Заключение на проект федерального закона N 96700406-2 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 13 ноября 1998 г. N 2.2-15/2109
"По проекту федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"
(II чтение)"


Изучив по поручению Комитета проект федерального закона, Правовое управление сообщает.


Постатейные замечания


Требует дополнительного уточнения понятийный аппарат законопроекта (статья 1), поскольку в определении "санитарно-эпидемиологического благополучия населения" предполагается законодательное установление отсутствия вредного воздействия факторов на человека. Однако самим законопроектом, Законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "Об охране атмосферного воздуха" (в том числе и в новой редакции этого законодательного акта, подготовленного к рассмотрению Государственной Думой в редакции согласительной комиссии) устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов и т.п., что не исключает полного отсутствия вредного воздействия на человека, как это предусмотрено в статье 1 законопроекта.

Речь в данном случае следовало бы вести о предупреждении вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 года N 680 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации".

В статьях 7, 10, 12, 14 и др. термины "продукты питания человека, продовольственное сырье, пищевые добавки, контактирующие с ними материалы и изделия" целесообразно привести в соответствие с основными понятиями, используемыми в проекте федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", принятом Государственной Думой во втором чтении.

В названии и тексте статьи 19 используется терминологическое словосочетание "атмосферный воздух городских и сельских поселений, воздух рабочих зон", смысл которого неясен с точки зрения понятийного содержания и в соответствующей части требует своего уточнения с аналогичным понятием Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".

В статье 26 в понятийном ряде в части "факторов воздействия на человека" речь, видимо, должна идти об источниках повышенной опасности.

В главе II законопроекта (статьи 7, 8, 9, 10), регулирующей права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отдельно предлагается регламентировать права и обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Представляется, что выделять в отдельную группу права и обязанности индивидуальных предпринимателей в названной сфере нет необходимости, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российский Федерации к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из правовых актов или существа правоотношений.

Положения главы III законопроекта полагаем целесообразным согласовать с соответствующими положениями статей 25-34 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", которыми, помимо требований санитарных норм и правил, также предусматриваются обязательные требования к нормированию качества окружающей природной среды, нормативы предельно допустимых вредных воздействий, в том числе при сбросах, выбросах вредных веществ, вредных воздействий на человека, растительный и животный мир, окружающую природную среду, а также нормативы предельно допустимых уровней радиационного воздействия, применения химических веществ, их остаточных количеств в продуктах питания, экологические требования к продукции. Так, например, положения статьи 11 законопроекта, касающиеся вопросов планирования и застройки городских и других поселений, утверждения проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов полагаем необходимым согласовать с соответствующими положениями статей 45, 49 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", статей 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Положения статей 12, 15 законопроекта, касающиеся вопросов правового регулирования требований к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд граждан, технологиям их изготовления, к ввозимой продукции, целесообразно уточнить, согласовав их с соответствующими положениями статьи 32 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", установившей ряд обязательных экологических требований к продукции в целях предупреждения вреда окружающей природной среды, здоровью и генетическому фонду человека.

Пункты 1 и 2 статьи 38 в части утверждения и введения в действие Федеральных санитарных правил, а также утверждения санитарных правил на территории субъекта Российской Федерации целесообразно привести в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 года N 680, утвердившим "Изменения и дополнения, которые вносятся в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании".

Статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, к которым в общем порядке уже отнесено: проектирование, строительство, эксплуатация химически опасных производств,

медицинская деятельность, производство изделий медицинского назначения, хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и другие виды деятельности, которые содержатся в статье 39 законопроекта. В целях исключения дублирования и приведения норм этой статьи законопроекта в соответствии с требованиями статей 9, 17, 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" полагаем целесообразным сохранить в ней лишь положения пункта 1.

Статью 46 следует привести в соответствие с пунктами 15, 16 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 года N 680. В том числе отнести к источникам финансирования организаций службы часть средств экологических фондов, направляемых в соответствии с положениями об этих фондах на выполнение работ по профилактике заболеваний людей, связанных с неблагополучной экологической обстановкой.

В статье 56 полагаем целесообразным ограничиться положением, предусмотренным в пункте 1 статьи 56 законопроекта, имея в виду, что вопросы возмещения вреда в должной мере урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 1064-1101 Кодекса).

По статье 50:

абзац шестой подпункта 8 пункта 1 статьи предусматривает право главных государственных санитарных врачей и их заместителей вносить предложения в финансово-кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случае нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству объектов и невыполнении постановлений о приостановлении или прекращении таких работ. Текст данного абзаца составлен неудачно, а цель его включения в статью непонятна и его следовало бы исключить из проекта, поскольку положения абзаца не могут носить обязательного для исполнения характера.

В связи с неясностью содержания в доработке и уточнении редакции нуждается также подпункт 1 пункта 2 статьи 50.

По статье 54:

в пункте 5 статьи 54 необходимо уточнить, какие специальные фонды и каких именно соответствующих органов имеются в виду. Кроме того, неясно какие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут принимать решения о зачислении сумм штрафов в специальные фонды. По действующим правилам штрафы за административные правонарушения зачисляются в местный бюджет.

В отношении размера штрафных санкций, налагаемых за совершение административного правонарушения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 54 проекта) обращаем внимание на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Ряд замечаний и предложений по тексту законопроекта были переданы в Комитет в рабочем порядке.

Замечания лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.


Начальник Управления

В.Б.Исаков



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение