Письмо Президента РФ от 4 ноября 1998 г. N Пр-1464 Об отклонении проекта федерального закона "Об особенностях распоряжения и пользования объектами социального назначения"

Письмо Президента РФ от 4 ноября 1998 г. N Пр-1464


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 21 октября 1998 г. Федеральный закон "Об особенностях распоряжения и пользования объектами социального назначения" (далее именуется - Федеральный закон).

Федеральный закон противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации права граждан и юридических лиц могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности и обороны страны.

Между тем нормы Федерального закона сформулированы таким образом, что ими допускается значительное и произвольное ограничение прав собственников.

Так, перечень объектов социального назначения, на которые предполагается распространить действие Федерального закона, является открытым, что позволяет отнести к объектам социального назначения практически любые объекты. Указанный перечень должен носить исчерпывающий характер, причем при его составлении следует принять во внимание статью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и характеристики объектов социального назначения, содержащиеся в части первой статьи 2 Федерального закона.

Редакция статьи 4 Федерального закона также дает основания для произвольного ограничения прав собственника конкретного объекта социального назначения, поскольку формулировка "изменение целевого назначения объектов социального назначения или прекращение их использования" страдает крайней неопределенностью. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона критерии оценки потребности в объектах социального назначения, минимальный объем оказываемых ими услуг и территории их оказания устанавливаются федеральными законами. Между тем в настоящее время такие федеральные законы отсутствуют, что лишает названные положения смысла.

В пункте 1 статьи 5 указано, что организации, владеющие объектами социального назначения на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, могут распоряжаться объектами социального назначения при условии сохранения целевого назначения данных объектов и объема оказываемых ими услуг. Такая редакция противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. В соответствии со статьей 297 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение (то есть организация, владеющая имуществом на праве оперативного управления) вообще не вправе распоряжаться имуществом. Организации, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться этими объектами только с разрешения собственника, причем не учитывается, что собственниками в данном случае являются государство (как Российская Федерация, так и ее субъекты) и органы местного самоуправления. В этой связи непонятно положение пункта 3, обязывающее получить разрешение органов местного самоуправления, согласованное с федеральными органами исполнительной власти, на продажу таких объектов. Кроме того, следует отметить, что объекты, находящиеся в федеральной собственности, в настоящее время передаются органам местного самоуправления по согласованию с ними и на основании решений Правительства Российской Федерации, причем без компенсации. Между тем Федеральным законом устанавливается право преимущественной покупки данных объектов органами местного самоуправления, хотя не указывается, какие правовые последствия наступают, если органы местного самоуправления не воспользуются своим правом.

Пункт 1 статьи 6 Федерального закона сформулирован нечетко: по смыслу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с объектами социального назначения, совершенные с нарушением положений, установленных статьей 5 Федерального закона, являются недействительными, поскольку они противоречат требованиям закона. Однако эти сделки тем не менее порождают определенные Гражданским кодексом Российской Федерации правовые последствия, связанные с их недействительностью, хотя Федеральным законом это не установлено. Кроме того, Федеральным законом не определено, что будет с объектами социального назначения после их изъятия Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления у организаций, владеющих ими на праве оперативного управления. Изъятие имущества, владение которым осуществляется на праве хозяйственного ведения, противоречит статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На муниципальные образования Федеральным законом возлагаются различные правомочия, в том числе и связанные с выкупом объектов социального назначения, однако источники финансирования этой деятельности не определены, хотя в этом случае требуется компенсация из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 4 ноября 1998 г. N Пр-1464


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение