Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 98088587-2 "О социальной защите непосредственных участников деятельности в области ядерного оружия - граждан из подразделений особого риска"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый для рассмотрения Государственной Думой проект Федерального закона "О социальной защите непосредственных участников деятельности в области ядерного оружия - граждан из подразделений особого риска" имеет своей целью установление правовых норм социальной защиты постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации из подразделений особого риска, законодательное закрепление установленных действующим Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан из подразделений особого риска" льгот и компенсаций за ущерб, понесенный гражданами в результате их непосредственного участия в действиях подразделений особого риска при испытаниях ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ, во время учений с применением такого оружия, при ликвидации радиационных аварий на средствах вооружения и на военных объектах, при сборке и разборке ядерных зарядов.
С учетом вытекающей из положений статей 2, 18, 53 Конституции РФ конституционно-правовой обязанности государства по возмещению нанесенного гражданину ущерба в наиболее полном объеме и положений пункта 2 статьи 55 Конституции РФ, не допускающих уменьшения признанного государством объема возмещения ущерба, а также с учетом положения статьи 76 Конституции РФ, настоящий законопроект разработан по принципу трансформации действующего правового акта - Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 - в Федеральный закон Российской Федерации.
Настоящий проект Федерального закона является доработанным вариантом законопроекта "О социальной защите граждан из подразделений особого риска", рассмотренного Государственной Думой 9 октября 1998 г. и возвращенного на доработку для учета замечаний депутатов и Правительства РФ.
В настоящем законопроекте полностью учтены замечания депутатов Государственной Думы, Правительства РФ и субъектов РФ, полученные в ходе обсуждения предшествующего варианта:
- предусмотренные проектом правовые нормы в части определения качества и объема гарантируемых льгот и компенсаций по форме изложения не носят отсылочного характера и в этом отношении является самостоятельно действующими нормами;
- объем и качество льгот и компенсаций, предусмотренных проектом для рассматриваемых категорий граждан, соответствуют объему и качеству льгот и компенсаций, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 с учетом изменений и дополнений, внесенных в действующее законодательство за время действия Постановления с момента вступления его в силу и до 1 января 1998 года. Учтены также замечания, вытекающие из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П. Из перечня льгот и компенсаций исключены льготы, утратившие к настоящему времени свое социальное значение;
- в отличие от Постановления Верховного Совета РФ, проектом предусматривается распространить действие Федерального Закона "О социальной защите непосредственных участников деятельности в области ядерного оружия - граждан из подразделений особого риска", помимо военнослужащих и лиц, приравненных к ним по характеру службы, и на гражданских лиц, принимавших непосредственное участие в деятельности подразделений особого риска, предусмотренной законопроектом;
- в проект включены разъяснения основных понятий и терминов, используемых для целей законопроекта; понятия и термины уточнены в соответствии с замечаниями, полученными при обсуждении Государственной Думой ранее представленного законопроекта;
- в проекте использована новая редакция пункта 20 статьи 4, уточненная в соответствии с действующим законодательством о возмещении вреда. Принятая редакция исключает случаи начисления и выплаты необоснованно высоких сумм в возмещение утраченного заработка (дохода).
В связи с предусматриваемым законопроектом распространением действия закона на дополнительный контингент граждан - гражданских лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, для реализации закона потребуется увеличение расходов из федерального бюджета на сумму, необходимую для финансирования расходов по предоставлению льгот и компенсаций вышеуказанному дополнительному контингенту граждан.
Законопроект предусматривает вступление Закона в силу с 1 января 1999 года.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О социальной защите непосредственных
участников деятельности в области ядерного оружия - граждан из
подразделений особого риска"
(расчет дополнительных расходов из федерального бюджета на реализацию законопроекта).
В связи с тем, что настоящий законопроект, являющийся трансформацией действующего Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, установившего меры социальной защиты военнослужащих и приравненных к ним по характеру службы граждан, предусматривает распространить действие закона на гражданских лиц - непосредственных участников указанных в законопроекте мероприятий, потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета на финансирование льгот и компенсаций, предусмотренных законопроектом, в размере, определяемом численностью дополнительного контингента граждан, подпадающих под действие закона, и стоимостью льгот и компенсаций.
В качестве исходных данных для расчета приняты:
1. Численность дополнительного контингента граждан, подпадающих под действие закона - 5000 чел., в том числе:
лица, отнесенные к категориям "а"-"г"
(п.1 Постановления N 2123-1) |
- 4000 чел. |
лица, отнесенные к категории "д"
(п.1 Постановления N 2123-1) |
- 1000 чел. |
(по данным Минатома РФ)
2. Стоимость льгот и компенсаций, определенная по методике и данным Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации (КВПОР) - (прилагается).
I. Расчет дополнительных расходов (в год) на реализацию
законопроекта без учета льгот и компенсаций, предоставляемых в
настоящее время ветеранам-гражданским лицам по иным основаниям
согласно действующему законодательству.
1. Затраты на финансирование льгот и компенсаций для лиц, отнесенных к категориям "а"-"г" (п.1 Постановление N 2123-1):
на одного человека:
итоговые затраты по разд.III КВПОР 299 729 000
З = ---------------------------------- = ----------- = 16 652 руб.
1
численность расчетного контингента 18 000
- на 4000 чел: З = 16 652 x 4000 = 66 608 тыс.руб.
а-г
2. Затраты на финансирование льгот и компенсаций для лиц, отнесенных
к категории "д" п.1 Постановления N 2123-1:
- на одного человека:
итоговые затраты по разд.III КВПОР 20 708 280
З = ---------------------------------- = ----------- = 10 354 руб.
1
численность расчетного контингента 2 000
- на 1000 чел.: З = 10354 х 1000 = 10 534 руб.
д
3. Всего дополнительных расходов из федерального бюджета:
Р = З + З = 66 608 + 10 354 = 76 962 тыс.руб.
а-г д
II. Расчет дополнительных расходов (в год) на реализацию
законопроекта с частичным учетом льгот и компенсаций,
предоставляемых в настоящее время ветеранам - гражданским лицам по
иным основаниям согласно действующему законодательству.
Настоящий расчет проведен на основе статистического материала по ВНИИЭФ, сотрудники которого составляют более 25% дополнительного контингента граждан, подпадающих под действие закона. Стоимость льгот определялась в ценах по состоянию на 01.03.98 г.
В расчете учтены следующие факторы, определяющие реальное снижение расходов на финансирование льгот и компенсаций, предусмотренных законопроектом.
1. 60% общего числа граждан являются "Ветеранами труда" в соответствии со ст.22 Федерального закона "О ветеранах" имеют право на ряд льгот и компенсаций, предусмотренных настоящим законопроектом.
2. Неработающие пенсионеры составляют более 40% от общего количества ветеранов.
3. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение с предоставлением путевки (стоимость - 2700 руб) и бесплатного проезда к месту сан-курортного лечения используют 30% ветеранов; 70% ветеранов получают взамен путевки и бесплатного проезда к месту лечения компенсацию в размере 2300 руб.
4. Большинство ветеранов проживает в ЗАТО, имеющих льготный экономический статус. Стоимость проезда в городском общественном транспорте составляет 70 руб. в месяц. Льготы по проезду в пригородном транспорте, ввиду его отсутствия в ЗАТО, практически не используются.
5. Граждане, имеющие детей до 14 лет, составляют 2% от общего количества граждан, подпадающих под действие закона.
С учетом вышеуказанных факторов затраты на реализацию льгот и компенсаций, предусмотренных настоящим законопроектом составят:
1) для граждан, отнесенных к категориям "а"-"г" п.1 Постановления N 2123-1:
Раздел и пункт методики КВПОР |
Затрата на одного человека (руб.) |
Затраты на 4000 чел. (тыс.руб.) |
Раздел П, пункт 1 | 300 | 1200 |
2 | 35 | 140 |
3 | 2500 | 10000 |
4 | 320 | 1280 |
5 | 340 | 1360 |
6 | 240 | 960 |
7 | 1200 | 4800 |
8 | 120 | 480 |
9 | - | - |
10 | 115 | 460 |
11 | 70 | 280 |
12 | 40 | 160 |
13 | 170 | 680 |
14 | 30 | 120 |
15 | 3000 | 12000 |
16 | 140 | 560 |
17 | 335 | 1340 |
18 | 420 | 1680 |
19 | 170 | 680 |
Итого | 9545 | 38180 |
2) для граждан, отнесенных к категории "д" п.1 Постановления N 2123-1:
Раздел и пункт | Затраты на одного человека (руб.) |
Затраты на 4000 чел. (тыс.руб.) |
Раздел III, пункт 1 | 300 | 300 |
2 | 35 | 35 |
3 | 2500 | 2500 |
4 | 320 | 320 |
5 | 340 | 340 |
6 | 600 | 600 |
7 | - | - |
8 | 100 | 100 |
9 | 70 | 70 |
10 | 170 | 170 |
11 | 30 | 30 |
12 | 40 | 40 |
13 | 2000 | 2000 |
14 | 115 | 115 |
15 | 250 | 250 |
16 | 170 | 170 |
Итого: | 7040 | 7040 |
3) Всего дополнительных расходов из федерального бюджета (в год):
Р = 38 180+ 7040 = 45 220 тыс.руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием законопроекта "О социальной защите
непосредственных участников деятельности в области ядерного оружия -
граждан из подразделений особого риска"
В связи с принятием законопроекта "О социальной защите непосредственных участников деятельности в области ядерного оружия - граждан из подразделений особого риска" подлежат признанию утратившими силу:
1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 1992 года N 806 "О Комитете ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.