Проект федерального закона
"О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. В целях нормализации социально-экономического положения в стране в IV квартале 1998 года и создания предпосылок для стабилизации государственных финансов в 1999 году внести в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1464) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить статью 26 частью второй следующего содержания:
"Разрешить Правительству Российской Федерации в пределах разницы между утвержденным на 1998 год объемом Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и подлежащих фактическому перечислению сумм трансфертов субъектам Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 37 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", осуществить в IV квартале 1998 года:
целевое финансирование расходов, связанных с содержанием переданных в муниципальную собственность в 1996 - 1998 годах объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы:
погашение в установленном порядке по взаимным расчетам федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации ранее полученных ими бюджетных ссуд на выплаты задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, а также на кассовый разрыв по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму до 8,0 млрд.рублей;
погашение в установленном порядке по взаимным расчетам федерального бюджета с бюджетами Кемеровской области и Республики Коми ранее полученных ими бюджетных ссуд на содержание объектов социальной сферы, переданных в 1996 году угольными предприятиями в муниципальную собственность, на сумму соответственно 335,0 и 116,0 млн.рублей".
2. Дополнить статью 37 частью пятой следующего содержания:
"Установить, что средства, поступающие в IV квартале 1998 года субъектам Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации направляются на текущие выплаты по заработной плате с обязательным начислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, а также по детским пособиям".
3. Дополнить статью 95 частью шестой следующего содержания:
"Минфину России осуществить в сентябре-октябре 1998 года эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) на общую сумму 10,5 млрд.рублей с выплатой дохода в размере 10 процентов годовых и погашением, начиная с 2005 года, два раза в год на сумму: в 2005 году 4,5 млрд.рублей, 2009 году - 4,0 млрд.рублей, 2014 году - 2,0 млрд.рублей.
Центральному банку Российской Федерации приобретать в четвертом квартале 1998 года облигации федерального займа с постоянным купонным доходом при их первичном размещении по номиналу в общей сумме до 25,2 млрд.рублей. Установить срок погашения таких бумаг не ранее 2013 года, доходность к погашению - 5 процентов годовых.
При получении в IV квартале 1998 г. дополнительных доходов федерального бюджета, включая доходы от реализации государственного имущества, объем покупки Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Правительства Российской Федерации уменьшается на сумму поступивших дополнительных доходов.
Принять на государственный внутренний долг Российской Федерации задолженность Министерства финансов Российской Федерации перед Центральным банком Российской Федерации по операциям на открытом рынке ценных бумаг в сумме 5,16 млрд.рублей.
Указанная задолженность принимается на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Министерством финансов Российской Федерации Банку России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроками погашения в 2009 году в сумме 2,58 млрд.рублей и 2010 году - 2,58 млрд.рублей с уплатой 5 процентов годовых ежегодно в мае и ноябре."
4. Исключить из части второй статьи 38 слова:
"и операций, выполненных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1997 года N 880 "Об установлении порядка расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год".
5. Изложить статью 98 в следующей редакции:
"Установить верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 1999 года в сумме 165,7 млрд.долларов США".
Статья 2. Правительству Российской Федерации осуществить погашение государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, предоставив возможность владельцам ГКО-ОФЗ реинвестировать полученные от погашения денежные средства в государственные ценные бумаги и (или) ценные бумаги Центрального банка Российской Федерации.
Статья 3. В целях реструктуризации государственных обязательств (ГКО-ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года разрешить Правительству Российской Федерации уменьшить государственный внутренний долг Российской Федерации путем погашения обязательств перед владельцами ГКО-ОФЗ - нерезидентами на сумму до 85,16 млрд.рублей с одновременным увеличением внешнего долга до 8 млрд.долларов США.
Статья 4. Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации переоформить принадлежащие Центральному банку Российской Федерации государственные ценные бумаги, векселя Министерства финансов Российской Федерации, а также процентные платежи по указанным государственным обязательствам со сроками погашения (оплаты) до 31 декабря 1999 года, в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2013 по 2018 год с выплатой купонного дохода в размере 5 процентов годовых.
Статья 5. Правительству Российской Федерации по результатам реструктуризации государственных ценных бумаг представить в Государственную Думу расчет объема государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 1999 года до 1 декабря 1998 года.
Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 1999 года утверждается не позднее 20 декабря 1998 года с внесением соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год".
Статья 6. Разрешить предприятиям и организациям (включая кредитные), получившим облигации внутреннего государственного валютного займа при первичном размещении, осуществить списание имеющейся по состоянию на 1 ноября 1998 г. задолженности перед бюджетом по начисленным по результатам проверок, проведенных органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, штрафам и пеням на доначисленные суммы налога на прибыль в связи с занижением налогооблагаемой базы на суммы курсовых разниц, образовавшихся по облигациям внутреннего государственного валютного займа при их погашении (реализации или ином выбытии), на финансовые результаты предприятий и организаций без включения их в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Статья 7. Правительству Российской Федерации обеспечить в приоритетном порядке целевое выделение средств для осуществления расчетов с увольняемыми военнослужащими согласно принятым решениям в пределах утвержденных на эти цели ассигнований в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 год".
Статья 8. Правительству Российской Федерации осуществить меры по погашению задолженности федерального бюджета, сложившейся в процессе его исполнения в 1997-1998 годах путем применения механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности получателей средств федерального бюджета, осуществляемого с участием поставщиков бюджетополучателя.
Правительству Российской Федерации определить объемы задолженности федерального бюджета, принимаемой к погашению, и на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" - перечень статей экономической классификации расходов федерального бюджета, подлежащих финансированию путем применения механизма целевого финансирования расходов федерального бюджета.
Министерству финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации установить порядок открытия и режим счетов бюджетополучателей и предприятий и организаций, участвующих в проведении расчетов по целевому финансированию расходов федерального бюджета.
Проведение расчетов, приводящих к сокращению объемов поступлений в федеральный бюджет текущих налоговых платежей в денежной форме, не допускается.
Объемы неурегулированной настоящей статьей задолженности федерального бюджета перед получателями бюджетных средств подлежат погашению в пределах соответствующих разделов федерального бюджета в течение пяти лет, начиная с 2000 года.
Статья 9. Правительству Российской Федерации до 1 декабря 1998 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", предусматривающий превышение расходов федерального бюджета над доходами не более трех процентов валового внутреннего продукта за соответствующий год.
Статья 10. Центральному банку Российской Федерации утвердить до 1 декабря 1998 года Программу реструктуризации банковской системы, направленную на обеспечение эффективного функционирования системы расчетов и бесперебойное поступление доходов и платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Центральному банку Российской Федерации при участии Правительства Российской Федерации определить перечень коммерческих банков, которым требуется оказание государственной поддержки и формы ее осуществления.
Статья 11. Внести изменения в Федеральный закон "Об акцизах" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР И Верховного Совета РСФСР, 1991, N 52, ст.1872; Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 11, ст.1016; 1997, N 3 ст.256; 1998, N 7, ст.800; N 30 ст.3614) следующие изменения и дополнения:
1. Абзац пятый части первой статьи 2 дополнит словами "(за исключением таких товаров, подлежащих промышленной переработке под контролем таможенных и (или) налоговых органов)";
2. Абзац третий подпункта "а" пункта 1 статьи 3 дополнить после слов "в пользу государства" словами "(за исключением таких товаров, подлежащих промышленной переработке под контролем таможенных и (или) налоговых органов)";
3. В статье 4:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации и устанавливаются в следующих размерах:
-------------------------------------------------------------------------
Виды подакцизных товаров | В процентах или рублях и
| копейках за единицу измерения
-------------------------------------------------------------------------
Спирт этиловый из всех видов сырья 16 руб. за 1 литр безводного
(стопроцентного) этилового
спирта
Спирт этиловый, отпускаемый 11 руб. за 1 литр безводного
организациям для производства (стопроцентного) этилового
лекарственных средств и изделий спирта
медицинского и ветеринарного
назначения и (или) для проведения
лечебного процесса в пределах,
утвержденных квот потребления спирта
для этих организаций
Алкогольная продукция, за исключением 63 руб. за 1 литр безводного
вин, слабоалкогольных напитков с (стопроцентного) этилового
объемной долей этилового спирта до 9 спирта, содержащегося в
процентов включительно, а также подакцизных товарах
виноградных, плодовых и медовых
напитков и ликероводочных изделий с
объемной долей этилового спирта до 25
процентов включительно;
спиртосодержащая продукция
Ликероводочные изделия, виноградные, 50 руб. за 1 литр безводного
плодовые и медовые напитки с объемной (стопроцентного) этилового
долей этилового спирта до 25 процентов спирта, содержащегося в
включительно, за исключением шипучих и подакцизных товарах
газированных подакцизных товаров
Вермуты и вина, за исключением 28 руб. за 1 литр безводного
натуральных, игристых, шампанских, (стопроцентного) этилового
шипучих и газированных спирта, содержащегося в
подакцизных товарах
Вина шампанские и вина натуральные 7 руб. 50 коп. за 1 литр
игристые, шипучие и газированные
Вина, винные и другие напитки шипучие 10 руб. за 1 литр
и газированные (за исключением вин
натуральных игристых, шипучих и
газированных), разлитые в стеклянную
тару емкостью 0,5 литра и более
Вина натуральные, слабоалкогольные 3 руб. за 1 литр
напитки с объемной долей этилового
спирта до 9 процентов включительно (за
исключением газированных и шипучих
напитков), разлитых в стеклянную тару
емкостью 0,5 литра и более
Пиво 80 коп. за 1 литр
Табачные изделия:
Табак трубочный, за исключением табака 175 руб. за 1 кг
трубочного по ГОСТу
Табак трубочный по ГОСТу 17 руб. за 1 кг
Табак курительный, за исключением 75 руб. за 1 кг
табака, используемого в качестве сырья
для производства табачной продукции
Сигары, за исключением сигар по ГОСТу 3 руб. 80 коп. за 1 штуку
Сигары по ГОСТу 1 руб. 30 коп. за 1 штуку
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной 31 руб. 50 коп. за 1000 штук
свыше 85 мм
Сигареты с фильтром, за исключением 21 руб. 50 коп. за 1000 штук
сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет
1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов по
ГОСТу
Сигареты с фильтром 1-го, 2-го и 3-го 15 руб. за 1000 штук
классов по ГОСТу
Сигареты с фильтром 4-го класса по 10 руб. за 1000 штук
ГОСТу
Сигареты без фильтра 7 руб. 50 коп. за 1000 штук
Папиросы 1-го класса 5 руб. за 1000 штук
Ювелирные изделия 15 процентов
Нефть, включая стабилизированный 55 руб. за тонну
газовый конденсат*
Бензин автомобильный с октановым 363 руб. за 1 тонну
числом до "80" включительно
Бензин автомобильный с иными 463 руб. за 1 тонну
октановыми числами
Автомобили легковые с рабочим объемом 10 процентов
двигателя более 2500 куб.см
2) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Твердые (специфические) ставки акцизов индексируются Правительством Российской Федерации пропорционально росту (снижению) среднего уровня цен на промышленную продукцию (по данным федерального органа по статистике), если со дня установления этих ставок изменение указанного индекса составит не менее пяти процентов.
Указанная индексация ставок акцизов производится не ранее, чем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение индекса цен на промышленную продукцию. Информация об индексации ставок акцизов подлежит официальному опубликованию до начала месяца, начиная с которого применяются индексированные ставки акцизов.
Ставки акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, до конца 1998 года индексации не подлежат."
Статья 12. Установить, что действовавшие в 1997 году ставки земельного налога применяются:
с коэффициентом 2 для земельных участков в границах городской (поселковой) черты, занимаемых жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), личным подсобным хозяйством, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами;
с коэффициентом 4 для всех прочих категорий земель.
Повышающие коэффициенты не применяются в отношении:
земель сельскохозяйственного назначения, облагаемых земельным налогом в соответствии со статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю";
земельных участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота;
земельных участков в границах городской (поселковой) черты, предоставленных (приобретенных) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями).
Статья 13. Статью 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст.1424; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.469; N 34, ст.1976; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст.1860; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 26, ст.2954; N 47, ст.5342; 1998, N 1, ст.5; 1998, N 31, ст.3840) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержанию:
"За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере".
Статья 14. Внести в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.525; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст.2823; N 29, ст.3010; N 32, ст.3304; 1995, N 18, ст.1592; N 26, ст.2402, 2403; N 49, ст.4695; 1996, N 1, ст.4, 20; 1997, N 3, ст.357; N 26, ст.2953; 1998, N 31, ст.2819, 3821) следующие изменения и дополнения:
а) В статье 2:
абзац пятый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливается в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг";
в пункте 4 после абзаца пятого включить текст следующего содержания:
"Убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.
Не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации).
При реализации ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, доход (убыток) определяется как разница между ценой реализации (за вычетом процентного дохода, подлежащего выплате по ГКО и ОФЗ и включенного в номинальную стоимость ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования) и первоначально оплаченной стоимостью выкупаемых (погашаемых) ГКО И ОФЗ с учетом затрат, связанных с их приобретением и реализацией;
Абзацы шестой и седьмой считать, соответственно, абзацами девятым и десятым."
б) подпункт "а" пункта 1 статьи 9 дополнить текстом следующего содержания:
"Не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доход проценты, полученные в связи с выкупом (погашением) облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ), а также часть дохода в виде разницы между номинальной стоимостью и балансовой стоимостью государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации)".
Статья 15. Статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991, N 44, ст.1426; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст.102; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст.3010; 1995, N 26, ст.2402; N 35, ст.3503; 1996, N 1, ст.4: 1997, N 22, ст.2545; 1998, N 13, ст.1473; N 26, ст.3013) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включают в налогооблагаемую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в доллары США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации).
Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды не включают в налогооблагаемую базу при исчислении налога доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью государственных краткосрочных бескупонных облигаций (дисконт)".
Статья 16. Подпункт "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 23, ст.824; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3593) после абзаца первого дополнить абзацем вторым, следующего содержания:
"Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включают в налогооблагаемую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации). Указанные организации не включают в налогооблагаемую базу при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью государственных краткосрочных бескупонных облигаций (дисконт).
Абзацы второй и третий подпункта "ч" считать соответственно абзацами третьим и четвертым".
Статья 17. Внести дополнения и изменения в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 23, ст.824; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 10, ст.1108; 1997, N 30, ст.3593; 1998, N 31, ст.3816, 3827, 3828; Российская газета, 1998, 24 октября):
В статье 15 в названии и по тексту статьи слова "кредитные учреждения" заменить словами "кредитные организации" в соответствующих падежах.
Часть третью статьи 15 изложить в следующей редакции:
"Кредитным организациям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков либо инкассовых поручений налоговых органов на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд. В случае установления таких фактов на кредитную организацию налагается штраф в размере 50 процентов суммы задержанного платежа, а также взыскивается в установленном порядке пеня в размере одной стопятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего дня после установления срока уплаты выявленной суммы налога по день уплаты включительно, с привлечением руководителей этих организаций к административной ответственности в виде штрафа в размере стократного установленного законом минимального месячного размера оплаты труда.
Взыскание штрафов и пени не освобождают кредитную организацию от исполнения обязательства по перечислению налогов;
часть четвертую исключить;
часть пятую - седьмую считать соответственно частями четвертой - шестой.".
Статья 18. В целях обеспечения выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации текущих пенсий в объеме до 4,0 млрд.рублей Правительству Российской Федерации установить порядок погашения задолженностиплательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сложившейся по итогам текущего исполнения федерального бюджета в 1998 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.