Пояснительная записка к проекту федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"


Проект федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" внесен Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении. Ко второму чтению подготовлен Комитетом Государственной Думы по охране здоровья в соответствии с постановлением Государственной Думы от 10 сентября 1997 года N 1688-11 Государственной Думы с учетом представленных субъектами права законодательной инициативы поправок, а также замечаний и предложений отмеченных при обсуждении законопроекта на пленарном заседании.

По настоящему проекту федерального закона в Государственную Думу Российской Федерации поступило от субъектов права законодательной инициативы 220 поправок замечаний и предложений.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению он был существенно доработан с учетом международного опыта правового регулирования вопросов качества и безопасности пищевой продукции, представленных поправок, замечаний и предложений, возникших при его обсуждении в первом чтении.

В результате проведенной работы многие статьи законопроекта дополнены нормами прямого действия, регулирующими отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции на различных этапах ее оборота, при этом основной упор сделан на обязанность владельца продукции по осуществлению производственного контроля, недопущение использования некачественной и опасной продукции по прямому назначению.

Текст законопроекта дополнен 13 новыми статьями регламентирующими вопросы оборотоспособности пищевой продукции, определяющими механизм обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предоставления информации о качестве и безопасности пищевой продукции и организации системы мониторинга качества и безопасности пищевой продукции и здоровья населения, устанавливающими требования к работам, осуществляющим деятельность в сфере оборота пищевой продукции. Разграничены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции.

Уточнены и конкретизированы принципы и способы государственного управления в данной области. Разделены компетенции Федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору в зависимости от конкретных видов пищевой продукции и надзору в зависимости от конкретных видов пищевой продукции и этапов ее оборота. Определены виды деятельности в области обороты пищевой продукции, для занятия которыми необходимо получение лицензии, а также порядок проведения лицензирования. Установлены требования о государственной регистрации новой и впервые ввозимой пищевой продукции. Претерпел существенное изменение подход к обязательной сертификации продукции, основными принципами которого стали направленность на ограниченную номенклатуру пищевой продукции и услуг, обладающих наибольшей потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей; ответственность государственных органов за ее организацию и проведение; специализация по видам продукции и услуг.

При этом усиливается и ответственность изготовителя (поставщика) за оценку и подтверждение соответствия качества и безопасности продукции требованиям нормативных документов, предусматривается внедрение систем управления качеством на производстве. Владельцу продукции и исполнителю услуг вменяемости в обязанность проведение производственного контроля на всех этапах оборота пищевой продукции, подтверждение осуществления контроля путем составления соответствующих документов, а также изъятие из дальнейшего использования по назначению, утилизации или уничтожению некачественной или опасной пищевой продукции.

Кроме того, учитывая все возрастающую напряженность социально-экономической ситуации в стране, сложность складывающейся криминогенной обстановки, особенно в связи с поступлением на продовольственный рынок фальсифицированных продуктов питания, зачастую не отвечающих требованиям по качеству и безопасности, разработчики законопроекта полагают целесообразным внести в него статьи, регламентирующие составы правонарушений и меры административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушения настоящего Федерального закона, ответственность должностных лиц органов государственного надзора и контроля. Так, меры ответственности за несоблюдение требований к качеству и безопасности пищевой продукции распространены на все этапы оборота продукции, расширен круг субъектов, применяющих административные взыскания. Законом предусматриваются и такие меры воздействия за нарушения его норм как приостановление или аннулирование действия лицензий, приостановка или отмена действия сертификата соответствия, приостановка выпуска и реализации продукции отвечающей требованиям нормативных документов, обязанность вывоза за пределы Российской Федерации ввезенной некачественной и опасной продукции.

С учетом проведенных доработок в законопроекте сформирована целостная сбалансированная система нормативного регулирования, направленная на предотвращение производства, ввоз в страну и реализации населению некачественных и опасных пищевых продуктов. Применение норм Закона позволит реализовать право граждан на охрану здоровья, обеспечит создание и работу стройной системы контроля за качеством и безопасностью пищевой продукции на всех этапах ее оборота.

Для реализации данного законопроекта не требуется дополнительное финансирование из федерального бюджета.


Председатель Комитета

Н.Ф.Герасименко


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.