Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости в Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости в Российской Федерации"


В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 103) каждый осужденный обязан трудиться.

Требование обязательного привлечения осужденных к труду нашло свое отражение и в ряде международных правовых актов (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, статья 71, часть 2, Положение о европейских тюрьмах статьи 71 и 72). Более того, согласно Конвенции относительно принудительного и обязательного труда, принятой Генеральной Конференцией Международной Организации Труда 23 июня 1930 года (статья 2, часть 2, пункт "с") труд осужденных не является принудительным, если производится под надзором и контролем государственных властей.

Являясь одним из основных средств исправления и перевоспитания, привлечение осужденных к общественно полезному оплачиваемому труду одновременно дает им возможность за счет заработанных средств удовлетворить свои личные и общественные потребности (оплата питания, вещевого имущества, коммунальных услуг, предметов первой необходимости, компенсация ущерба, причиненного противоправными действиями гражданам и государству, погашение исков по исполнительным листам и др.). В связи с систематическим, на протяжении ряда лет, недовыделением бюджетных ассигнований на финансирование расходов, связанных с содержанием осужденных, эта проблема приобретает сегодня особую актуальность.

Результаты социологических исследований, проведенных в 1996 году Научно-практическим центром социальных программ Российской Академии естественных наук в исправительных колониях ряда регионов Российской Федерации (Республика Коми, Ставропольский край, Московская, Свердловская, Смоленская области и др.), показывают, что подавляющее большинство опрошенных осужденных, не обеспеченных трудом, хотели бы трудиться, в основном, с целью улучшения питания, приобретения предметов первой необходимости и оказания помощи семье. При этом около 60% опрошенных согласны выполнять любую оплачиваемую работу, в том числе и на производстве с неблагоприятными условиями труда.

Установленные Конституцией Российской Федерации (статья 37, часть 3) право на труд, право на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы распространяются и на лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, с учетом ограничений только на право использовать их на определенных видах работ, установленных действующим законодательством Российской Федерации (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 103, часть 4 и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 104, часть 3).

С учетом этих обстоятельств, по мнению Комиссии, привлечение осужденных к труду подпадает под понятие трудовой занятости граждан (ст.1 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации": "Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход").

В настоящее время в местах лишения свободы находится свыше 140 тыс. трудоспособных осужденных, не обеспеченных трудом, что составляет около 20% от их среднесписочной численности.

Переход к рыночным экономическим отношениям создал крайне тяжелые условия для реализации требований уголовно-исполнительного законодательства по привлечению осужденных к труду. Существенно изменилась структура форм организации трудового использования осужденных. Значительно снизился удельный вес производственных объектов, традиционно работавших по кооперации с предприятиями уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) или использующими осужденных на контрагентских работах.

Из-за неудовлетворительного финансирования из федерального бюджета расходов, связанных с содержанием осужденных и персонала УИС, вызванного им повсеместного отвлечения на эти цели собственных оборотных средств предприятий, а также отсутствие бюджетных средств на реализацию федеральных целевых программ содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 июля 1995 года N 764 и от 13 августа 1996 года N 970) УИС не в состоянии обеспечить полную трудовую занятость осужденных.

Наличие большого количества нетрудоустроенных осужденных негативно отражается на деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Отсутствие заработков и невозможность в связи с этим приобрести дополнительные продукты питания и предметы первой необходимости, ухудшение социально-бытовых условий содержания вызывает агрессивность во взаимоотношениях осужденных между собой, а также с персоналом уголовно-исполнительной системы.

Высокий уровень неработающих осужденных создает серьезные проблемы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся после отбытия наказания. Значительный перерыв в трудовой деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой категории лиц затрудняют их трудоустройство и создают социальную напряженность в регионе, так как потребность в материальном и финансовом обеспечении вынуждает лиц, освободившихся из мест лишения свободы, решать эти проблемы с помощью криминальных структур.

Необходимо отметить, что решение проблемы привлечения осужденных к труду влияет и на трудоустройство персонала уголовно-исполнительной системы. Из-за отсутствия средств территориальные органы управления УИС в ряде случаев вынуждены полностью закрывать существующие производства, переводя предприятия учреждений, исполняющих наказания, в разряд учебно-производственных мастерских. Это неизбежно влечет за собой увольнение по сокращению штатов как лиц начальствующего состава, так и вольнонаемных сотрудников, работавших на этих предприятиях. Учитывая, что в силу своего географического положения до 35% предприятий УИС являются градообразующими для ряда населенных пунктов отдаленных районов Севера европейской части России, Урала, Сибири и Дальнего Востока, массовое высвобождение персонала осложняет социально-экономическую ситуацию на рынках труда в этих регионах.

Одним из возможных путей решения проблемы трудоустройства неработающих осужденных является привлечение для этих целей средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации с учетом того, что предприятия УИС уплачивают в указанный фонд соответствующие страховые взносы.

Однако, согласно действующему законодательству Российской Федерации (Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации статья 3, часть 3) лица, осужденные по решению суда к уголовному наказанию, не могут быть признаны безработными независимо от их фактического трудоустройства.

Действующий в настоящее время Порядок проведения конкурсов на оказание за счет средств фондов занятости целевой финансовой помощи работодателям на сохранение существующих и создание дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан, проводимых региональными органами труда и занятости населения, допускает участие в них только организаций и предприятий, создающих рабочие места для трудоустройства граждан, зарегистрированных в центре занятости как безработные, или находящихся под угрозой увольнения.

Учитывая, что не обеспеченные трудом осужденные не соответствуют этим критериям, подавляющее большинство региональных служб труда и занятости отказывают предприятиям УИС в финансировании мероприятий по созданию рабочих мест для их трудоустройства за счет средств соответствующего фонда.

Следует отметить, что никто не ставит вопрос о необходимости выплаты какого-либо пособия по безработице нетрудоустроенным осужденным, так как это положение противоречит принципам уголовного наказания и нецелесообразно по режимно-оперативным соображениям.

Целью внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации о занятости населения является создание законодательной базы, дающей возможность предприятиям УИС на общих основаниях участвовать в вышеназванных конкурсах на оказание целевой финансовой помощи для создания рабочих мест.

Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.

Принятие указанного закона не связано с внесением изменений в иные акты федерального законодательства, а также проведением работы по его финансово-экономическому обоснованию.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.