Проект федерального закона
"О государственной аттестации в образовании"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень актов федерального законодательства для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственная аттестация в области образования
Глава III. Государственная аттестационная служба
Глава IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области государственной аттестации в образовании, устанавливает процедуру государственной аттестации и регулирует отношения, возникающие при ее осуществлении.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная аттестация образовательных учреждений (далее - государственная аттестация) - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов;
государственная итоговая аттестация - установление в порядке, определенном государством, соответствия освоенного выпускником образовательного учреждения содержания образовательной программы требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта;
выпускник образовательного учреждения - физическое лицо, освоившее образовательную программу в образовательном учреждении и претендующее на получение документа государственного образца о соответствующем уровне полученного образования и (или) квалификации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственной аттестации в образовании
1. Законодательство Российской Федерации о государственной аттестации в образовании включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы в области государственной аттестации в образовании.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы и правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются нормы и правила международного договора.
Статья 3. Субъекты и объекты государственной аттестации
1. Субъектами государственной аттестации являются физические лица, претендующие на получение:
документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном образовании;
государственного диплома о присуждении ученой степени кандидата наук или доктора наук.
2. Объектами государственной аттестации являются образовательные учреждения, претендующие на государственную аккредитацию.
Статья 4. Принципы государственной политики в области государственной аттестации в образовании
Государственная политика Российской Федерации в области государственной аттестации в образовании основывается на принципах:
а) единой государственной политики в области образования;
б) сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации;
в) независимости Государственной аттестационной службы Российской Федерации (далее - ГАС);
г) объективности государственной аттестации;
д) государственно-общественного характера государственной аттестации образовательных учреждений;
е) охраны государством интересов граждан в получении качественного образования;
ж) содействия повышению качества образования граждан;
з) широкой информированности общества о результатах государственной аттестации.
Глава II. Государственная аттестация в области образования
Статья 5. Цели государственной аттестации
1. Государственная аттестация осуществляется с целью обеспечения:
а) единой государственной политики в области образования и подготовки научных и научно-педагогических кадров;
б) качества образования, получаемого гражданами в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, не ниже требований государственных образовательных стандартов;
в) рационального использования финансовых средств, выделяемых на образовательные цели и подготовку научных и научно-педагогических кадров;
г) признания права образовательного учреждения на государственную аккредитацию;
д) обеспечения общества и государства объективной информацией о состоянии образования и подготовки научных и научно-педагогических кадров.
2. Государственный контроль качества образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров осуществляется специализированным государственным органом - Государственной аттестационной службой Российской Федерации, подведомственной непосредственно Президенту Российской Федерации.
Статья 6. Система государственной аттестации
Система государственной аттестации включает в себя:
ГАС, являющуюся федеральным органом исполнительной власти, в состав которой входят региональные отделения ГАС, размещаемые в регионах Российской Федерации;
систему федеральных законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при государственной аттестации в области образования.
Статья 7. Государственная аттестация образовательных учреждений
1. Государственная аттестация образовательного учреждения проводится в добровольном порядке по заявлению образовательного учреждения, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
2. Государственная аттестация образовательного учреждения проводится региональным отделением ГАС по месту регистрации образовательного учреждения или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием или органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности. В доверенности указываются конкретные образовательные учреждения, государственную аттестацию которых поручается провести по данной доверенности.
3. Государственная аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных государственных или муниципальных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном для этих образовательных учреждений типовыми положениями.
4. Государственная аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.
5. Расходы, связанные с проведением государственной аттестации, производятся за счет средств образовательного учреждения, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Структура затрат на проведение государственной аттестации устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Государственная аттестация образовательного учреждения проводится региональными отделениями ГАС (или по их доверенности иными органами власти и управления) не позже, чем через четыре месяца со дня поступления заявления образовательного учреждения и информации-самооценки образовательного учреждения.
7. Положительное аттестационное заключение является основанием для государственной аккредитации образовательного учреждения. Обязательным условием положительного заключения по государственной аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех лет, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
8. Заключение ГАС передается образовательному учреждению, а копия - органу управления образованием, который будет осуществлять государственную аккредитацию образовательного учреждения.
9. В случае получения отрицательного аттестационного заключения оно может быть обжаловано в судебном порядке образовательным учреждением только в части процедуры.
10. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной государственной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента получения отрицательного аттестационного заключения.
11. В случае получения отрицательного аттестационного заключения oбразовательное учреждение лишается государственной аккредитации органом управления образованием, выдавшим свидетельство о государственной аккредитации, в срок не ранее трех и не позднее четырех месяцев со дня получения отрицательного аттестационного заключения.
12. Центральный орган ГАС в необходимых случаях, но не чаше одного раза в два года может организовать внеочередную государственную аттестацию образовательного учреждения любой организационно-правовой формы, имеющего государственную аккредитацию. Основаниями для внеочередной государственной аттестации являются:
а) применительно к образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные программы:
решение общего собрания родителей (законных представителей) детей, обучающихся в данном образовательном учреждении;
официальное представление регионального отделения ГАС по месту нахождения образовательного учреждения;
б) применительно к образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образовательные программы:
решение общего собрания обучающихся в данном образовательном учреждении;
официальное представление соответствующей государственной службы занятости населения;
официальное представление регионального отделения ГАС по месту нахождения образовательного учреждения.
13. Внеочередная государственная аттестация образовательного учреждения может проходить по упрощенной процедуре в порядке, установленном ГАС.
14. Расходы, связанные с проведением внеочередной аттестации, если она проводится по инициативе регионального отделения ГАС или соответствующей государственной службы занятости, производятся за счет средств указанных служб. В иных случаях расходы, связанные с проведением внеочередной аттестации, производятся за счет средств образовательного учреждения.
15. По результатам внеочередной аттестации образовательного учреждения центральный орган ГАС принимает решение о направлении рекламации образовательному учреждению или об отклонении требования заявителя о рекламации. О принятом решении заявителю сообщается в месячный срок. Копия рекламации направляется государственному органу управления образованием, выдавшим данному образовательному учреждению свидетельство о государственной аккредитации. При отклонении требования заявителя очередная государственная аттестация данного образовательного учреждения проводится через пять лет со дня проведения внеочередной государственной аттестации.
16. Отказ ГАС в направлении рекламации может быть обжалован заявителем в судебном порядке. Иск подлежит рассмотрению в суде по месту регистрации образовательного учреждения в двухмесячный срок. Решение суда данной инстанции является окончательным.
17. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации по окончанию текущего учебного года.
Лишение образовательного учреждения государственной аккредитации осуществляется по окончании учебного года в данном образовательном учреждении, а образовательного учреждения с непрерывным циклом обучения - в течение шести месяцев со дня получения отрицательного аттестационного заключения или повторной рекламации.
18. О получении рекламации ГАС руководитель образовательного учреждения обязан в десятидневный срок довести до сведения работников, обучающихся, их родителей и учредителя образовательного учреждения.
Статья 8. Аттестационная комиссия ГАС
1. Образовательное учреждение подает заявление о проведении государственной аттестации в региональное отделение ГАС, курирующее территорию, на которой расположено образовательное учреждение, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
2. Одновременно с заявлением о проведении государственной аттестации образовательное учреждение представляет в региональное отделение ГАС информацию-самооценку о своей деятельности Требования к информации-самооценке образовательного учреждения устанавливаются ГАС.
3. Аттестационная комиссия ГАС по проведению государственной аттестации образовательного учреждения создается приказом руководителя соответствующего регионального отделения ГАС.
4. Аттестационная комиссия ГАС состоит из председателя и шести ее членов. Председателем аттестационной комиссии назначается штатный работник регионального отделения ГАС. Члены аттестационной комиссии назначаются с учетом реализуемых образовательным учреждением образовательных программ. Не менее трех членов аттестационной комиссии назначаются из состава работников ведущих образовательных учреждений, реализующих аналогичные образовательные программы, один член аттестационной комиссии назначается из числа кандидатур, представленных педагогической общественностью региона. Привлечение членов аттестационной комиссии к работе в комиссии осуществляется только с их согласия.
5. Работа аттестационной комиссии непосредственно в образовательном учреждении должна быть осуществлена в течение не более шести рабочих дней. При необходимости срок работы аттестационной комиссии в образовательном учреждении может быть продлен руководителем регионального отделения ГАС до десяти рабочих дней. В последнем случае образовательное учреждение не осуществляет дополнительной оплаты ГАС за продление работы аттестационной комиссии.
6. Члены аттестационной комиссии имеют право посещать занятия, знакомиться с документами образовательного учреждения, осуществлять контрольное тестирование обучающихся выпускных классов, групп, проводить встречи с обучающимися, их родителями (законными представителями) и работниками образовательного учреждения.
7. Результаты государственной аттестации образовательного учреждения констатируются в аттестационном заключении, которое должно быть подготовлено аттестационной комиссией ГАС в течение не более 15 дней после окончания работы аттестационной комиссии в образовательном учреждении и утверждено руководителем регионального отделения ГАС.
Статьи 9. Аттестационные комиссии органов управления образованием
При проведении государственной аттестации образовательных учреждений в соответствии с положениями части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона аттестационная комиссия органов управления образованием создается и работает в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления образованием.
Статья 10. Обязательные требования, предъявляемые ГАС к выпускникам образовательных учреждение
1. Лица, получающие государственные документы об образовании, должны обладать знаниями, навыками и умениями в объеме, установленном государственным образовательным стандартом.
2. Государственный контроль достижения обучающимся требований государственного образовательного стандарта осуществляется по итогам освоения образовательных программ соответствующего уровня и является обязательной частью государственной итоговой аттестации выпускников.
3. Система контрольных заданий, которые может предложить ГАС, независимо от их формы, представляет собой критериально-ориентированные тесты (зачет-незачет), соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.
4. Для получения выпускником образовательного учреждения (организации) положительной оценки (зачета) по образовательной области (предмету) в процессе государственной итоговой аттестации ему достаточно дать правильные ответы на 70 процентов вопросов и заданий, содержащихся в измерителе.
5. Измерители разрабатываются, утверждаются ГАС и выполняют аттестационную, информационную и диагностическую функции.
Измерители разрабатываются на основе требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников, установленных государственным образовательным стандартом, отдельно по каждой образовательной области (предмету).
6. Лица, получающие диплом кандидата наук, должны иметь высшее образование по избранной специальности или направлению подготовки, успешно сдать кандидатские экзамены и защитить в установленном порядке кандидатскую диссертацию, которая может быть подвергнута экспертизе в ГАС. Диплом кандидата наук может быть только государственным.
7. Лица, получающие диплом доктора наук, должны иметь ученую степень кандидата наук и защитить в установленном порядке докторскую диссертацию, которая проходит экспертизу в ГАС. Диплом доктора наук может быть только государственным.
Статья 11. Формы проведения государственной итоговой аттестации
1. Государственная итоговая аттестация выпускников образовательного учреждения после завершения обучающимися каждого уровня (ступени) образования может осуществляться в форме государственного экзамена или в форме государственного тестирования через систему национального тестирования.
2. Положение о государственном экзамене и о государственном тестировании утверждается соответствующим федеральным (центральным) органом управления образованием и ГАС.
Статья 12. Участие ГАС в государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений
1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливает учредитель образовательного учреждения, а в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, и образовательных учреждениях, претендующих на государственную аккредитацию, государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с положением о государственной итоговой аттестации, утверждаемым федеральным (центральным) органом управления образованием по согласованию с ГАС.
2. Федеральный (центральный) орган управления образованием обязан не позднее, чем за три месяца до начала проведения государственной итоговой аттестации выпускников довести до сведения образовательных учреждений утвержденное Положение о государственной итоговой аттестации и научно-методические материалы ГАС по итоговой аттестации. Образовательное учреждение, в свою очередь, обязано ознакомить с ним обучающихся, а также родителей (законных представителей) обучающихся по образовательным программам основного общего образования.
3. Для проведения государственной итоговой аттестации учредителем или уполномоченным им органом управления образованием создаются государственные экзаменационные комиссии в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
4. Решение государственной экзаменационной комиссии о подтверждении выпускником образовательного ценза является единственным основанием для выдачи ему образовательным учреждением соответствующего документа об образовании.
5. Контроль за деятельностью государственной экзаменационной комиссии в части соответствия ее решения реальным результатам, показанным выпускниками на государственной итоговой аттестации осуществляет ГАС.
6. Для реализации контрольных функций ГАС может направлять своих полномочных представителей (соответствующих работников ГАС или лиц, уполномоченных представлять ГАС в государственной аттестационной комиссии) для участия в работе государственной аттестационной комиссии в качестве члена комиссии с правом решающего голоса.
7. Образовательное учреждение обязано в срок не менее, чем за 30 дней до начала государственной итоговой аттестации, представить соответствующему региональному отделению ГАС график проведения государственных итоговых аттестаций.
8. Образовательное учреждение, претендующее на государственную аккредитацию, дает заявку в региональное отделение ГАС на участие полномочного представителя ГАС в итоговой аттестации за 30 дней до начала итоговой аттестации. В этом случае участие полномочного представителя ГАС в итоговой аттестации обязательно.
Расходы, связанные с участием полномочного представителя ГАС в итоговой аттестации, производятся за счет образовательного учреждения. Порядок определения затрат устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Проведение аттестации образовательного учреждения по его заявке в ГАС может быть приурочено к государственной итоговой аттестации выпускников данного образовательного учреждения в год проведения аттестации.
10. При согласии полномочного представителя ГАС с решением государственной аттестационной комиссии он подписывает решение (протокол) заседания государственной аттестационной комиссии, с приложением документа, удостоверяющего полномочия. Указанный документ выдается полномочному представителю ГАС соответствующим региональным отделением ГАС на каждое образовательное учреждение отдельно.
При несогласии с решением государственной аттестационной комиссии в части положительной или отрицательной оценки итоговой аттестации полномочный представитель ГАС составляет заключение, в котором отмечаются основания отказа подтвердить решение государственной аттестационной комиссии. Заключение вместе с решением (протоколом заседания) комиссии представляется в региональное отделение ГАС, которое должно рассмотреть указанные материалы в течение трех дней со дня их представления. Подтверждение руководителем регионального отделения ГАС признания недействительными результатов государственной итоговой аттестации в целом или относительно конкретных выпускников влечет за собой повторное проведение государственной итоговой аттестации, которая осуществляется другим составом государственной экзаменационной комиссии и с обязательным участием в работе комиссии другого полномочного представителя ГАС. В этом случае расходы, связанные с участием полномочного представителя ГАС в государственной итоговой аттестации, производятся за счет ГАС.
Отрицательное заключение ГАС на результаты работы государственной аттестационной комиссии может быть обжаловано образовательным учреждением или заинтересованными выпускниками в центральный орган ГАС или в судебном порядке. Иск образовательного учреждения подлежит рассмотрению в суде.
11. Региональное отделение ГАС имеет право проводить экспертизы письменных итоговых экзаменационных работ выпускников образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, на соответствие их требованиям соответствующих государственных образовательных стандартов, выполненных аттестуемыми в предыдущем учебном году. При отрицательном заключении на качество этих работ региональное отделение ГАС направляет не позже, чем за три месяца до окончания учебного года предписание образовательному учреждению с указанием конкретных фактов нарушения государственного образовательного стандарта. В случае повторного отрицательного заключения на письменные итоговые экзаменационные работы в следующем учебном году после получения первого отрицательного предписания регионального отделения ГАС образовательному учреждению запрещается проводить государственную аттестацию без участия полномочных представителей ГАС. В этом случае график проведения государственных итоговых аттестаций (экзаменов) в рамках учебного плана согласуется образовательным учреждением с соответствующим региональным отделением ГАС не позже чем за 30 дней до проведения государственной итоговой аттестации.
Статья 13. Методическое обеспечения государственной аттестации
1. Научно-методическое обеспечение государственных итоговых аттестаций обеспечивает ГАС. Оно носит рекомендательный характер для всех субъектов и объектов аттестации на всей территории Российской Федерации.
2. ГАС обязана ежегодно, не позднее, чем за три месяца до начала проведения государственной итоговой аттестации выпускников, опубликовать в средствах массовой информации научно-методические рекомендации ГАС.
Статья 14. Государственная аттестация научных кадров
1. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом лицам, имеющим высшее или послевузовское профессиональное образование и успешно сдавшим кандидатские экзамены, на основе публичной защиты диссертации соискателем.
ГАС вправе проверить качество подготовки кандидатской диссертация (соответствие ее требованиям, предъявляемым к диссертациям) и документы диссертационного дела.
2 Ученая степень доктора наук присуждается ГАС на основании ходатайства диссертационного совета, принятого на основе публичной защиты докторской диссертации соискателем. Решение принимается с учетом заключения экспертного совета ГАС. Порядок проведения экспертизы устанавливается положением о порядке присуждения ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук.
3. Диссертационные советы создаются в вузах и научных организациях в соответствии с положением о диссертационных советах, утверждаемом ГАС.
4. Положение о порядке присуждения ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук утверждается ГАС.
Статья 15. Доступность информации в области государственной аттестации в образовании
1. Государственная аттестационная служба обязана через средства массовой информации регулярно, не реже одного раза в год, сообщать об общих итогах выполнения государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также об итогах аттестации образовательных учреждений.
2. Образовательное учреждение обязано в течение десяти дней со дня получения заключения ГАС по результатам государственной аттестации проинформировать об итогах государственной аттестации обучающихся, их родителей (законных представителей).
3. ГАС ежегодно в срок до 1 марта представляет Президенту Российской Федерации доклад о качестве подготовки выпускников в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Доклад по решению Президента Российской Федерации может быть вынесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
Статьи 16. Защита прав обучающихся
1. При приеме граждан в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с наличием (или отсутствием) у образовательного учреждения государственной аккредитации, что фиксируется в заявлении о приеме в данное образовательное учреждение или договоре на обучение и воспитание, заключенном между образовательным учреждением и обучающимся, его родителями (законными представителями).
2. В случае лишения образовательного учреждения государственной аккредитации учредитель данного образовательного учреждения обязан по заявлению обучающегося, его родителей (законных представителей) обеспечить продолжение обучения обучающегося до начала учебного года в другом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Статья 17. Полномочия Российской Федерации в области государственной аттестации в образовании
Вопросы в области государственной аттестации в образовании находятся в ведении Российской Федерации.
Глава III. Государственная аттестационная служба
Статья 18. Статус Государственной аттестационной службы Российской Федерации и ее основные задачи
1. ГАС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аттестацию образовательных учреждений, контроль за качеством образования, его соответствием государственным образовательным стандартам и качеством подготовки научных и научно-педагогических кадров, законностью выдачи государственных документов об образовании, ученых степенях, ученых и академических званиях.
2. ГАС находится в введении Президента Российской Федерации.
3. Основными задачами ГАС являются:
охрана прав граждан на получение качественного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
обеспечение реализации государственной политики в области образования на основе единых подходов к оценке деятельности образовательных учреждений;
организация оценки деятельности образовательных учреждений через государственную аттестацию;
охрана интересов работодателей в вопросах обеспечения их качественно подготовленными специалистами;
научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций.
4. Положение о Государственной аттестационной службе Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
5. Положение о региональном отделении ГАС утверждается Председателем Государственной аттестационной службы Российской Федерации.
Статья 18. Компетенция Государственной аттестационной службы
К компетенции ГАС относятся:
аттестация образовательных учреждений России;
контроль за соблюдением образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и расположенными на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, за исключением случаев, установленных федеральным законом, государственных образовательных стандартов;
научно-методическое обеспечение государственной аттестации образовательных учреждений;
рассмотрение представлений и принятие решений о направлении образовательному учреждению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта;
организация и управление функционированием сети региональных отделений ГАС;
контроль за деятельностью образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования по присуждению ученых степеней кандидатов наук и присвоению ученых званий;
контроль за выдачей всех видов документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) квалификации, ученых степенях и ученых званиях, государственных дипломов, свидетельств, аттестатов и других государственных документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
издание в пределах своей компетенции нормативных актов.
Статья 19. Управление Государственной аттестационной службой Российской Федерации
1. Общее руководство ГАС осуществляет коллегиальный орган - коллегия ГАС. Персональный состав коллегии ГАС утверждается Президентом Российской Федерации сроком на пять лет.
2. Непосредственное руководство ГАС осуществляет Председатель ГАС, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2000 года.
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 июля 1999 года.
Президент
Российской Федерации
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации |
В.В.Сударенков |
В.А.Миронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.