Пояснительная записка к проекту федерального закона N 98085732-2 "О повышении минимального размера оплаты труда" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98085732-2 "О повышении минимального размера оплаты труда"


Досье на проект федерального закона

Минимальный размер оплаты труда в соответствии с Конституцией РФ является одной из важнейших социальных гарантий, определяющих зарплату работников.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда находится на крайне низком уровне - с 1 января 1997 года он установлен в сумме 83,49 руб. в месяц. За прошедшее с этого момента время уровень инфляции составил 100%. Поэтому возрастает отставание этого показателя от величины прожиточного минимума (сейчас - около 18%). В результате минимальный размер оплаты труда утратил свое значение как базовая социальная гарантия в трудовых отношениях.

Причина этого не только в сложном экономическом положении страны, но и в использовании минимального размера оплаты труда для реализации совершенно ему несвойственных функций. Согласно действующему законодательству в минимальных размерах оплаты труда исчисляются штрафы и налоги, определяются размеры стипендий учащимся, пособий на детей, пенсий, многочисленных социальных выплат, предусмотренных законодательством.

В результате каждое повышение минимального размера оплаты труда приводит к изменению многих других платежей, не имеющих отношений к оплате труда, и, в частности, к значительному увеличению потребности в бюджетных средствах, что вызывало противодействие Правительства.

Предлагаемый законопроект концептуально содержит два положения - увеличение минимального размера оплаты труда и освобождение его от использования вне трудовых отношений.

Принятие этого законопроекта явится первым шагом по реализации Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", которым предусматривается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума.

Основной проблемой является замена минимального размера оплаты труда исчислении штрафов, налогов и других выплат, предусмотренных законодательством. Без решения этой задачи невозможно реальное увеличение минимального размера оплаты труда. Предлагаемый в законопроекте механизм может быть уточнен при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета и поэтому требует заключения Правительства РФ.

В дальнейшем необходимо внести изменения в действующее законодательство и заменить везде, кроме законодательства, регулирующего вопросы заработной платы, минимального размера оплаты труда на другую величину, а также прекратить использование минимального размера оплаты труда в принимаемых законах.


Депутат

А.Г.Голов


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О повышении минимального размера оплаты труда"


Численность работников, получающих зарплату менее

200 руб. в месяц из бюджетов всех уровней

367 тыс.

Средняя зарплата работников, получающих зарплату

менее 200 руб. в месяц из бюджетов всех уровней
Средний размер доплат до 200 руб.
Дополнительные расходы в месяц
Дополнительные расходы в год

154 руб.
46 руб.
16 882 000 руб.
202 882 000 руб.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.