Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об экспортном контроле" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об экспортном контроле"


1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта


Проект федерального закона "Об экспортном контроле" разработан в соответствии с решением Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации от 23 марта 1994 г., протокол N 1. Подготовка и принятие данного закона также предусматривалась основными направлениями программы исследований "Пути и формы укрепления российского государства", утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 848.

Необходимость разработки законопроекта обусловлена отсутствием отвечающей требованиям цивилизованных рыночных отношений правовой базы, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность с товарами, информацией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, ядерного, химического, биологического и ракетного оружия. Отсутствие законодательных норм в указанной сфере при изменившейся структуре государственной власти объективно может привести к ухудшению управляемости национальной системой экспортного контроля, нарушению взаимодействия входящих в нее министерств и ведомств, разрыву их полномочий и ответственности. Кроме того, недостаточная правовая урегулированность вопросов научного и научно-технического трансфера в условиях либерализации внешней торговли и всеобщей компьютеризации привели к появлению широкого спектра внутренних и внешних угроз, нетрадиционных каналов утечки из Российской Федерации в зарубежные страны наукоемкой продукции, и прежде всего в виде технологий двойного назначения важных с точки зрения защиты технологической самостоятельности страны, сохранения ее оборонно-промышленного потенциала. Тем самым наносится ущерб государственным интересам России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом Российской Федерации гражданские права, в том числе и во внешнеторговой сфере, могут быть ограничены на основании федеральных законов и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку экспортный контроль уже по определению предполагает введение запретов и ограничений, обеспечение должной степени его легитимности может быть реализовано лишь путем принятия соответствующего закона.


2. Цели и задачи принятия законопроекта


Настоящий законопроект нацелен на создание правовых и организационных основ экспортного контроля в Российской Федерации, призванных обеспечить защиту государственных интересов и выполнение международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия. Целью данного проекта закона является также определение принципов осуществления государственной политики, а также установление прав, обязанностей и ответственности государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности в указанной области.

Одна из главных задач принятия закона - обеспечение стабильности законодательства об экспортном контроле, в условиях которой только и может нормально развиваться национальная экономика, и рыночная в особенности. На сегодняшний день функционирование системы экспортного контроля в Российской Федерации базируется на совокупности разрозненных подзаконных актов, изданных Президентом и Правительством Российской Федерации, а также ведомственных приказах и инструкциях. В этой связи в проект закона включены все наиболее важные нормы, регулирующие правоотношения в сфере экспортного контроля в согласованном между собой и систематизированном виде, что позволит консолидировать действующее в этой области законодательство, придав ему необходимые целостность и единство.

Проект закона исходит из конституционных положений об экспортном контроле, являющемся одним из высших приоритетов политики национальной безопасности, как предмете ведения Российской Федерации. Законопроект основывается на признании того, что действие экспортного контроля распространяется на все виды внешнеэкономической деятельности, включая военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Проект последовательно реализует основополагающие начала гражданского права, в частности принцип свободы внешнеэкономического оборота, недопустимости неоправданного вмешательства государственных органов в отношения его участников. Это, однако, не означает отказа от государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Новое заключается в том, что проект исходит из необходимости прямого указания в законе на каждый случай, когда необходимо получение разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. Подобная система обычна для стран с рыночной экономикой.

Одним из важнейших принципов правового государства является верховенство закона. Это означает, что вся система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экспортного контроля, должна опираться на закон. Но закон не может и не должен охватывать все вопросы контроля за экспортом, поэтому исходя из принципа оптимальности в проект закона включены наиболее важные и принципиальные положения, касающиеся лицензионно-разрешительной системы, существенных условий внешнеторговых сделок с контролируемой продукцией. Это, с одной стороны, создает необходимые гарантии стабильности основных принципов, на которых базируется функционирование системы экспортного контроля, а с другой - обеспечивает возможность гибкого правового регулирования на уровне подзаконных актов исходя из текущих задач.

Многие десятилетия сфера внешней торговли являлась исключительной монополией государства. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, курса на интеграцию национальной экономики в мировые экономические структуры, сопровождающихся выходом на внешний рынок большого числа хозяйствующих субъектов, существует определенный риск того, что экспортный контроль, имеющий запретительно-ограничительные функции, может неоправданно затруднить участие российских предприятий и организаций в международном обмене наукоемкими товарами и технологиями. Чтобы этого не случилось, проект закона предусматривает необходимые гарантии прав участников внешнеэкономического оборота, в том числе права на осуществление любой не противоречащей закону деятельности, права на получение информации по вопросам экспортного контроля, обязательности опубликования нормативных правовых актов по экспортному контролю для всеобщего сведения до их вступления в силу, защиты конфиденциальности информации, представляемой для целей экспортного контроля.

Основные положения проекта закона об экспортном контроле базируются на общепринятых принципах и нормах международного права и корреспондируются с аналогичным законодательством государств с развитой рыночной экономикой.

Концепция законопроекта одобрена на заседании Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации от 30 декабря 1997 г., протокол N 2.


3. Общая характеристика и основные положения законопроекта


Предметом правового регулирования в настоящем законопроекте являются отношения, возникающие при осуществлении экспортного контроля в отношении товаров, информации, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, иных наиболее опасных видов оружия, а также обычных вооружений и военной техники.


4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место настоящего законопроекта в системе действующего законодательства


В сфере общественных отношений, связанных с экспортным контролем в настоящее время действуют следующие законодательные и нормативные правовые акты:

Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";

Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации";

утвержденные указами и распоряжениями Президента Российской Федерации списки материалов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, а также утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации положения о порядке контроля за их экспортом.

Ряд норм, имеющих отношение к вопросам экспортного контроля, содержат федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", а также Уголовный кодекс Российской Федерации, который устанавливает уголовную ответственность за незаконный экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, подлежащих экспортному контролю (статьи 188 и 189).

Перечень основных нормативных правовых актов, действующих в области экспортного контроля, приведен в приложении.

Следует отметить, что Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" содержит лишь наиболее общие положения, раскрывающие понятие системы экспортного контроля (статья 2) и декларирующие сам факт наличия такой системы в Российской Федерации, а также регламентирует порядок принятия и вступления в силу подзаконных актов, устанавливающих номенклатуру товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (статья 16) и порядок их вывоза из Российской Федерации. В то же время такие важнейшие вопросы, как правовые и организационные основы функционирования системы экспортного контроля, принципы формирования государственной политики в этой области и механизмы ее осуществления, права, обязанности и ответственность органов государственной власти и субъектов внешнеэкономической деятельности не получили своего законодательного оформления. Кроме того, указанный Федеральный закон распространяется только на отношения, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности. Регулирование же других видов внешнеэкономической деятельности, в частности производственной кооперации, не находятся в сфере действия этого Закона. Это создает предпосылки для возникновения коллизии нормативных правовых актов, действующих в области экспортного контроля.

С принятием и введением в действие настоящего законопроекта указанные проблемы будут урегулированы на единой правовой основе.


5. Финансово-экономическое обоснование


Реализация настоящего законопроекта не потребует каких-либо дополнительных материальных затрат на создание специальных организационных структур, финансируемых из федерального бюджета. Регулирование со стороны государства будет осуществляться в рамках существующей системы федеральных органов исполнительной власти за счет средств, выделяемых на их содержание.


6. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта


Принятие проекта федерального закона "Об экспортном контроле" создаст необходимые организационно-правовые условия для обеспечения защиты государственных интересов и выполнения международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также станет важным социально-психологическим фактором в формировании позитивного отношения общества к вопросам экспортного контроля.

Практическая ценность законопроекта состоит также в том, что его принятие заложит прочные основы для обретения российским законодательством по экспортному контролю современного цивилизованного облика, позволит существенно повысить управляемость национальной системы экспортного контроля, улучшить координацию и взаимодействие между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Данный законопроект имеет также большое политическое значение. Его принятие создаст дополнительные предпосылки для доступа российских предприятий и организаций на мировые рынки высоких технологий. Исчезнет повод для политических спекуляций о якобы неготовности России следовать в полном объеме принципам нераспространения в своей внутренней и внешней политике.

Скорейшее принятие и введение в действие проекта закона отвечает национальным интересам Российской Федерации и способствовало бы укреплению ее международного авторитета.


Перечень
основных нормативных правовых актов, действующих в области
экспортного контроля
(по состоянию на 26 июня 1998 г.)


1. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст.3923).

2. Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. N 312 "О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий" (Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.785).

3. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст.956).

4. Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст.742)

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 г. N 468 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст.2234)

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 574 "Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст.2358).

7. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1996 г. N 228 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст.802).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 575 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст.2359).

9. Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст.4197).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. N 1172 "Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 42, ст.4804).

11. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1996 г. N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4096).

12. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 70 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 5, ст.396).

13. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. N 1178 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 48, ст.4652).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. N 521 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 23, ст.2229).

15. Указ Президента Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. N 972 "О мерах по выполнению Российской Федерацией резолюций Совета Безопасности ООН в отношении создания международного механизма постоянного наблюдения и контроля за поставками в Ирак" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст.4128).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1403 "О контроле за вывозом в Ирак товаров и технологий двойного назначения и иных средств, подпадающих под действие международного механизма постоянного наблюдения и контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 46, ст.5315).

17. Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 621-рп "О контроле за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст.802).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 50 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 4, ст.313).

19. Распоряжение Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. N 298-рп "О контроле за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст.809).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1098 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст.2573).

21. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030 "О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 44, ст.4199).

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 1994 г. N 1005 "О вопросах организации экспортного контроля в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 19, ст.2220).

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст.5249).

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 57 "Об усилении контроля за экспортом товаров и услуг двойного назначения, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.940).

25. Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля (утверждено Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю 12 мая 1998 г., "Российская газета" от 15 мая 1998 г.)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.