Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"


Предлагаемые для внесения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" изменения и дополнения направлены на расширение и систематизацию законодательного регулирования участия иностранного капитала в осуществлении страховой деятельности на территории Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом нормы затрагивают отношения по размеру и формам участия иностранного капитала в системе страхования Российской Федерации, по созданию, обеспечению устойчивости и осуществлению государственного контроля за деятельностью страховых организаций с иностранными инвестициями. При разработке законопроекта был учтен международный и отечественный, в том числе и дореволюционный, опыт в данной сфере.

Концепция законопроекта основывается на необходимости сохранения российского страхового рынка как одного из стратегических элементов в финансовой системе России. Опыт некоторых государств Восточной Европы (например, Венгрии), где на настоящий момент практически не существует национальных страховых организаций, вытесненных более сильными западными конкурентами, наглядно свидетельствует о необходимости введения соответствующих ограничений. Вместе с тем, ограниченное и контролируемое участие в соответствующем сегменте рынка иностранного капитала, прежде всего страхового, будет способствовать повышению качества страховых услуг и интеграции России в мировую экономику в целом.

Законодательство Poccийской Федерации, в частности, действующая редакция закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" содержат ряд норм, направленных на защиту российского страхового рынка и связанных с частичным ограничением деятельности иностранного капитала в соответствующем секторе финансовых услуг. Данные меры на настоящий момент сводятся к ограничению доли участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций (не свыше 49%), а также комплексом требований по недопустимости страхования в иностранных страховых организациях имущественных интересов, расположенных на территории Российской Федерации. Существующий подход имеет ряд недостатков. Действующие запреты и ограничения легко обходятся, что обусловлено недостаточной проработанностью механизмов как законодательного регулирования в соответствующей сфере, так и контроля за соблюдением установленных требований. Существует масса примеров, когда иностранные страховые компании и посредники непосредственно осуществляют страховую деятельность на территории России, в частности, когда страхование включается в единый пакет наряду с другими услугами.

Ограничения деятельности страховых организаций с иностранными инвестициями, связанные с необходимостью контроля за долей участия иностранного капитала на страховом рынке Российской Федерации, реализуются путем введения соответствующей квоты (пункт 2 статьи 1 проекта). На начало 1998 года совокупная доля иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховых организаций составила порядка 5%. Предложенная квота в 12% позволяет значительно увеличить присутствие иностранного капитала на страховом рынке России, не допуская при этом возникновения зависимости.

Существенным моментом является ограничение доступа страховых организаций с иностранными инвестициями, являющихся дочерними по отношению к нерезидентам или имеющим долю нерезидентов в уставных капиталах свыше 49% к осуществлению страхования жизни, обязательного, обязательного государственного страхования, а также страхования за счет средств бюджетов всех уровней. При страховании жизни, особенно при долгосрочном и пенсионном, привлекаются на накопительной основе средства граждан, что связано с повышенной социальной ролью соответствующей деятельности. Кроме того, формируемые при страховании жизни резервы являются источником долгосрочных инвестиций которые должны прежде всего направляться в реальный сектор российской экономики, а не утекать за рубеж. Осуществление обязательного и обязательного государственного страхования также связано с реализацией социально значимых задач по гарантированности защиты интересов граждан, предприятий и государства. При этом, ограничение в осуществлении указанных видов страхования страховыми организациями с иностранными инвестициями является одним из самых действенных инструментов по поддержке развивающихся российских страховых компаний.

Законопроектом предлагается введение повышенных требований к устойчивости страховых организаций с иностранными инвестициями, являющихся дочерними по отношению к нерезидентам, либо имеющих совокупную долю нерезидентов в уставном капитале более 49%. Данные требования, в частности, относительно повышенного размера уставного капитала, обязательного депонирования части средств в Банке России для обеспечения своих обязательств, дополнительных требований к формированию и инвестированию страховых резервов, призваны обеспечить приход на российский рынок только квалифицированных, знакомых с особенностями российского рынка и финансово обеспеченных инвесторов. Аналогичные меры реализованы во многих странах, например, в государствах Юго-Восточной Азии, Китае, странах Латинской Америки, и они полностью себя оправдали.

В настоящее время в соответствии с пунктом 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.11.92 N 4016-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О страховании" не допускается деятельность страховых организаций с иностранными инвестициями, имеющих совокупную долю иностранных инвесторов в уставных капиталах свыше 49 процентов. Законопроектом не предлагается отменить это ограничение, хотя нормы проекта регулируют деятельность и этой части страховых организаций с иностранными инвестициями. Такой подход обусловлен временным действием ограничения п.5 упомянутого постановления ВС РФ. Согласно Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами, с другой стороны (ратифицирован Федеральным законом от 25.11.96 N 135-ФЗ, "Собрание законодательства РФ", 02.12.96, N 49, ст.5494), указанное ограничение должно быть отменено не позднее 24 июня 1999 года, если стороны Соглашения не примут иного решения. После выполнения данного требования, нормы законопроекта будут действовать в полном объеме.


Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации законопроекта


Принятие данного закона потребует разработки и принятия Правительством Российской Федерации Порядка депонирования средств страховыми организациями с иностранными инвестициями и их дочерними страховыми организациями, а также возврата и использования указанных средств.


Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения,
дополнения или принятия которых потребует принятие законопроекта


Введение данного закона потребует внесения дополнений в Правила размещения страховых резервов (утверждены Приказом Росстрахнадзора от 14.03.95 N 02-02/06 - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, N 7, 1995)


Справка


Федеральным законом вносятся изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", которыми устанавливается порядок участия иностранного капитала в осуществлении страховой деятельности в Российской Федерации, а также регулируются вопросы организации и осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации страховыми организациями с иностранными инвестициями.


Справка
о расходах бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований в связи с принятием проекта
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской
Федерации"


Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует расходов бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение