Пояснительная записка к проекту федерального закона N 98101964-2 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98101964-2 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"


Досье на проект федерального закона

Настоящий законопроект "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрабатывался рабочей группой в составе представителей от Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики, Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, Комитета Государственной Думы по международным делам и Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Действующий в настоящее время Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 года и "Правила пребывания иностранных граждан в СССР", утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 года N 212 устарели и не отвечают требованиям Конституции Российской Федерации, национальным интересам Российской Федерации, ее новому социально-экономическому и политическому строю.

Необходимость данного закона определяется и прозрачностью границ с государствами СНГ. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев из бывших союзных республик привели к тому, что в настоящее время на территории Российской Федерации по данным некоторых федеральных органов исполнительной власти находятся свыше 5 млн. нелегальных иностранцев, которые ухудшают социально-экономическую и криминогенную обстановку в России и отрицательно влияют экономическую и политическую стабильность в стране.

Определенное негативное влияние на обстановку оказала правовая неподготовленность Российской Федерации к наплыву беженцев из ближнего зарубежья после того, как Российская Федерация стала участником Конвенции "О статусе беженцев" 1951 года. Федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года без всеобъемлющего федерального закона об иностранных гражданах не в состоянии решить сложные проблемы, возникающие в связи с массовым въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию с самыми различными целями.

Законопроект "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" многоплановый, он включает преамбулу и восемь глав, в которых регламентированы права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации.

Законопроект прошел сложный путь: он был принят Государственной Думой 24 июня 1997 года, отклонен Советом Федерации 3 июля 1997 года с созданием согласительной комиссии. Вторично принят Государственной Думой 24 декабря 1997 года, отклонен Советом Федерации 18 февраля 1998 года с созданием новой согласительной комиссии, одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года и направлен Президенту Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вернул федеральный закон в Государственную Думу без рассмотрения, так как отсутствовало заключение Правительства Российской Федерации.

Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики вынужден был внести дополнение в федеральный закон, касающееся задержания иностранных граждан и их административного выдворения за пределы Российской Федерации, так как Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев эту правовую норму, принял решение, что и задержание и административное выдворение должно осуществляться только по решению суда.

Принятие федерального закона позволит упорядочить регистрацию иностранных граждан, их учет и деятельность, пресечь неконтролируемую миграцию иностранных граждан и осуществить административное выдворение иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации или нарушивших визовый и правовой режим.


Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"


Законопроект не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов или изменение финансовых обязательств.

Реализация федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" может потребовать дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Предварительные расчеты показывают, что расходы в год на реализацию правовых норм Федерального закона могут составить:

на организацию системы централизованного учета иностранных граждан в ФСБ России - 20 млн.руб.

на административное выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации (для тех граждан, которых нельзя выдворить за собственный счет или за счет пригласившего лица (около 5 тыс. чел. в год) - 300 млн.руб.

на изготовление и оформление бланков, виз, въездного и выездного вкладышей, приглашений, разрешений и подтверждений на использование иностранной рабочей силы - 10 млн.руб.

Вышеперечисленные расходы (330 млн.руб.) в основном могут составлять для МВД России, МИД России, ФМС России, ФСБ России и ФПС России, которые будут реализовывать нормы федерального закона. ФПС России, ФМС России и ФСБ России считают, о чем неоднократно ими подтверждалось, что дополнительных средств им не потребуется.

Вопрос о выделении дополнительных средств из федерального бюджета для МВД России на административное выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации должен быть решен.

Пункт 3 статьи 48 предусматривает административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществлять за счет средств выдворяемого или за счет средств пригласившего органа власти или лица и только в некоторых случаях (пункт 4 статьи 48) - за счет средств федерального бюджета.

Несмотря на возможные расходы на административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, этот вопрос необходимо решать, что только оздоровит экономическую обстановку в стране.

Принятие Федерального закона позволит пополнить федеральный бюджет за счет платности виз (пункт 2 статьи 11), платности приглашений (пункт 8 статьи 16), штрафов за незаконное использование иностранной рабочей силы (пункт 8 статьи 43), штрафов за незаконное пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации и другие правонарушения (законопроект "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" принят в первом чтении).

Пополнение федерального бюджета может быть первый год очень существенным - более 3 млрд. долларов США (в основном за счет иностранных граждан дальнего зарубежья - Африки и Азии).

Т.е. с каждого нелегально пребывающего иностранного гражданина на территории Российской Федерации необходимо брать штраф и выдворять его за пределы Российской Федерации. Через один год обстановка в стране может существенно измениться и административное выдворение может быть применено в редких случаях к иностранным гражданам ближнего зарубежья.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.