Проект федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (внесен депутатами ГД Г. И. Тихоновым, В. В. Игруновым, М. Ю. Вакуленко, В. С. Никитиным, В. М. Тарасовым) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"О государственной политике Российской Федерации
в отношении соотечественников за рубежом"


 Досье на проект федерального закона

 Глава I.   Общие положения
 Глава II.  Принципы и цели государственной политики
            Российской Федерации в отношении соотечественников
 Глава III. Правовые основы отношений
            Российской Федерации с соотечественниками
 Глава IV.  Основы деятельности по реализации
            государственной политики Российской Федерации
 Глава V.   Организационные основы деятельности Российской
            Федерации в области отношений с соотечественниками
 Глава VI.  Представительство интересов соотечественников в органах
            государственной власти Российской Федерации и координация
            органами государственной власти Российской Федерации
            действий и мероприятий по реализации государственной
            политики в отношении соотечественников
 Глава VII. Заключительные и переходные положения

Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:

Российское государство, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация - один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, непрерывный;

институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;

отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;

указанные отношения подлежат регулированию на основе государственной политики Российской Федерации, закрепленной в законодательном порядке;

главную ответственность за благополучие соотечественников за рубежом и обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников несут государства их проживания или пребывания;

защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам за рубежом способствует политической и социальной стабильности государств их проживания, укреплению сотрудничества между народами и государствами;

соотечественники за рубежом вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;

Совет соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации создается как представительство соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации;

деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права с учетом законодательств иностранных государств.

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, правовые и организационные основы отношений с ними, основы деятельности по реализации указанной политики.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

1. Определение понятия "соотечественники" основывается на понимании того, что:

соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве и проживающие или прибывшие для проживания в нем, имеющие гражданство этого государства, а также не имеющие такового, либо лица, имеющие вид на жительство или постоянный вид на жительство и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, присущих той или иной национальности, населяющей данное государство;

лица, оказавшиеся за пределами своего государства в силу вынужденных обстоятельств или по причине добровольного выезда для постоянного или временного проживания в другом государстве либо в результате изменения границ своего государства, являются соотечественниками за рубежом для лиц, оставшихся проживать на территории данного государства в его неизменных или изменившихся границах;

в случае прекращения существования единого государства лица, проживающие в различных его частях, которые приобрели государственную самостоятельность, становятся соотечественниками за рубежом по отношению друг к другу.

2. Для целей настоящего Федерального закона под понятием "соотечественники за рубежом" по отношению к гражданам Российской Федерации, проживающим постоянно на ее территории, подразумеваются:

граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом или пребывающие за рубежом со служебными, с деловыми, туристическими, научными, образовательными или иными целями (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом: граждане Российской Федерации, пребывающие за рубежом);

лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское;

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты);

потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников);

потомки соотечественников - родственники соотечественников по прямой восходящей линии.

3. Понятие "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) применяется для обозначения лиц, принадлежащих ко всем группам, предусмотренным в пункте 2 настоящей статьи, если в настоящем Федеральном законе не оговаривается иное.


Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:

за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;

государства, входившие в состав СССР, - государства на указанной территории, помимо Российской Федерации;

деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками - совокупная деятельность указанных в статье 27 настоящего Федерального закона участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками;

гражданская принадлежность - наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;

лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного государства;

гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства на основании разрешения, выданного этим государством;

гражданин Российской Федерации, пребывающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории Российской Федерации и не сменившее место жительства в результате выезда за пределы территории Российской Федерации;

трудящиеся мигранты - граждане Российской Федерации, выехавшие временно за пределы территории Российской Федерации для занятия на законном основании оплачиваемой деятельностью, за исключением лиц, не являющихся трудящимися мигрантами по определению Международной организации труда;

выходцы (эмигранты) - подданные Российского государства, граждане Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, добровольно или вынужденно покинувшие свое государство по политическим, экономическим, религиозным или иным мотивам и поселившиеся в иностранном государстве;

национальности Российской Федерации - национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации;

самобытность - родной язык, религия, особенности культурного наследия, традиции и обычаи соотечественников;

титульная нация - часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.


Статья 3. Признание принадлежности к соотечественникам

1. Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора.

Этот выбор должен быть неразрывно связан с объективными критериями, изложенными в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и со стремлением сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать связи с участниками (сторонами) отношений Российской Федерации с соотечественниками.

3. Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:

указанный в пункте 2 настоящей статьи выбор не должен ущемлять прав лиц, сделавших этот выбор;

дискриминация лиц по признаку принадлежности к соотечественникам недопустима.

Совершение действий, вытекающих из принадлежности к соотечественникам, подразумевает соблюдение соотечественниками законодательства государства проживания или пребывания, международных норм и уважение прав других лиц.


Статья 4. Подтверждение принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом

1. Для граждан Российской Федерации и лиц, имеющих двойное гражданство, одно из которых - российское, документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

2. Принадлежность соотечественника к лицам, состоявшим в гражданстве СССР, выходцам (эмигрантам) или потомкам соотечественников может быть подтверждена документом установленного Правительством Российской Федерации образца.

3. Выдача документа производится по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона, по письменному заявлению данного лица в месячный срок дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом или уполномоченными на то органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Решения и действия (или бездействие) должностных лиц в связи с выдачей документа могут быть обжалованы путем подачи жалобы в районный суд по месту нахождения Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Жалоба по желанию соотечественника может быть подана им через члена Совета соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации.

5. Названный в пункте 2 настоящей статьи документ признается указанными в статье 27 настоящего Федерального закона участниками (сторонами) отношений Российской Федерации с соотечественниками при решении вопросов, касающихся этих отношений.


Статья 5. Основания для подтверждения принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом

Принадлежность соотечественника к лицам, состоявшим в гражданстве СССР, выходцам (эмигрантам) и потомкам соотечественников устанавливается на основании имеющихся у него документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:

гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);

родство по прямой восходящей линии с указанными выше лицами - для потомков соотечественников;

проживание за рубежом - для всех указанных в настоящей статье лиц.


Глава II. Принципы и цели государственной политики
Российской Федерации в отношении соотечественников


Статья 6. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников

1. Деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками (далее - государственная политика Российской Федерации) осуществляется на основе государственной политики Российской Федерации, представляющей собой совокупность правовых, социально-экономических, культурных, материально-финансовых, организационных и иных мер, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, изложенных в статьях 7 и 8 настоящего Федерального закона.

2. Государственная политика Российской Федерации проводится с учетом принадлежности соотечественников к той или иной группе, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

3. Деятельность Российской Федерации по осуществлению государственной политики Российской Федерации не должна рассматриваться как противоречащая принципу равенства, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека.


Статья 7. Принципы государственной политики Российской Федерации

Государственная политика Российской Федерации, сочетающая учет исторических и иных особенностей положения соотечественников с интересами Российского государства, основывается на признании:

неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;

особенностей положения и правового статуса соотечественников в иностранных государствах, а также во время их пребывания на территории Российской Федерации;

обязательности соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права, включая принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга;

взаимодействия государств в области отношений с соотечественниками;

права иностранных государств принимать законы, аналогичные настоящему Федеральному закону, в отношении соотечественников, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации.


Статья 8. Цели государственной политики Российской Федерации

1. Цели государственной политики Российской Федерации заключаются в содействии созданию необходимых условий для обеспечения соотечественникам, в том числе лицам, не сумевшим адаптироваться в новых условиях на территориях государств, входивших в состав СССР, и лицам, переселяющимся коллективно или индивидуально на территорию Российской Федерации, следующих возможностей:

получать в случае необходимости помощь и поддержку со стороны Российской Федерации;

проживать в иностранном государстве при соблюдении в отношении соотечественников общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина;

активно участвовать в государственной, общественной, экономической, культурной и религиозной жизни государств проживания, в частности в принятии решений, касающихся соотечественников и тех регионов и мест, в которых они проживают;

свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать к развивать духовный и интеллектуальный потенциал;

открыто исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды;

беспрепятственно создавать органы местного самоуправления, национально-культурные автономии, общественные объединения, религиозные организации, средства информации и участвовать в их деятельности;

участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;

беспрепятственно устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;

активно участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией;

переселяться на жительство в Российскую Федерацию по собственному желанию или в силу вынужденных обстоятельств и обустраиваться в Российской Федерации, а также решать вопросы гражданства в соответствии с режимом благоприятствования в законодательстве Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательствами иностранных государств.

2. Соотечественники могут пользоваться предоставляемыми настоящим Федеральным законом возможностями в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами.


Глава III. Правовые основы отношений
Российской Федерации с соотечественниками


Статья 9. Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов и принимаемых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.


Статья 10. Международные договоры Российской Федерации

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью системы правового регулирования деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.


Статья 11. Отношения с гражданами Российской Федерации

1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, при соблюдении законодательства государства проживания.

Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2. В отношении граждан Российской Федерации, пребывающих за рубежом, применяются положения первого абзаца пункта 1 настоящей статьи, международных договоров Российской Федерации, а также нормы международного права, регулирующие пребывание граждан одного государства на территории другого.

3. Российская Федерация регулирует трудовую миграцию граждан Российском Федерации за рубеж законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

4. Правовой статус граждан Российской Федерации - военнослужащих, а также военных пенсионеров и членов их семей во время пребывания за рубежом определяется международными договорами Российской Федерации.


Статья 12. Отношения с лицами, имеющими двойное гражданство

1. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, пользуются защитой и покровительством Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.


Статья 13. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР

1. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, определяются историческими особенностями возникновения государств их проживания и имеют приоритетное значение для Российской Федерации.

2. Российская Федерация содействует лицам, состоявшим в гражданстве СССР, в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на гражданство и права на свободу его выбора, оказывает им помощь и поддержку на основании настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации с учетом законодательств государств их проживания.

3. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, приобретающими в соответствии с законодательствами государств, входивших в состав СССР, гражданство Российской Федерации, государства проживания, третьего государства или двойное гражданство, либо с лицами без гражданства определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Статья 14. Отношения с выходцами (эмигрантами)

1. Российская Федерация благоприятствует сохранению выходцами (эмигрантами) связей с Российской Федерацией во всех областях и использованию возможностей, предоставляемых соотечественникам в соответствии с главой IV настоящего Федерального закона, а также выступает в их поддержку в случаях нарушения их основных прав и свобод человека и гражданина.

2. На выходцев (эмигрантов), являющихся лицами, состоявшими в гражданстве СССР, проживающих за рубежом и за пределами государств, входивших в состав СССР, распространяется действие положений статьи 13 настоящего Федерального закона.

3. Отношения между выходцами (эмигрантами) и Российской Федерацией, вытекающие из факта наличия у выходцев (эмигрантов) в прошлом подданства Российского государства или гражданства Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.


Статья 15. Отношения с потомками соотечественников

1. На потомков соотечественников, являющихся гражданами Российской Федерации или лицами, имеющими двойное гражданство, одно из которых - российское, распространяется действие статей 11 и 12 настоящего Федерального закона.

2. Потомкам соотечественников в случае установления по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона, их родства по прямой восходящей линии с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и выходцами (эмигрантами) участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками создают условия для поддержания их интереса к Российской Федерации и связей с ней в соответствии с положениями главы IV настоящего Федерального закона.

3. Права потомков соотечественников, которые могут вытекать из их родства с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и выходцами (эмигрантами), обеспечиваются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.


Статья 16. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

1. В случае проживания гражданина Российской Федерации за рубежом его гражданство не прекращается.

2. Лица, проживающие за рубежом, лишенные гражданства РСФСР, Российской Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации, если они не заявят о своем нежелании признать это решение.

Подданные Российского государства, оказавшиеся за его пределами и лишенные гражданства РСФСР или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, и их потомки по прямой восходящей линии приобретают гражданство Российской Федерации в порядке регистрации.

Выходцам (эмигрантам), добровольно отказавшимся от гражданства Российской Федерации, гражданство Российской Федерации может быть предоставлено по их ходатайству в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Лицам, состоявшим в гражданстве СССР, и потомкам соотечественников, являющимся гражданами иностранного государства, может быть по их ходатайству предоставлено гражданство Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Принадлежность лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) или потомков соотечественников по прямой восходящей линии к гражданству иностранного государства или отсутствие такового не являются препятствием для их обращения в государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, о приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Гражданами Российской Федерации признаются лица, состоявшие в гражданстве СССР, и их потомки по прямой восходящей линии, не заявившие путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств.

5. Лицо, проживающее за рубежом, может выйти из гражданства Российской Федерации на основании своего ходатайства или в порядке регистрации, если данное лицо выехало на жительство в иностранное государство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Малообеспеченные лица, состоявшие в гражданстве СССР, и выходцы (эмигранты) освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации в государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.


Статья 17. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации

Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.


Статья 18. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

1. Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

2. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, имеют права в области предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, идентичные правам граждан иностранных государств, с учетом особенностей, вводимых настоящим Федеральным законом.

3. Лицам, состоявшим в гражданстве СССР, и выходцам (эмигрантам), являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, Правительством Российской Федерации может быть предоставлено право на проезд по территории Российской Федерации и право пользования гостиничными услугами наравне с гражданами Российской Федерации.

4. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не вправе:

избирать и быть избранными в представительный и законодательный орган Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, судебные органы, занимать или иным образом исполнять выборные государственные должности, а также принимать участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и местных референдумах;

занимать или иным образом исполнять иные должности, а также заниматься трудовой деятельностью, если в соответствии с федеральным законом назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации;

привлекаться к исполнению воинской обязанности и проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации;

быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала воинских частей и военных учреждений;

занимать или иным образом исполнять должности в правоохранительных органах в Российской Федерации, а также должности, требующие допуска к работам и документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

5. Иные ограничения прав и свобод соотечественников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.


Статья 19. Отношения с общественными объединениями соотечественников

Общественные объединения соотечественников вправе:

представлять интересы своих членов в сношениях с указанными в статье 27 настоящего Федерального закона участниками (сторонами) отношений Российской Федерации с соотечественниками, а также с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации;

участвовать в работе экспертно-консультативных органов, функционирующих при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, государственно-общественных и общественных объединениях и фондах в Российской Федерации;

осуществлять функции и пользоваться возможностями, предусмотренными статьей 4 и главой IV настоящего Федерального закона.


Глава IV. Основы деятельности по реализации
государственной политики Российской Федерации


Статья 20. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом определяет основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.

2. Российская Федерация исходит из того, что защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и тем самым является областью международного сотрудничества.

3. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью международных связей Российской Федерации.

4. Российская Федерация предоставляет необходимую материальную, финансовую к иную помощь органам местного самоуправления, национально-культурным автономиям, общественным объединениям соотечественников и религиозным организациям соотечественников.

5. Права, обязанности и интересы соотечественников закрепляются в международных договорах Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации соответственно принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

6. Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом особенностей положения и интересов соотечественников, а также с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина.

7. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных международным правом мер по защите интересов соотечественников.


Статья 21. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина

1. Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:

в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;

в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;

в обеспечении своего права на полное равенство перед законом.

2. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, с учетом законодательств иностранных государств и принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.


Статья 22. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях

1. Российская Федерация стимулирует сотрудничество хозяйствующих субъектов соотечественников с российскими хозяйственными товариществами и обществами, создание совместных предприятий, товариществ и обществ, участие соотечественников в инвестициях в российскую экономику.

Российская Федерация поощряет связи российских предприятий с предприятиями за рубежом, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствами иностранных государств.

Российская Федерация содействует привлечению российских предпринимателей к деятельности соотечественников и их организаций, а также к финансированию этой деятельности в любой форме, допускаемой законодательством Российской Федерации и законодательствами иностранных государств.

Российская Федерация учитывает соблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников при заключении международного договора Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве и предоставлении Российской Федерацией кредитов иностранному государству.

2. Российская Федерация оказывает в социальной области поддержку в первоочередном порядке социально незащищенным категориям соотечественников, в том числе в пенсионном обеспечении, в зависимости от их принадлежности к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на основании международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена гуманитарная помощь на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.


Статья 23. Поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования

1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимает с этой целью соответствующие действия с учетом международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и законодательств иностранных государств.

Российская Федерация осуществляет всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.

Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.

2. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия Российская Федерация:

оказывает помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;

способствует изучению культурного наследия соотечественников;

содействует всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.

3. Российская Федерация способствует сохранению соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления публично и в частной жизни, для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Российская Федерация исходит из того, что придание русскому языку, являющемуся важным средством межнационального общения и наиболее широко распространенному среди соотечественников, в государствах, входивших в состав СССР, статуса второго государственного языка или языка межнационального общения отвечает интересам этих государств и способствует укреплению их сотрудничества с Российской Федерацией.

Российская Федерация исходит также из того, что закрытие русских школ и других учебных заведений, преподавание в которых ведется на русском языке, в государствах, входивших в состав СССР, не способствует укреплению межгосударственных отношений.

4. Российская Федерация способствует получению лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников.

Российская Федерация содействует получению соотечественниками общего образования на родных языках национальностей Российской Федерации, включая изучение российских истории и культурного наследия.

С этой целью Российская Федерация в государствах, входивших в состав СССР, осуществляет меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, программ и учебно-методических пособий с учетом особенностей организации образовательного процесса в этих государствах и снабжению такими учебниками, программами и пособиями соотечественников, по оказанию помощи в создании и официальном признании учебных заведений, открытии филиалов российских высших учебных заведений с обучением на родных языках, признании эквивалентности дипломов, выдаваемых этими учебными заведениями.

5. Российская Федерация в целях формирования единого образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит в отношениях с государствами, входившими в состав СССР, линию на выработку согласованной политики в сфере образования; заключает международные договоры о признании Российской Федерацией дипломов о высшем профессиональном образовании соотечественников, получивших высшее образование в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике.


Статья 24. Поддержка соотечественников в области информации

1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и распространении информации, пользовании информацией на родных языках национальностей Российской Федерации на территории государств их проживания, создании средств информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами их проживания, между соотечественниками и Российской Федерацией.

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников и о положении соотечественников в Российской Федерации и в государствах их проживания.

2. Российская Федерация создает необходимые условия для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного вешания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных издании, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи.

3. Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим соотечественникам средствам массовой информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации.


Статья 25. Поддержка соотечественников при переселении в Российскую Федерацию и обустройстве в Российской Федерации

1. Российская Федерация создает для соотечественников благоприятные правовые и иные условия выезда из государства проживания на жительство в Российскую Федерацию посредством заключения международных договоров Российской Федерации о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев.

2. Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, вынужденные покинуть место жительства в государстве, входившем в состав СССР, по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о вынужденных переселенцах, признаются по их ходатайству вынужденными переселенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Вынужденными переселенцами признаются лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживавшие в государстве, входившем в состав СССР, получившие статус беженца в Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших таким лицам в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

4. Соотечественники, не имеющие гражданства Российской Федерации и вынужденные покинуть государство своего проживания по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о беженцах, признаются по их ходатайству беженцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Порядок и условия обустройства соотечественников при добровольном или вынужденном переселении на жительство в Российскую Федерацию устанавливаются в зависимости от статуса, приобретенного соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 26. Эвакуация соотечественников в случаях вооруженных конфликтов и угрозы их личной безопасности

Российская Федерация обеспечивает гражданам Российской Федерации и лицам, имеющим двойное гражданство, одно из которых - российское, а также лицам, состоявшим в гражданстве СССР, выходцам (эмигрантам), являющимся лицами без гражданства, эвакуацию и (или) получение срочной гуманитарной помощи при обращении за помощью в случае возникновения угрозы жизни, здоровью или личной безопасности за пределами Российской Федерации вследствие стихийных бедствий, массовых беспорядков или военных действий.


Глава V. Организационные основы деятельности Российской Федерации
в области отношений с соотечественниками


Статья 27. Участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками

В Российской Федерации участниками (сторонами) отношении с соотечественниками являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, в том числе политические партии и профсоюзные организации, религиозные организации, а также хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и физические лица.


Статья 28. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;

принятие федеральных законов, внесение изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;

принятие федеральных программ;

заключение международных договоров Российской Федерации и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;

другие полномочия, определенные федеральными законами.


Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

участие в разработке основ государственной политики Российской Федерации и в деятельности по ее реализации, а также в разработке федеральных законов;

разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

участие в разработке и реализации федеральных программ;

разработка, принятие и выполнение региональных (территориальных) программ.


Статья 30. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками

Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:

на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.


Статья 31. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, дипломатические представители и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны:

разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

содействовать соотечественникам всех предусмотренных настоящим Федеральным законом групп в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательствах государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению;

руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.


Статья 32. Государство и участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками

Государство в лице органов государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает соблюдение прав и интересов указанных в статье 27 настоящего Федерального закона участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, оказывает таким участникам (сторонам) помощь и поддержку.

Российская Федерация предоставляет государственную помощь и поддержку, налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества другим участникам (сторонам) отношений Российской Федерации с соотечественниками, а также привлекает этих участников (эти стороны) к разработке и реализации федеральных программ, к целевому финансированию общественно полезных программ по их заявкам (государственным грантам), к заключению договоров любых видов, в том числе договоров на выполнение работ и оказание услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 33. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

1. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет:

средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

средств местных бюджетов, общественных объединений, в том числе политических партий и профсоюзных организаций, религиозных организаций, а также хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и физических лиц;

пожертвований и взносов физических и юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств;

иных не запрещенных законом источников.

2. Государственные ассигнования на деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Порядок распределения и использования указанных государственных ассигнований определяется Правительством Российской Федерации, а контроль за их использованием осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют размеры и порядок использования собственных доходных средств, направленных на финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками.

4. В Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные и общественные фонды, образуемые из взносов государства, физических и юридических лиц, для финансовой и материальной поддержки соотечественников и их организаций.

5. Российская Федерация поощряет благотворительную деятельность физических и юридических лиц Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.


Статья 34. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям, оказывающим поддержку соотечественникам

Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства Российской Федерации.


Статья 35. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками

В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.

Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.

Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается Правительством Российской Федерации.


Глава VI. Представительство интересов соотечественников в органах
государственной власти Российской Федерации и координация органами
государственной власти Российской Федерации действий и мероприятий
по реализации государственной политики в отношении соотечественников


Статья 36. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации

Совет соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации создается как представительство соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации.

Совет соотечественников ведет мониторинг положения соотечественников, представляет предложения по проектам федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов, проектам указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих интересы соотечественников.

Порядок избрания Совета соотечественников, его полномочия и порядок их осуществления определяется положением о Совете соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации, являющихся неотъемлемой частью настоящего Федерального закона.

Положение о Совете соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации утверждается палатами Федерального Собрания Российской Федерации и исполняется в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Статья 37. Координация органами государственной власти Российской Федерации действий и мероприятий по реализации государственной политики в отношении соотечественников

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в целях представительства интересов соотечественников и координации органами государственной власти Российской Федерации действий и мероприятий по реализации государственной политики в отношении соотечественников создают комиссии и (или) федеральные органы исполнительной власти, действующие в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Глава VII. Заключительные и переходные положения


Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 39. О порядке приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня его вступления в силу.

До приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты, указанные в части первой настоящей статьи, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.


Президент

Российской Федерации


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.