Заключение на проект федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 1 октября 1998 г. N 2.2-5/3594
по проектам федерального закона "Об основах государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
и соответствующего постановления Государственной Думы
(I чтение)


Изучив по поручению Комитета проект федерального закона. Правовое управление сообщает.


Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам


Законопроект (статья 24) предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и может быть внесен в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (статья 104 Конституции Российской Федерации).


Постатейные замечания


В пункте 2 статьи 4 предусмотрено совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что, по нашему мнению, не способствует реальному разграничению их полномочий.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 5 применительно к лицам, не достигшим возраста уголовной ответственности, либо отстающим в психическом развитии, точнее употребить формулировку "не подлежащих уголовной ответственности", а не "освобожденных от уголовной ответственности".

В статье 11 необходимо более четко определить, при каких "органах исполнительной власти" (федеральных или субъектов Российской Федерации) создаются упомянутые комиссии, учитывая, в частности, что при Правительстве Российской Федерации уже создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних (постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г., N 646).

Одновременно обращаем внимание, что вопросы, связанные с деятельностью существующих комиссий по делам несовершеннолетних и их правовым статусом, урегулированы, причем несколько иначе, чем это предлагается проектом, в КоАП РСФСР (см., например, статьи 14, 196, 201) и в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года с последующими изменениями и дополнениями. При этом следует иметь в виду, что, например, по вопросам административной юрисдикции такие комиссии действуют по сути только на уровне местного самоуправления, что следует из анализа содержания статьи 201 КоАП РСФСР.

В подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 15 точнее говорить не о лицах, освобожденных от уголовной ответственности, а о лицах, не подлежащих уголовной ответственности (статья 20 УК РФ).

Положения, содержащиеся в статье 16 о компетенции органов опеки и попечительства по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних, регулируются гражданским и семейным законодательством (статьи 31-34 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 77-80 и другие Семейного кодекса Российской Федерации). Поэтому они не могут быть предметом данного законопроекта, тем более, что излагаются иначе.

Нуждается в уточнении статья 17, так как в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" вопросы, перечисленные в данной статье, в компетенцию органов занятости не входят.

Упоминаемых в подпункте 1 пункта 1 статьи 20 лиц, освобожденных от уголовной ответственности в связи с недостижением возраста или в связи с отставанием в психическом развитии, точнее назвать "не подлежащими уголовной ответственности". В подпункте 3 пункта 2 указанной статьи вместо слов "местные органы" следует записать слова "органы местного самоуправления", что будет соответствовать главе 8 Конституции Российской Федерации.

Ряд положений проекта (статьи 19-22) посвящены функциям специализированных подразделений органов внутренних дел, в том числе милиции. В этой связи обращаем внимание, что Законом РСФСР "О милиции" (статьи 8-9) предусмотрено, что создание, реорганизация и ликвидация подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.