Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"


Необходимость подготовки настоящего законопроекта вызвана тем, что на законодательном уровне не урегулирован вопрос о сроках, условиях и правовых основаниях перевода осужденных из исправительного либо воспитательного учреждения в следственный изолятор или тюрьму для выполнения следственных действий.

Образовавшийся законодательный пробел создает определенные сложности на практике при переводе осужденных к месту проведения следственных действий, когда их присутствие является обязательным, что препятствует нормальному производству по уголовным делам, исполнению приговоров и обеспечению законных прав осужденных.

Представляется, что правовым основанием для перевода осужденных в следственный изолятор либо тюрьму на срок до двух месяцев должно являться мотивированное постановление следователя или органа дознания, санкционированное прокурором субъекта Федерации либо приравненным к нему прокурором.

Предлагаемый правовой механизм позволит исключить факты необоснованного доставления осужденных к месту проведения расследования и создаст необходимые гарантии обеспечения их прав.

В исключительных случаях срок нахождения осужденных в следственном изоляторе или тюрьме может продлеваться прокурором субъекта Российской Федерации либо приравненным к нему прокурором - до четырех месяцев, Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем - до шести месяцев.

Все вышеуказанные новеллы включены в часть 4 статьи 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (статья 2 законопроекта).

С целью обеспечения интересов правосудия и следствия изменена редакция части 7 статьи 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (статья 4 законопроекта). В ней определен порядок размещения осужденных в следственном изоляторе или тюрьме, с учетом требований статьи 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Из указанной нормы следует, что раздельному содержанию в следственном изоляторе или тюрьме подлежат: подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; несовершеннолетние и взрослые.

Ту же функцию выполняет введенная в статью 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации часть 8 (статья 5 законопроекта). В соответствии с ней осужденные при переводе в следственный изолятор или тюрьму сохраняют все свои права, за исключением права на длительное свидание, что будет являться дополнительной гарантией обеспечения юридического статуса осужденного. При этом объем прав осужденных ставится в зависимость от вида назначенного исправительного учреждения и условий отбывания наказания.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.