Пояснительная записка к проекту федерального закона N 98063707-2 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 год" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98063707-2 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 год"


Досье на проект федерального закона

На результаты исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 год (далее именуется - Фонд) повлияло отсутствие Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год" (принят Государственной Думой в третьем чтении 18 июня 1998 г.).


Доходы
Исполнение доходной части бюджета Фонда за 1997 год составило 96,6 процента к проекту бюджета и характеризуется следующими данными:


(млрд. рублей)

-------------------------------------------------------------------------
      Наименование доходов       |Проект |Исполнено|Отклонения|Процент
                                 |бюджета|         |          |исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Остаток средств на 1 января  1997  1610,7    1610,7      -          х
года
Доходы  в 1997 году:
Страховые взносы                  30007,2   28270,0   -1737,2      94,2
Прочие  поступления                1717,0    2914,4    1197,4     169,7
Средства федерального бюджета       295,0     212,3     -82,7      72,0
Возврат средств,   заимствованных
Пенсионным фондом  РФ в соответс-
твии с Федеральным законом "О ме-
рах  по обеспечению своевременной
выплаты пенсий в IV квартале 1995
года"                              662,1      119,4   -542,7      18,0
Итого                              32681,3  31516,1  -1165,2      96,4
Всего доходов с учетом остатка на
начало года                        34292,0  33126,8  -1165,2      96,6

Основой доходной части бюджета Фонда являются страховые взносы предприятий и организаций, которые составили 89,7 процента от всех поступлений 1997 года.

При коэффициенте сбора страховых взносов на уровне запланированного (0,9) недополучено страховых взносов в сумме 1737,2 млрд. рублей. Это объясняется в основном тем, что и среднесписочная численность и фонд оплаты труда, на который начисляются страховые взносы, сложились ниже прогнозных показателей соответственно на 7,0 и 5,8 процента. Не учитывался также фонд оплаты труда, численность работающих в организациях, которые уплачивали в 1997 году страховые взносы в некоторые альтернативные структуры, не являющиеся исполнительными органами Фонда.

Принимаемые Фондом меры по предоставлению отсрочки (рассрочки) до шести месяцев в течение календарного года по перечислению страховых платежей в Фонд организациям, находящимся в тяжелом финансовом положении не повлияли на снижение задолженности за страхователями. По состоянию на 1 января 1998 года задолженность за страхователями выросла по сравнению с началом года в 1,5 раза и составила 9,2 трлн. рублей, в том числе неперечисленные пени и штрафные санкции более 2,8 трлн. рублей или 30,4 процента. Наибольшая задолженность по платежам в Фонд сложилась по бюджетным организациям, предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ, и сельскохозяйственным товаропроизводителям. В течение 1998 года Фонд предполагает провести реструктуризацию задолженности страхователей этих отраслей экономики в рамках принятого Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и других законодательных актов.

Статья бюджета "Прочие поступления" в целом перевыполнена почти в 1,7 раза или на 1,2 трлн. рублей за счет начисленных пеней и штрафных санкций. Однако в доход бюджета Фонда поступило около 70 процентов от их начисленной величины.

Не выполнена статья доходов бюджета, предусматривающая поступление средств из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В проекте бюджета на 1997 год предусматривалось поступление в сумме 295,0 млрд. рублей, фактически получено 212,3 млрд. рублей.

Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 1997 года возвращено бюджету Фонда только 18% средств, заимствованных в 1995 году в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. N 161-ФЗ "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года". Оставшаяся сумма долга 542,7 млрд. руб. учтена в доходной части проекта бюджета Фонда на 1998 год.


Расходы


В 1997 году расходы бюджета Фонда составили 30384,8 миллиардов рублей или 91,0 процента от предусмотренных проектом бюджета.

В разрезе отдельных статей расходы характеризуются следующими данными:

(млрд. рублей)

-------------------------------------------------------------------------
     Наименование расходов       |Проект |Исполнено|Отклонения|Процент
                                 |бюджета|         |          |исполнения
-------------------------------------------------------------------------
1.Выплата пособий  всего:         23690,7   22299,9    -1390,8     94,1
     в том числе:
по временной нетрудоспособности   17707,7   16648,6    -1059,1     94,0
по беременности и родам            1888,5    1778,8     -109,7     94,2
по уходу за ребенком до  достиже-
ния им возраста 1,5 лет            2189,1    2052,4     -136,7     93,8
при рождении ребенка               1641,8    1566,0      -75,8     95,4
на возмещение стоимости  гаранти-
рованного  перечня  услуг и соци-
ального пособия на погребение       169,5     170,1        0,6    100,4
прочие пособия                       94,1      84,0      -10,1     89,3
2. Санаторно-курортное обслужива-
ние работников и членов их семей   5722,8    4812,0     -910,8     84,1
3. Капитальные расходы на  разви-
тие здравниц Фонда                  300,0     265,5     - 34,5     88,5
4. Оздоровление детей              1830,0    1388,1     -441,9     75,9
5. Выплата пособий по социальному
страхованию  сверх  установленной
нормы и санаторно-курортное лече-
ние и оздоровление, финансируемые
за счет средств федерального бюд-
жета                                295,0     379,9       84,9    128,8
6. Осуществление      социального
страхования                        1177,0     956,4     -220,6     81,3
       из них:
- содержание  аппарата   исполни-
тельных органов Фонда               902,6     795,1     -107,5     88,1
- капитальные вложения              100,0      88,8      -11,2     88,8
7. Финансирование научно-исследо-
вательских работ по охране труда      3,0       3,0        -      100,0
8. Внесение средств в доходы  Фе-
дерального  бюджета на содержание
Федеральной инспекции  труда  при
Министерстве  труда и социального
развития   Российской   Федерации
(Рострудинспекции)                  296,5     200,0      -96,5     67,5
9. Финансирование инспекции труда
профсоюзов                            7,5       0,1       -7,4      1,3
10. Прочие расходы                   77,0      79,9        2,9    103,8
  Всего расходов:                 33399,5   30384,8    -3014,7     91,0

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам составили 82,6 процентов от общей суммы расходов на все виды пособий.

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам сложились ниже проектных из-за снижения среднесписочной численности работающих по отчету за 1997 год против прогнозной, а также в результате некоторого снижения показателей заболеваемости, беременности и родам в расчете на 100 работающих против проектных величин.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей по бюджету Фонда в 1997 году составили 4812 млрд. рублей или 84,1 процента от проектных ассигнований.

В отчетном году работающим и членам их семей за счет средств социального страхования оплачено 2362,1 тыс.путевок на санаторно-курортное лечение и отдых при проекте 2742,6 тыс.путевок. Обеспеченность работающих путевками на санаторно-курортное лечение сложилась на уровне расчетной при некотором снижении обеспеченности путевками в санатории-профилактории, на отдых и лечебное (диетическое) питание.

Основными причинами снижения затрат по частичному финансированию санаториев-профилакториев является значительное сокращение их числа, а также из-за ухудшения финансового положения предприятий и организаций на балансе которых находятся санатории-профилактории.

Во исполнение Федерального Закона "О ветеранах" Фондом в 1997 году оплачено 57,9 тысяч путевок на санаторно-курортное лечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

В полном объеме профинансированы 888 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается около 500 тыс. детей различными видами спорта. В 1997 году направлено 232,1 млрд. рублей на оплату труда тренерско-преподавательского состава этих школ и аренду помещений для проведения учебно-тренировочного процесса.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Организация летнего отдыха детей" и в рамках Президентской программы "Дети России", в истекшем году за счет средств государственного социального страхования в оздоровительных лагерях отдохнуло 4,5 млн. детей.

Кроме того, оздоровлено 105 тыс.детей, имеющих право на льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Другими видами оздоровления (в санаториях для родителей с детьми, семейных учреждениях отдыха, специализированных заездах родителей с детьми в санаториях-профилакториях) в 1997 году оздоровлено по путевкам, оплаченным за счет средств социального страхования, 329,8 тысячи детей.

Расходы на оздоровление детей по отчету Фонда сложились на 211,9 млрд. рублей ниже проектных, что объясняется снижением средней стоимости путевки против проектной в связи с уменьшением доли оздоровления детей в стационарных загородных лагерях.

Расходы в 1997 году на осуществление социального страхования составили 956,4 миллиарда рублей, или 81,3% от проектных, в том числе расходы на содержание аппарата исполнительных органов Фонда составили 795,1 млрд. рублей (88,1% от предусмотренных).

Расходы на капитальные вложения согласно финансового отчета составили 88,8 млрд. рублей при плане 100 млрд. рублей.

Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда исполнено полностью в сумме 3,0 млрд. рублей.

В 1997 году Фонд направил в доходы федерального бюджета 200,0 млрд. рублей на содержание Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития (Рострудинспекции).

Финансирование расходов на содержание инспекции труда профсоюзов составило 0,1 млрд. рублей при проекте 7,5 млрд. рублей. Фактически финансирование расходов в истекшем году на эти цели не производилось, так как данная статья была включена в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год" 13 февраля 1998 года при рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов на выплату пособий по социальному страхованию сверх установленной нормы и санаторно-курортному обслуживанию работников и их детей должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем перечисления их Фонду социального страхования Российской Федерации.

Исполнение бюджета по этим расходам характеризуется следующими показателями:

(млрд. рублей)

-------------------------------------------------------------------------
      Наименование расходов      |Проект    |Исполне-|Отклоне-|Процент
                                 |на 1997 г.|   но   |  ния   |исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Расходы, связанные с выплатой по-
собий на льготных условиях           46,2      51,8      5,6      112,1
Расходы на    санаторно-курортное
обслуживание  работающих и их де-
тей                                 248,8     328,1     79,3      131,9
Всего                               295,0     379,9     84,9      128,7

Основной причиной перерасхода по статье "Прочие расходы" являются выплаты в сумме 3,9 млрд. рублей, произведенные по решениям судов пострадавшим с ликвидированных предприятий в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.

Переходящий остаток бюджетных средств Фонда согласно финансовому отчету составил на 1 января 1997 года 1610,7 млрд. рублей и на 1 января 1998 года - 2742,0 млрд. рублей.


Структура бюджетного остатка средств на 1 января 1998 года


-------------------------------------------------------------------------
                                                       |     Сумма
                Наименование статей                    |  (млрд. руб.)
-------------------------------------------------------------------------
Сумма остатка на 01.01.98 г.                                2742,0

                 в том числе:
на текущих счетах                                           1124,5
краткосрочные финансовые вложения (ГКО)                      864,5
возврат средств,  заимствованных Пенсионным фондом Рос-
сийской  Федерации в соответствии с Федеральным законом
"О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий  в
IV квартале 1995 г." (векселями)                             198,1
задолженность Фонда страхователям                          -1215,3
финансирование оздоровительных  лагерей   и   санатори-
ев-профилакториев                                             73,6
расчеты по приобретению путевок                              194,1
расчеты с разными дебиторами и кредиторами                  1131,3
сумма в пути                                                  50,6
путевки в наличии                                            320,6

В составе остатка бюджетных средств Фонда учтены государственные ценные бумаги Российской Федерации на сумму 864,5 млрд. рублей, которые приобретены в соответствии со статьей 65 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1997 год" от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ, а также векселя на сумму 198,1 млрд. рублей, поступившие в счет возврата средств заимствованных Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года".

Денежные средства на текущих счетах исполнительных органов Фонда составляют 1124,5 млрд. рублей, которые не обеспечивают покрытие Фондом в полном объеме его задолженности страхователям в сумме 1215,3 млрд. рублей.

Остаток бюджетных средств на 1.01.98. учтен в доходах проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1998 год".


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение