Письмо Президента РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1093 Об отклонении проекта федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Письмо Президента РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1093


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - именуется Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 июля 1998 г. и одобренный Советом Федерации 17 июля 1998 г.

К Федеральному закону имеются следующие замечания.

1. Федеральный закон неопределяет достаточно четко природу регулируемых им отношений.

Из статьи 1 Федерального закона следует, что им регулируются любые отношения, связанные с деятельностью иностранных инвесторов по осуществлению ими инвестиций на территории Российской Федерации, за исключением отношений, связанных с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации. Такая постановка вопроса не соответствует действительности, поскольку публично-правовые отношения (налоговые, таможенные, валютные и подобные им) регулируются иными законодательными актами Российской Федерации, а гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, связанные с использованием объектов гражданских прав в целях получения прибыли, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон не регулирует и не может регулировать те связанные с осуществлением иностранных инвестиций отношения, которые в силу статей 72 и 73 Конституции Российской Федерации вправе регулировать только субъекты Российской Федерации.

Ввиду отсутствия у Федерального закона четко определенного предмета регулирования большая часть его статей содержит не правоустанавливающие нормы, а лишь отсылки на отраслевые законы: пункт 1 статьи 9 (таможенное регулирование), пункт 1 статьи 10 (налогообложение), статья 11 (валютное регулирование), статья 15 (бухгалтерский учет и отчетность), статья 16 (трудовые отношения), статья 18 (социальное и медицинское страхование), статья 26 (приобретение ценных бумаг), статья 27 (участие в приватизации), статья 28 (приобретение прав на недвижимость), части первая и вторая статьи 29 (создание и ликвидация коммерческой организации).

2. В статье 2 Федерального закона к субъектам предпринимательской деятельности, которые рассматриваются в качестве иностранных инвесторов, отнесены иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву. С этим нельзя согласиться.

Осуществление инвестиций, предусматривает, прежде всего, самостоятельное использование лицом объектов гражданских прав в целях получения прибыли. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона условием для признания организации инвестором является осуществление этой организацией инвестиций и инвестиционной деятельности (которая в соответствии с этим же пунктом включает в себя реализацию полномочий собственника в отношении принадлежащих организации на праве собственности инвестиций). В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации организация, не являющаяся юридическим лицом, не может быть субъектом гражданских прав (в том числе прав собственности) и гражданских правоотношений. Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с положениями Федерального закона такие организации ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны иностранными инвесторами.

3. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона к субъектам предпринимательской деятельности, которые рассматриваются в качестве иностранных инвесторов, отнесены только международные организации, имеющие статус юридического лица. Такая постановка вопроса представляется неверной. Совокупность правовых норм, определяющих статус юридического лица в качестве участника регулируемых гражданским правом общественных отношений, является, институтом, национального, законодательства, которое предъявляет определенные требования к видам юридических лиц, организационно-правовым формам их создания их правоспособности и дееспособности, структуре и правомочиям органов управления, правам органов управления b их должностных лиц выступать от имени юридического лица, гражданско-правовой ответственности юридических лиц. В то же время гражданская правоспособность и дееспособность международных организаций на территории принимающих государств определяются не национальным законодательством, а международным договором (договором об учреждении организации, другими договорами, например, соглашением со страной местопребывания организации, соглашением о привилегиях и иммунитете). Таким образом, непризнание в Федеральном законе за международной организацией, не имеющей статуса юридического лица, права, установленного международным договором об учреждении этой организации, выступать участником инвестиционных отношений является нарушением международно-правовых обязательств Российской Федерации.

4. Из пункта 2 статьи 2 Федерального закона следует, что инвестиционную деятельность осуществляют иностранные инвесторы и состоит она в совершении практических действий, связанных с осуществленными ими иностранными инвестициями. В связи с этим непонятно, какую инвестиционную деятельность (в том виде, как она определена пунктом 1 статьи 2 Федерального закона) могут осуществлять российские юридические лица - коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона не рассматриваются в качестве иностранных инвесторов.

5. В абзаце втором статьи 4 Федерального закона говорится о создании российской коммерческой организации, принадлежащей иностранному инвестору. Исходя из того, что учредители (участники) коммерческих организаций (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) не имеют в силу гражданского законодательства Российской Федерации права собственности и других вещных прав на упомянутые организации и принадлежащее этим организациям на праве собственности имущество, а имеют только обязательственные права в отношении этих юридических лиц, то употребление слова "принадлежащие" в данном случае неправомерно.

6. В абзаце четвертом подпункта 1 пункта 2 статьи 5 Федерального закона используется понятие "инвестиционный кредит", содержание которого не раскрывается.

7. Статью 4 Федерального закона необходимо привести в соответствие с закрепленным гражданским законодательством Российской Федерации принципом общедозволенности. В соответствии с этим принципом разрешено все, что прямо не запрещено законом. Таким образом, Федеральный закон не должен включать в себя примерный перечень возможных форм иностранных инвестиций, поскольку эти формы могут быть любыми, за исключением тех, которые прямо запрещены законом. Приводить в законе перечень форм иностранных инвестиций имеет смысл лишь в случае, если этот перечень является закрытым и закон содержит указание на то, что все иные формы иностранных инвестиций не допускаются (запрещены).

8. Непонятны правовые последствия и цель классификации видов иностранных инвестиций, приведенной в статье 5 Федерального закона.

9. Абзац первый пункта 2 статьи 7 Федерального закона следует привести в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусматривается, что гражданские права могут быть ограничены в целях защиты прав и законных, интересов других лиц. При этом в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерациb под "лицами" понимаются не только граждане и юридические лица, но и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

10. Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона предусматривается возможность предоставления тарифной льготы иностранному инвестору. В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются только этим Законом и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 37 этого Закона. Льгота, о которой идет речь пункте 2 статьи 9 Федерального закона, уже установлена статьей 37 названного Закона Российской Федерации.

11. Статьей 13 Федерального закона устанавливается обязанность соблюдать принцип недопущения недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики. Однако никаких последствий в случае неисполнения этой обязанности не предусмотрено.

12. Пункт 1 статьи 20 Федерального закона рассматривает в качестве правомерного (признаваемого Российской Федерацией) случай, когда иностранный инвестор добровольно передает свои права кредитора по обязательствам (уступает требования) или передает права собственности на инвестиции. При этом возникает неопределенность в отношении признания перехода прав собственности или уступки требования, которые происходят помимо воли правообладателя или кредитора (в силу закона, по решению суда). В Федеральном законе об этом ничего не говорится.

13. Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона предусматривается, что компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору при национализации или реквизиции, должна соответствовать рыночной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций, что не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации объем компенсации при национализации и при реквизиции различен: при реквизиции собственнику выплачивается стоимость реквизируемого имущества (статья 242), а при национализации - стоимость имущества плюс другие убытки (статьи 235 и 306).

14. Статьей 22 Федерального закона предусматривается применение "дедушкиной оговорки" только в отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного юридического лица, осуществляющих "инвестиционный проект", причем фиксируются условия, действующие на "день начала осуществления указанного проекта".

Федеральным законом не определено, что и при каких условиях следует считать "инвестиционным проектом" (любые иностранные инвестиции или только отдельные их виды), а также какой именно день считать днем начала осуществления указанного проекта.

В Федеральном законе нет указаний на то, что считать сроком окупаемости иностранных инвестиций, кто этот срок устанавливает и в каком порядке.

На практике предложенная конструкция "дедушкиной оговорки" будет означать, что налоговым инспекциям, таможенным органам, органам валютного и экспортного контроля и другим организациям придется иметь дело с тысячами коммерческих организаций, каждая из которых будет действовать в своем собственном, отличном от других правовом режиме. Помимо того, что это затруднит работу контрольных органов и создаст благодатную почву для различных злоупотреблений, может быть дезорганизована вся налоговая, таможенная и валютная система.

15. Статьей 32 Федерального, закона предусматривается государственная регистрация филиала иностранного юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственная регистрация предусмотрена только при создании юридических лиц. Таким образом, для осуществления государственного контроля за созданием иностранным юридическим лицом, филиалов, следует, предусмотреть любую другую административную процедуру, кроме государственной регистрации.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1093


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.