Пояснительная записка к проекту федерального закона "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"


Проект закона реализует положения Конституции Российской Федерации о защите исконной Среды обитания и традиционного образа жизни 36 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях рыночных отношений.

Природная Среда указанных регионов является ценной, но наиболее уязвимой и трудно восстановимой частью природной Среды России. В настоящее время она подвергается разрушительному индустриальному воздействию и хищническому бесконтрольному уничтожению животного и растительного мира, что подрывает основу жизнеобеспечения и само существование проживающих там малочисленных народов.

Кроме того, в связи с ослаблением государственного регулирования, отсутствием необходимого законодательства по этому вопросу, снижением финансирования целевых государственных программ, положение малочисленных народов продолжает стремительно ухудшаться. Из-за слабого контроля за использованием природных ресурсов, экологическая ситуация в районах их проживания крайне неблагоприятна и ставит их на грань исчезновения.

Настоящий законопроект направлен на регулирование традиционного природопользования (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных и других дикоросов) коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в целях защиты исконной Среды обитания и традиционного образа жизни этих народов в условиях рыночных отношений.

Данный законопроект не затрагивая вопросов недропользования, водопользования и лесопользования, создает правовые основы владения и пользования лицами, семьями и общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока оленьими пастбищами, охотничьими, рыболовными, лесными и другими угодьями, как объектами традиционного природопользования, необходимого для экономического, социального и культурного развития этих народов.

Законопроект подготовлен с учетом земельного, лесного, природоохранительного и иного специального законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы этих народов.

Закон закрепляет за лицами, семьями и общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также представителями других народов, проживающими в этих регионах и ведущими такое же традиционное природопользование, право приоритетного пользования оленьими пастбищами, охотничьими, рыболовными, лесными и другими угодьями, в целях рационального использования этих объектов при соблюдении ими требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

В состав земель, на которых осуществляется традиционное природопользование могут входить оленьи пастбища, промысловые угодья, поверхностные водные объекты, специально выделенные зоны экстенсивного природопользования, расположенные на территориях национальных парков. Предоставление последних осуществляется по согласованию с дирекцией национальных парков, в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

В состав земель, на которых осуществляется традиционное природопользование не входят земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и предпринимательской деятельности.

Настоящий проект федерального закона наделяет малочисленные народы правом пользования объектами животного и растительного мира на землях, на которых осуществляется традиционное природопользование путем первоочередного бесплатного выделения им лицензий и квот на занятие традиционными промыслами в режиме, максимально обеспечивающем рациональное их использование и охрану.

Концепция закона исходит из целесообразности сохранения федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на земли, на которых осуществляется традиционное природопользование без передачи их в собственность лицам, семьям и общинам малочисленных народов. Кроме того, авторы законопроекта исходили из того обстоятельства, что отношения по владению и пользованию землями традиционного природопользования лицами, семьями и общинами малочисленных народов должны зиждиться на безвозмездной основе, поскольку они составляют неотъемлемую часть традиционного образа жизни малочисленных этносов.

В районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации помимо малочисленных народов проживают представители других этнических групп. Некоторые представители этих этнических групп ведут такой же, как и малочисленные народы, традиционный образ жизни. Учитывая это обстоятельство, авторы законопроекта считают необходимым распространить право традиционного природопользования наряду с малочисленными народами и на представителей других этнических групп, постоянно проживающих в районах проживания малочисленных народов и занимающихся традиционными промыслами, являющимися основным источником жизнеобеспечения.

Настоящий законопроект не предусматривает предоставление дополнительных льгот малочисленным народам для традиционного природопользования, поскольку эти льготы уже предусмотрены в законодательстве Российской Федерации. Например, Закон РСФСР "О плате за землю" полностью освобождает от уплаты земельного налога граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными и художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования (статья 12).

В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" малочисленные народы имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности (ст.ст.48, 49).

Поскольку данный законопроект не предоставляет новых налоговых льгот малочисленным народам и не касается затратных статей федерального бюджета его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. С таким мнением согласно и Правительство Российской Федерации.

Авторы законопроекта постарались учесть замечания Правительства Российской Федерации и Правового Управления Государственной Думы. В частности из текста законопроекта исключены нормы неоправданно дублирующие действующее законодательство Российской Федерации, а также повторы имевшиеся в некоторых статьях законопроекта.

Поскольку отношения регулируемые законопроектом отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разработчики постарались максимально минимизировать вмешательство Российской Федерации в полномочия субъектов Российской Федерации, то есть сделать законопроект более рамочным. Дальнейшая детализация указанных отношений по владению и пользованию землями традиционного природопользования должна быть произведена самими субъектами Российской Федерации с учетом множественности региональных особенностей.

Авторы законопроекта в принципе не возражают против замечаний Правового Управления о разработке единого законодательного акта о коренных малочисленных народах, однако считают, что этот вопрос может быть в последующем.

Авторы законопроекта согласны с замечаниями Правового Управления Государственной Думы о том, что особенности землями, на которых осуществляется традиционное природопользование необходимо отразить в земельном законодательстве и полагают, что это можно будет сделать после принятия настоящего законопроекта и последующего внесения изменений и дополнений в земельное законодательство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" Комитет Государственной Думы по делам национальностей направил данный законопроект на государственную экологическую экспертизу.

Принятие данного законопроекта позволит сохранить малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, как этносы, а также защитить исконную среду их обитания и традиционный образ жизни.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.