Проект федерального закона N 98093719-2
"О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1.
Ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года, ниже именуемый Договором СНВ-2, включая являющиеся его неотъемлемыми частями:
Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых МБР, и о процедурах, регулирующих переоборудование шахтных пусковых установок тяжелых МБР, в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол к Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года,
со следующим заявлением:
"Российская Федерация исходит из того, что к исключительным обстоятельствам, дающим в соответствии со Статьей VI Договора СНВ-2 право Российской Федерации в порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти из этого Договора, наряду с иными, относятся:
1) нарушение Соединенными Штатами Америки положений Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного в городе Москве 31 июля 1991 года, ниже именуемого Договором СНВ-1, и положений Договора СНВ-2, повлекшее возникновение угрозы национальной безопасности Российской Федерации;
2) односторонний выход Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, подписанного в городе Москве 26 мая 1972 года, ниже именуемого Договором по ПРО, либо нарушение Договора по ПРО и связанных с ним соглашений;
3) наращивание стратегических наступательных вооружений государствами, не являющимися участниками Договора СНВ-2. таким образом, что это будет создавать угрозу национальной безопасности Российской Федерации;
4) принятие и реализация Соединенными Штатами Америки, другими государствами или союзами государств, в том числе Организацией Североатлантического Договора, таких решений в области военного строительства, которые создадут угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе размещение на территориях государств, вступивших в Организацию Североатлантического Договора после подписания Договора СНВ-2, ядерного и (или) высокоточного оружия;
5) развертывание Соединенными Штатами Америки или другим государством космических или иных вооружений, создающих угрозу российским спутникам системы предупреждения о ракетном нападении;
6) возникновение ситуации, при которой выполнение положений Договора СНВ-2 может привести к возникновению угрозы экологической безопасности Российской Федерации."
Статья 2.
В случае возникновения указанных в заявлении Российской Федерации при ратификации Договора СНВ-2 исключительных обстоятельств, а равно иных исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы Российской Федерации и дающих в соответствии со Статьей VI Договора СНВ-2 право Российской Федерации выйти из этого Договора, Президент Российской Федерации:
1) принимает политические, дипломатические и иные меры в целях устранения исключительных обстоятельств или нейтрализации их последствий;
2) незамедлительно проводит консультации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и направляет им послание с анализом возникших исключительных обстоятельств, информацией о принятых мерах и предложениями либо о продолжении выполнения Договора СНВ-2, либо о проведении переговоров по его изменению, либо о прекращении действия этого Договора. В соответствии с законодательством Российской Федерации палаты Федерального Собрания Российской Федерации принимают решения по предложениям Президента Российской Федерации либо высказывают ему свои рекомендации;
3) в случае если исключительные обстоятельства возникли не в результате действий Соединенных Штатов Америки, Президент Российской Федерации также проводит консультации с Соединенными Штатами Америки в целях определения того, требуется ли внесение изменений и дополнений в Договор СНВ-1 или Договор СНВ-2, и представляет в Государственную Думу на ратификацию согласованные изменения и дополнения к данным Договорам.
Статья 3.
Президент Российской Федерации проводит консультации с палатами Федерального Собрания либо возбуждает процедуры, установленные статьей 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в случае, если до 31 декабря 2003 года не будет достигнута договоренность о подписании нового договора по вопросам дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений, предусматривающая:
1) сохранение и дальнейшее укрепление стратегической стабильности при пониженных уровнях стратегических наступательных вооружений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;
2) сохранение для Российской Федерации возможности многовариантного подхода к строительству своих стратегических ядерных сил, включая их структуру и состав вооружений, обеспечивающего национальную безопасность Российской Федерации в соответствующих экономических условиях;
3) необратимость процесса сокращения уровней стратегических наступательных вооружений, включая предотвращение возможностей быстрого наращивания количества ядерных боезарядов на носителях всех видов базирования;
4) обеспечение для участников нового договора равных условий ликвидации и утилизации ядерных боезарядов;
5) существенное снижение затрат на реализацию программ ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений, экономически оптимальное использование существующей инфраструктуры стратегических ядерных сил, включая шахтные пусковые установки, для поддержания обороноспособности Российской Федерации, а также расширение возможностей использования сокращаемых компонентов стратегических ядерных сил и их инфраструктуры в народнохозяйственных и коммерческих целях;
6) учет всех видов и образцов систем вооружений, способных доставлять ядерные боезаряды к стратегическим целям, в первую очередь крылатых ракет морского базирования;
7) исключение из засчета ракет-носителей космических аппаратов, созданных с использованием элементов стратегических баллистических ракет наземного и морского базирования.
Статья 4.
Реализация Договора СНВ-2 осуществляется на основе следующих принципов и при соблюдении следующих условий:
1) сохранение потенциала стратегических ядерных сил Российской Федерации на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) приоритетное финансовое обеспечение стратегических ядерных сил Российской Федерации и соответствующих обеспечивающих систем как главного гаранта предотвращения агрессии против Российской Федерации;
3) уничтожение подпадающих под действие Договора СНВ-2 стратегических наступательных вооружений с учетом гарантийных сроков их эксплуатации;
4) поддержание эффективности, надежности и безопасности стратегических ядерных сил при любых вариантах развития стратегической обстановки, сохранение лабораторно-испытательной базы и производственных мощностей для серийного изготовления ядерных боезарядов;
5) обеспечение безопасности хранения и утилизации ядерных боезарядов и ракетного топлива, недопущение форсированного демонтажа ядерных боезарядов и откачки ракетного топлива без подготовки соответствующей инфраструктуры для их утилизации и без проведения подготовительных экологических мероприятий;
6) обеспечение равенства сторон Договора СНВ-2 в осуществлении инспекций и контрольных мероприятий, а также сохранение и совершенствование национальных технических средств контроля Российской Федерации для обеспечения эффективного контроля за соблюдением Соединенными Штатами Америки положений Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО;
7) соблюдение сторонами Договора СНВ-2 положений Договора СНВ-1.
Статья 5.
Выполнение Российской Федерацией обязательств по Договору СНВ-2 осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также иных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих действия и процедуры, необходимость в которых возникает при реализации Договора СНВ-2.
Финансовое обеспечение стратегических ядерных сил Российской Федерации, включая их производство, ликвидацию и утилизацию, осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Президент Российской Федерации в течение двух месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона вносит на рассмотрение палат Федерального Собрания Российской Федерации Федеральную программу развития стратегических ядерных сил Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в течение двух месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Федеральную целевую программу ликвидации и утилизации вооружений и техники стратегических ядерных сил, предусматривающую, в частности, возможность использования сокращаемых компонентов и инфраструктуры в народнохозяйственных и коммерческих целях.
Правительство Российской Федерации совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в течение двух месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона разрабатывает, а палаты Федерального Собрания Российской Федерации рассматривают федеральные законы о финансовом обеспечении стратегических ядерных сил Российской Федерации, включая их производство, ликвидацию и утилизацию.
Статья 6.
В процессе выполнения Договора СНВ-2
1. Президент Российской Федерации:
а) определяет основные направления государственной политики в области стратегических ядерных сил и ядерного разоружения, порядок и сроки выполнения положений Договора, обеспечивая при этом сохранение потенциала стратегических ядерных сил Российской Федерации и поддержание их технической и боевой готовности на уровне, необходимом для гарантированного сдерживания агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
б) выносит решения о сроках и порядке деактивации, вывода из боевого состава, ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений, подлежащих сокращению по Договору СНВ-2, в также о принятии на вооружение новых образцов стратегических наступательных вооружений взамен сокращаемых по Договору СНВ-2;
в) определяет основные направления государственной поддержки научных исследований и промышленной базы, необходимых для обеспечения безопасности, надежности и эффективности стратегических ядерных сил при любых вариантах развития стратегической обстановки;
г) утверждает программу мер, призванных обеспечить безопасность хранения, уничтожения и утилизации стратегических наступательных вооружений, ядерных боезарядов и ракетного топлива;
д) определяет концепцию дальнейших международных переговоров в области стратегических наступательных вооружений и, в случае необходимости, проводит консультации и переговоры с руководителями других государств в целях укрепления стратегической стабильности и повышения национальной безопасности Российской Федерации и возможного присоединения других государств к процессу сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений;
2. Правительство Российской Федерации:
а) обеспечивает приоритетное финансовое обеспечение стратегических ядерных сил Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, регулирующими вопросы финансового обеспечения стратегических ядерных сил Российской Федерации, и Федеральной программой развития стратегических ядерных сил Российской Федерации;
б) при разработке проекта федерального бюджета на каждый очередной год предусматривает финансовое обеспечение в необходимых объемах наиболее важных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области стратегических наступательных вооружений, закупок стратегических наступательных вооружений, строительства (ремонта, модернизации) основных объектов базирования стратегических ядерных сил и управления ими, а также мероприятий по выполнению Договора СНВ-1. Договора СНВ-2, Договора по ПРО и по проведению переговоров по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений;
в) обеспечивает финансово-экономические условия для сохранения и развития лабораторно-испытательной, полигонной и производственной баз промышленно-оборонного комплекса, необходимых для поддержания боеготовности, надежности и безопасности стратегических ядерных сил Российской Федерации, их модернизации, а также производства новых систем вооружений, не противоречащих положениям Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
г) ежегодно информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о выполнении Соединенными Штатами Америки положений Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
д) обеспечивает эффективное действие национальных технических средств контроля за соблюдением положений Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2, их техническое совершенствование, а также эффективное использование контрольных процедур, предусмотренных указанными договорами, для своевременного и достоверного обнаружения фактов нарушения их положений;
е) отрабатывает систему мер для полного выполнения всех необходимых мероприятий по ядерной и экологической безопасности Российской Федерации при эксплуатации, транспортировке, хранении и утилизации ядерных боезарядов стратегических наступательных вооружений с гарантированным исключением несанкционированного доступа к ним на всех этапах их жизненного цикла;
ж) обеспечивает наиболее рентабельные методы и способы ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений, в том числе посредством использования сокращаемых компонентов в народнохозяйственных и коммерческих целях с направлением получаемых доходов на работы по поддержанию технической исправности стратегических наступательных вооружений, по их плановой ликвидации и утилизации;
з) в целях обеспечения субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимых условий для принятия оптимальных и экономически обоснованных решений при перепрофилировании или закрытии высвобождаемых военных городков (объектов), необходимость в которых отпала в связи с осуществлением Договора СНВ-2, информирует их о планах высвобождения городков (объектов) или, при необходимости, выделяет Министерству обороны Российской Федерации финансовые средства на ремонтно-восстановительные работы в городках и экологическую рекультивацию местности;
и) приглашает, по согласованию, представителей Федерального Собрания Российской Федерации к участию в разработке концепции новых договоренностей в области стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны;
к) по поручению Президента Российской Федерации осуществляет внешнеполитические мероприятия по привлечению других государств, обладающих ядерным оружием, к переговорам по сокращению и ограничению ядерных вооружений, а также по обеспечению нераспространения оружия массового уничтожения;
3. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
а) при рассмотрении федерального закона о федеральном бюджете на очередной год предусматривают финансовое обеспечение в необходимых объемах наиболее важных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области стратегических наступательных вооружений, закупок стратегических наступательных вооружений, строительства (ремонта, модернизации) основных объектов базирования стратегических ядерных сил и управления ими, а также работ по ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений;
б) рассматривают ежегодный доклад Правительства Российской Федерации о состоянии стратегических ядерных сил Российской Федерации и ходе выполнения Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2 и принимают соответствующие решения (рекомендации), направленные на укрепление стратегической стабильности и повышение национальной безопасности Российской Федерации;
в) в случае нарушения Соединенными Штатами Америки положений Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО, а также других соглашений в области противоракетной обороны принимают необходимые меры в соответствии с разделом V Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Статья 7.
По поручению Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее февраля (в 1999 году - не позднее октября), а по запросу - в месячный срок, направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии стратегических ядерных сил Российской Федерации и ходе выполнения Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2, содержащий, наряду с иным, информацию по следующим вопросам:
а) сохранение совокупности внутренних и внешних условий, при которых Договор СНВ-2 вступил в силу;
б) ход выполнения Договора СНВ-1, Договора СНВ-2, Договора по ПРО и связанных с ним соглашений;
в) планы или действия Соединенных Штатов Америки, которые могут привести к нарушению положений Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО, последствия таких планов или действий для стратегической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации;
г) финансовое обеспечение мероприятий по выполнению Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2 в сравнении с федеральными целевыми программами, а также объемы, условия и порядок предоставления и использования международной помощи;
д) экологическая обстановка в местах хранения, ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений, прежде всего ядерных боезарядов и ракетного топлива;
е) ход переговоров по заключению новых договоренностей в области сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений, а также противоракетной обороны;
ж) состояние работ в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации в области стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны;
з) оценка международной ситуации, включая деятельность других ядерных государств и союзов государств по наращиванию или модернизации стратегических наступательных вооружений и сил, созданию и развертыванию систем противоракетной обороны, а также ситуации в области нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, ракет и ракетных технологий.
Статья 8.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу в первый день месяца, следующего за месяцем, в котором Соединенные Штаты Америки завершат процедуры ратификации Договора СНВ-2 вместе с Протоколом к нему, подписанным в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года, а также Меморандума о договоренности в связи с Договором по ПРО, двух Согласованных заявлений в связи с указанным Договором, а также Соглашения о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами, подписанных в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.