Письмо Президента РФ от 13 октября 1998 г. N Пр-1354 "О проекте федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации"

Письмо Президента РФ от 13 октября 1998 г. N Пр-1354


Направляю заключение на проект федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации".

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Б.Ельцин


Заключение
на проект федерального закона "О государственном гарантировании
вкладов населения в банках Российской Федерации"


Из названия проекта федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации", а также из нормы статьи 1, устанавливающей круг регулируемых им отношений, не следует, что его действие ограничено во времени, то есть можно предположить, будто положения закона распространяются в целом на отношения граждан-вкладчиков и банков, хотя эти положения применимы лишь к конкретной экономической ситуации. Однако ограничение в сроках действия закона содержится в статьях 2, 3 и 5 проекта. Таким образом, нечетко сформулирован предмет закона, а между отдельными положениями проекта имеются внутренние противоречия.

Пунктом 3 статьи 7 проекта предусматривается, что учредители (участники), руководители банков, которые имеют право давать обязательные для банка указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность по обязательствам банка перед физическими лицами, в случае если банк не заключил в установленный срок договор со Сбербанком России о передаче обязательств по вкладам граждан.

Однако норма, устанавливающая такое основание ответственности для указанных лиц, противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено общее правило, в соответствии с которым учредитель (участник) юридического лица не отвечает по его обязательствам. Исключение составляют лишь случаи несостоятельности (банкротства) юридического лица, обусловленные действиями учредителей (участников), иных лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Тогда эти лица в случае недостаточности имущества юридического лица несут субсидиарную ответственность.

Таким образом, неправомерно основание, в соответствии с которым субсидиарная ответственность возлагается на указанных в статье 7 проекта лиц в случае незаключения банком договора.

Пунктом 1 статьи 9 проекта предусматривается, что Банк России перечисляет Сбербанку России средства обязательных резервов коммерческого банка на сумму, пропорциональную доле передаваемых обязательств по вкладам физических лиц. Однако в соответствии с положениями банковского законодательства Российской Федерации выдача обязательных резервов банка возможна только после отзыва его лицензии.

Пунктом 2 статьи 9 проекта предусматривается выдача коммерческими банками Сбербанку России простых векселей, в случае если сумма средств обязательных резервов, перечисляемых в Сбербанк России, меньше суммы передаваемых обязательств по вкладам. Как можно понять из содержания этой нормы, такие векселя выдаются фактически под гарантии Банка России. Но проектом не определено, за счет каких средств и в каких объемах будут обеспечены эти гарантии. При этом согласно финансово-экономическому обоснованию проекта принятие федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.

Пунктом 3 статьи 9 проекта предусматривается, что Банк России передает Сбербанку России государственные ценные бумаги, если сумма средств обязательных резервов, перечисляемых в Сбербанк России, меньше суммы передаваемых обязательств по вкладам. При этом в случае недостаточности денежных средств для выплат вкладчикам Банк России выкупает у Сбербанка России государственные ценные бумаги по номиналу, определяемому как разница между суммой передаваемых Сбербанку России обязательств по вкладам и суммой перечисленных Сбербанку России средств обязательных резервов. Непонятно, имеются в виду государственные ценные бумаги, которыми Банк России владеет как участник рынка ценных бумаг, или речь идет об эмиссии государственных ценных бумаг Банком России, который не наделен такими полномочиями.

Статьей 10 проекта предусматривается выдача средств по вкладу, сделанному в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации по курсу на день вступления в силу федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации". Во-первых, в статье 2 проекта сказано, что Российская Федерация гарантирует сохранность и возврат денежных средств в рублях и в иностранной валюте, что не соответствует норме статьи 10 проекта. Во-вторых, полагаем неправомерным установление зависимости суммы выплат по вкладам в иностранной валюте от даты вступления в силу законодательного акта.

Пунктом 2 статьи 11 проекта в качестве обеспечения кредитов Банка России коммерческим банкам предусматривается передача в залог Банку России акций (долей) банка, которому предоставлен кредит, в размере блокирующего пакета (25 процентов плюс одна акция). Реализация этого механизма потребует осуществления банками дополнительной, ничем не обеспеченной эмиссии акций. В связи с этим предлагается закрепить в проекте возможность передачи в залог Правительству Российской Федерации указанных акций (долей) акционерами соответствующих банков. Весьма сомнительны нормы пункта 4 статьи 11 проекта, временно ограничивающие применение ряда санкций в отношении коммерческих банков. Санкции в виде ареста денежных средств, находящихся на счетах банков, приостановления операций по корреспондентским счетам банков и запрета на распоряжение денежными средствами на этих счетах должны обязательно применяться в отношении банков, которые нарушают законодательство Российской Федерации в части, касающейся исполнения обязательств перед вкладчиками, в том числе нарушают условия использования кредитов, предоставленных Банком России.

Статьей 12 проекта предусматривается возможность получения вкладчиком единовременной выплаты до 5 тыс. рублей наличными денежными средствами из суммы вклада непосредственно в коммерческом банке, из которого он переводит вклад, причем за счет все тех же средств обязательных резервов банка. Механизм выдачи коммерческим банком денежных средств за счет обязательных резервов остается неясным, поскольку, как уже отмечалось, резервы могут быть переданы Банком России только после отзыва у коммерческого банка лицензии. Кроме того, данная норма лишает проект реального экономического смысла и возможности реализации.

Таким образом, проект федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации" требует существенной доработки.



Письмо Президента РФ от 13 октября 1998 г. N Пр-1354


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение