Проект федерального закона N 98058681-2 "О разграничении государственной собственности на землю" (внесен Правительством РФ) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 98058681-2
"О государственных и муниципальных землях"


Досье на проект федерального закона

См. пояснительную записку
    перечень действующих нормативных правовых актов
    перечень законодательных актов РФ для изменения

Настоящий Федеральный закон определяет принципы и порядок отнесения к собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований земель, не находящихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона в частной собственности, а также особенности распоряжения указанными землями.


Статья 1. Принципы отнесения земель к собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований

Принципами отнесения земель к собственности Российской Федерации (далее именуются - федеральные земли), собственности субъектов Российской Федерации (далее именуются - земли субъектов Российской Федерации) и собственности муниципальных образований (далее именуются - муниципальные земли) являются:

а) потребность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в земле для осуществления функций и полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами к их ведению;

б) недопустимость изменения или прекращения имущественных прав на землю граждан и юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами;

в) безвозмездность отнесения земель к федеральным землям, землям субъектов Российской Федерации и муниципальным землям.


Статья 2. Объекты права собственности Российской Федерации на землю

1. К объектам права федеральной государственной собственности на землю на день вступления в силу настоящего Федерального закона относятся:

а) земельные участки, необходимые для:

- использования участков недр федерального значения;

- федеральных энергетических систем, объектов ядерной энергетики, предприятий, производящих расщепляющие материалы;

- обеспечения обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, оборонного производства, производства ядовитых и наркотических средств;

- федеральных племенных и конных заводов и совхозов, селекционных гибридных центров, семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и сортоиспытательных участков, льносеменоводческих и коноплесеменоводческих станций, проектно-изыскательских центров и станций агрохимических служб, центров по химизации и сельскохозяйственной радиологии, предприятий и хозяйств по производству ценных видов рыб и других федеральных сельскохозяйственных предприятий, ветеринарной службы, учебно-опытных и опытно-производственных хозяйств, станций по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, проектных станций защиты растений, машинно-испытательных станций, лабораторий стандартизации и метрологии, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

- Российской академии наук, отраслевых академий наук, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, общеобразовательных учреждений федерального значения;

- объектов, отнесенных к федеральной собственности, сведения о которых являются государственной тайной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) земельные участки, занятые:

- объектами федерального железнодорожного, воздушного, автомобильного, трубопроводного, речного и морского транспорта;

- федеральными автомобильными дорогами;

- объектами федеральных систем информации и связи, метеорологической службы;

- объектами космической инфраструктуры;

- предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

- мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в федеральной собственности;

- акционерными обществами, созданными в процессе приватизации, акции (часть акций) которых находятся в федеральной собственности или в отношении которых Российская Федерация использует специальное право "золотая акция";

- объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения;

- объектами, предназначенными для размещения и обслуживания иностранных представительств;

- объектами федеральных органов государственной власти;

- иным недвижимым имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации;

в) земли лесного фонда, а также земли, на которых расположены городские леса, отнесенные к федеральной собственности федеральным законом;

г) земли водных объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и земли, занятые их водоохранными зонами;

д) земли особо охраняемых природных территорий федерального значения;

е) земли федерального запаса, формируемого по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Право собственности Российской Федерации на землю оформляется решением Правительства Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решение Правительства Российской Федерации об оформлении права собственности Российской Федерации на земли, отнесенные к федеральной собственности ранее принятыми федеральными законами, принимается без согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.


Статья 3. Объекты права собственности субъектов Российской Федерации на землю

1. К объектам права собственности субъектов Российской Федерации на землю на день вступления в силу настоящего Федерального закона относятся:

а) земельные участки, необходимые для:

- использования участков недр регионального значения;

- особо охраняемых природных территорий регионального значения;

б) земельные участки, занятые:

- недвижимым имуществом, принадлежащим на праве собственности субъекту Российской Федерации;

- государственными сельскохозяйственными, научно-исследовательскими, проектно-технологическими и проектно-изыскательскими предприятиями, учреждениями и организациями, принадлежащими на праве собственности субъекту Российской Федерации;

- акционерными обществами, созданными в процессе приватизации, акции (часть акций) которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации или в отношении которых субъект Российской Федерации использует специальное право "золотая акция";

- объектами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- объектами исторического и культурного наследия регионального значения;

в) земли водных объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации;

г) земли лесного фонда, переданного в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, а также земли, на которых расположены городские леса, отнесенные к собственности субъекта Российской Федерации федеральным законом.

2. Земли, не принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, муниципальным образованиям, гражданам или юридическим лицам являются собственностью субъекта Российской Федерации.

3. Право собственности субъекта Российской Федерации на землю оформляется решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти или их территориальными органами.


Статья 4. Объекты права собственности муниципальных образований на землю

1. К объектам права собственности муниципального образования на землю на день вступления в силу настоящего Федерального закона относятся:

а) земельные участки, занятые:

- муниципальными жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, административными и иными зданиями, строениями и сооружениями;

- объектами муниципальной промышленности, транспорта, связи, энергетики;

- муниципальными учреждениями дошкольного, основного общего и профессионального образования;

- муниципальными учреждениями здравоохранения;

- приватизированным недвижимым имуществом, за исключением земельных участков, занятых акционерными обществами, созданными в процессе приватизации, акции (часть акций) которых находится в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации используют специальное право "золотая акция";

- иным недвижимым имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию;

б) земельные участки, предоставленные органами местного самоуправления:

- в постоянное (бессрочное) пользование, за исключением земель, на которых размещены объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и которые необходимы для их использования;

- во временное пользование (в безвозмездное временное пользование) гражданам и юридическим лицам;

- на условиях аренды гражданам и юридическим лицам, кроме земельных участков, на которых размещены объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и необходимых для их использования;

- гражданам в пожизненное наследуемое владение;

в) бесхозяйные земельные участки, право муниципальной собственности на которые приобретается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации;

г) земли общего пользования;

д) особо охраняемые природные территории местного значения;

е) земли, занятые городскими лесами, отнесенными к муниципальной собственности федеральным законом;

ж) земли обособленных водных объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию;

з) земли фонда перераспределения;

и) земли муниципального запаса, формируемого по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Право собственности муниципального образования на земельные участки оформляется решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению органа местного самоуправления.


Статья 5. Порядок оформления права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на землю

1. Оформление права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на землю производится на основании результатов инвентаризации земель, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Финансирование инвентаризации земель осуществляется соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской и местного бюджета.

2. Сведения о земельных участках, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, указываются в реестре федеральных земель, реестре земель субъекта Российской Федерации и реестре муниципальных земель в порядке ведения государственного земельного кадастра.

3. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на землю осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации по управлению федеральными землями

1. В отношении федеральных земель от имени Российской Федерации приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности, а также выступает в суде Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации:

а) устанавливает и изменяет целевое назначение федеральных земель в соответствии с федеральным законодательством;

б) изымает и предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в федеральной государственной собственности, в постоянное (бессрочное) и безвозмездное временное пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение;

в) предоставляет в установленном порядке земельные участки в собственность из федеральных земель при миновании федеральных нужд, а также при их приватизации за исключением случаев, когда отчуждение земель запрещено законодательством Российской Федерации;

г) распоряжается федеральными землями иным образом, не противоречащим законодательству Российской Федерации и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц.

3. Подготовку проектов решений Правительства Российской Федерации по управлению федеральными землями и организацию их исполнения осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере земельных отношений.

4. Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может поручить осуществлять отдельные полномочия по управлению федеральными землями федеральным органам исполнительной власти или юридическим лицам.


Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по управлению землями субъекта Российской Федерации

1. В отношении земель субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности, а также выступает в суде государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. Государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

а) устанавливает и изменяет целевое назначение земель субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации;

б) изымает и предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) и безвозмездное временное пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение;

в) предоставляет в установленном порядке земельные участки в собственность из земель субъекта Российской Федерации при миновании нужд субъекта Российской Федерации, а также при их приватизации за исключением случаев, когда отчуждение земель запрещено законодательством Российской Федерации;

г) распоряжается землями субъекта Российской Федерации иным образом, не противоречащим законодательству Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц.

3. Подготовку проектов решений государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по управлению землями субъекта Российской Федерации и организацию их исполнения осуществляет территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере земельных отношений.

Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок подготовки решений и организации их исполнения.

4. Государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может поручить осуществлять отдельные полномочия по управлению землями субъекта Российской Федерации органам исполнительной власти специальной компетенции субъекта Российской Федерации или юридическим лицам.


Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальными землями

1. В отношении муниципальных земель от имени муниципального образования приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности, а также выступает в суде орган местного самоуправления в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа.

В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, указанные права и обязанности может осуществлять население непосредственно.

2. Орган местного самоуправления:

а) устанавливает и изменяет целевое назначение муниципальных земель в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления;

б) изымает и предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) и безвозмездное временное пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение;

в) предоставляет в установленном порядке земельные участки в собственность из муниципальных земель при миновании муниципальных нужд, а также при их приватизации за исключением случаев, когда отчуждение земель запрещено законодательством Российской Федерации;

г) распоряжается муниципальными землями иным образом, не противоречащим законодательству Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц.


Статья 9. Разрешение споров при оформлении права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на землю

Для разрешения споров между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, возникающих при оформлении прав собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на землю, ими на паритетных началах создаются согласительные комиссии.

В случае недостижения согласия споры по отнесению земель к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности решаются в суде.


Статья 10. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 11. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.


Президент Российской Федерации



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение