Письмо ЦБР от 2 октября 1998 г. N 04-31/938 "По законопроекту "О государственном гарантировании вкладoв населения в банках Российской Федерации"

Письмо ЦБР от 2 октября 1998 г. N 04-31/938
"По законопроекту "О государственном гарантировании вкладoв населения в банках Российской Федерации"


Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассмотрел принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проект федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации" и сообщает следующее.

Банк России поддерживает меры, разрабатываемые Государственной Думой и направленные на защиту интересов вкладчиков. Вместе с тем отмечаем, что предпринимаемые усилия в этом направлении могут реально сыграть свою роль только при условии осуществления комплекса мер по повышению ликвидности и поддержанию стабильности банковской системы Российской Федерации. В этой связи считаем необходимым первоочередное принятие проектов федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части, связанной с процедурами финансового оздоровления кредитных организаций). "О реструктуризации кредитных организаций", призванных обеспечить законодательную основу для проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков и, следовательно, по обеспечению возврата вкладов граждан.

Представленным законопроектом предполагается возложить выплату возмещения по вкладам населения на Банк России и Сбербанк России. Вместе с тем принципиальная позиция Закона состоит в том, что гарантия по вкладам - это гарантия Российской Федерации. В связи с этим необходимо предусмотреть механизм бюджетной поддержки указанных выплат и предусмотреть средства, направляемые на такого рода выплаты, в федеральном бюджете на 1999 год.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год"


Непосредственно по тексту представленного законопроекта имеются следующие замечания.

Рекомендуем дополнить п.2 ст.2 следующим абзацем: "Физическое лицо вправе получить денежные средства, поступившие на его банковский счет после 1 сентября 1998 года в качестве заработной платы и социальных пособий, в соответствии с порядком, установленным ст.12 настоящего Закона", поскольку теоретически механизм выплаты указанных средств должен быть тождественным механизму единовременной выплаты средств в размере, не превышающем 10 тыс.рублей. Вместе с тем обращаем внимание на замечание к ст.12.

Статьей 4 проекта предусмотрено, что государство гарантирует возврат денежных средств всем гражданам, имеющим вклады в российских банках, независимо от того, отозвана или нет у банка соответствующая лицензия. В то же время ст.5 проекта предусматривает, что он распространяет свое действие на вкладчиков тех банков, у которых на 1 сентября 1998 года имелась лицензия на осуществление банковских операций. В целях устранения названного противоречия предлагаем исключить из первого абзаца ст.4 слова "в том числе".

В связи с тем, что банки после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций согласно части четвертой ст.20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не вправе осуществлять какие-либо операции, предлагаем дополнить ст.9 пунктом 4 следующего содержания:

"4. Банки, у которых после 1 сентября 1998 года отозваны лицензии на осуществление банковских операций, заключившие договор со Сбербанком России до момента окончания срока действия настоящего Закона, передают Сбербанку России средства обязательных резервов, депонированные в Банке России, а также иные активы, в том числе вещи и права требования, покрывающие затраты Сбербанка России по выплате соответствующего возмещения по вкладам.".

Последнее предложение п.2 ст.9 предлагаем изложить в следующей редакции "При погашении указанного векселя проблемным банком последний информирует об этом Банк России в течение трех дней с момента погашения векселя, а Сбербанк России перечисляет полученную в результате погашения векселя сумму Банку России в 5-дневный срок со дня ее получения от проблемного банка".

В п.3 ст.9 слова "депонированных для обслуживания вкладов" заменить словами "перечисленных на выплату единовременных выплат в соответствии со ст.12 настоящего Закона".

Последнее предложение данного пункта предлагаем изложить в следующей редакции: "В целях поддержания текущей ликвидности Сбербанка России Банк России вправе выкупить у него указанные государственные ценные бумаги по номиналу".

Статью 10 дополнить новым абзацем следующего содержания: "Разница между курсами валюты по состоянию на день вступления в силу настоящего Закона и на дату фактического обращения вкладчика с заявлением о переводе вклада в Сбербанк России относится на расходы банка.".

Исключить абзацы 2,9 п.1 ст.11 как противоречащие п.1 ст.8 и п.1 ст.9.

Абзац 3 п.1 ст.11 исключить. Названный абзац предусматривает, что Банк России в течение пяти рабочих дней предоставит всем действующим банкам, привлекающим вклады (около 1300 банков, а среди них есть банки с отрицательным капиталом, банки, длительное время не выполняющие обязательства перед кредиторами, в том числе перед Банком России) кредиты на неопределенную сумму. При этом устанавливается, что на эти цели будут направлены средства Международного валютного фонда, хотя кредиты, предоставляемые международными организациями, как правило, имеют целевой характер.

В абзаце 8 п.1 ст.11 слова "блокирующего пакета (25 процентов плюс одна акция)" заменить словами "не менее 75 процентов акций (долей), учитываемых по стоимости, рассчитываемой исходя из действительной величины собственных средств (капитала) банка. Залог акций (долей) сопровождается передачей залогодержателю прав на участие в управлении банком".

Абзац 10 п.1 ст.11 после слова "представителей" дополнить словами "на период действия кредитного договора". Дополнить статью после названного абзаца новым абзацем следующего содержания: "Представители Банка России получают от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации, дают согласие на совершение сделок:

связанных с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанных с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

с заинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Содержащееся в абзаце 11 п.1 ст.11 положение о том, что к банкам не применяется взыскание денежных средств в безакцептном (бесспорном) порядке, противоречит нормам ГК РФ, согласно которым подобный порядок может быть предусмотрен в договоре между сторонами. Реализация предусмотренного настоящим абзацем положения требует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, в частности, в ГК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

В ст.11 дать определение понятия "системообразующие".

В силу ст.12 вкладчики получат право требовать от банка выплаты значительных сумм, которые - в ряде случаев - не смогут быть покрыты средствами обязательных резервов, а также кредитами Банка России, передаваемыми в соответствии со ст.11. В связи с этим кредитная организация может быть доведена до банкротства. В связи с этим ст.12 предлагаем исключить.

Принимая во внимание, что некоторые положения законопроекта не соответствуют требованиям ряда федеральных законов, в частности, ГК РФ, считаем целесообразным распространить действие настоящего Закона на строго ограниченный промежуток времени, имея в виду, что в дальнейшем в качестве гарантийного случая необходимо рассматривать исключительно отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.


С уважением,

А.А. Козлов



Письмо ЦБР от 2 октября 1998 г. N 04-31/938 "По законопроекту "О государственном гарантировании вкладoв населения в банках Российской Федерации"


Текст письма официально опубликован не был




Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.