3. Реализовать принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления на основе национального законодательства, что также соответствует международно-правовым нормам.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.