Пояснительная записка к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности поморским требованиям 1976 года" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности поморским требованиям 1976 года"


В соответствии со ст.10 Протокола 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года (далее - Протокол 1996 г.) присоединение к Протоколу 1996 г. означает присоединение к Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. (далее - Конвенция 1976 г.), измененной Протоколом 1996 г.

Конвенция 1976 г. вступила в силу 1 декабря 1986 г. На 31.12.97 г. участниками ее являются 31 государство. Протокол 1996 г. еще не вступил в силу. В период, открытый для подписания Протокола 1996 г. (с 1 октября 1996 г. по 30 сентября 1997 г.), его подписали под условием ратификации Великобритания, Германия, Дания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция и Швеция. Для вступления Протокола 1996 г. в силу требуется, чтобы 10 государств выразили свое согласие на обязательность для них Протокола 1996 г.

Ограничение ответственности судовладельца за ущерб, причиненный при эксплуатации судна на море, обусловлено спецификой его профессиональной деятельности, связанной с рисками мореплавания.

В соответствии с правовым режимом ограничения ответственности судовладельца, установленным измененной Конвенцией 1976 г., судовладелец имеет право на ограничение своей ответственности, если только ущерб, причиненный при эксплуатации судна, не явился результатом его собственной вины. Пределы ответственности судовладельца по имущественным требованиям исчисляются исходя из валовой вместимости судна. Ставки пределов ответственности на тонну валовой вместимости дифференцируются в зависимости от тоннажа судна (от 500 тонн и выше).

Неучастие Российской Федерации в указанном международном договоре ставит российских судовладельцев в отношении объема их ответственности по морским требованиям, вытекающим из эксплуатации судна, в неравные и, соответственно, невыгодные условия по сравнению с иностранными судовладельцами.

Положение российских судовладельцев усугубляется еще и тем, что действующее морское законодательство страны - Кодекс торгового мореплавания Союза ССР 1968 г. предусматривает ничтожно низкий предел ответственности судовладельца, равный произведению двадцати рублей на число регистровых тонн валовой вместимости судна, что, по существу, означает отсутствие ограничения ответственности судовладельца.

Участие Российской Федерации в указанном международном договоре равно и сближение норм отечественного законодательства с международными нормами об ограничении ответственности судовладельца, позволит защитить финансовые интересы российских судовладельцев и ввести в эксплуатацию морских судов элемент финансового расчета, что даст им возможность заранее рассчитывать свою максимальную ответственность и определять стоимость ее страхования. В свою очередь, установление правового режима ограничения ответственности судовладельца позволит страховщикам осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными пределами, а третьим лицам страховать свои интересы с учетом таких пределов. Указанный международный договор, который вводит дифференцированные в зависимости от тоннажа судна ставки пределов ограничения ответственности, создает определенные преимущества для наиболее современных судов и способствует строительству технически более совершенных судов, что в интересах Российской Федерации.

Участие Российской Федерации в современной единообразной системе ограничения ответственности судовладельцев по морским требованиям отвечает потребностям развития ее экономики.

В соответствии со статьей 18 Конвенции 1976 г., измененной Протоколом 1996 г., при присоединении РФ к Протоколу 1996 г. предлагается сделать оговорки с тем, чтобы исключить, во-первых, применение подпунктов "d" и "е" пункта 1 статьи 2, касающихся требований в связи с удалением (подъемом, уничтожением) и обезвреживанием затонувшего судна и груза, и, во-вторых, требования в значении Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (далее - Конвенция 1996 г.).

Допустимость оговорки по подпунктам "и" и "е" пункта 1 статьи 2 вызвана тем, что многие государства (Великобритания, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция, Япония и др.) предусматривают в своем законодательстве возмещение расходов по удалению (подъему, уничтожению) и обезвреживанию судна и груза в полном объеме. Проект КТМ РФ также предусматривает возмещение указанных расходов, произведенных портовыми властями в полном объеме. Допустимость оговорки в отношении исключения требований в значении Конвенции 1996 г. вызвана тем, что указанная Конвенция устанавливает специальные пределы ответственности собственника судна по требованиям в отношении такого ущерба. Проект КТМ РФ основывается на правилах названной Конвенции.

В связи с тем, что законодательство РФ запрещает ограничение ответственности по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (глава 59 ГК РФ), при присоединении РФ к Протоколу 1996 г. предлагается сделать соответствующие заявления, допустимые согласно Конвенции 1976 г., измененной Протоколом 1996 г. Указанные заявления РФ согласуются с правилами проекта КТМ РФ, исключающими из ограничения ответственности такие требования.

Основания для присоединения: подпункт "а" п.1 и п.2 ст.15 и подпункт "а" п.1 ст.21 федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и ст.10 Протокола 1996 г.

Присоединение РФ к Протоколу 1996 г. не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существующего порядка их финансирования.

Представляемый законопроект не содержит вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации при внесении.

Присоединение РФ к Протоколу 1996 г. согласовано с Минэкономики России (В.В.Коссов), Минфином России (А.А.Астахов), Минсельхозпродом России (А.В.Родин) и Минюстом России (Л.Н.Завадская).


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.