Письмо Президента РФ от 6 января 1999 г. N Пр-10 Об отклонении проекта федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы"

Письмо Президента РФ от 6 января 1999 г. N Пр-10


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", принятый Государственной Думой 2 декабря 1998 г. и одобренный Советом Федерации 23 декабря 1998 г.

Оплата труда работников организаций бюджетной сферы осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.

В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью, к которой относятся, в частности, средства федерального бюджета.

Таким образом, решение вопроса об установлении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (в части, касающейся установления указанных коэффициентов для работников организаций бюджетной сферы, находящихся в федеральной собственности) является прерогативой Правительства Российской Федерации.

Вмешательство законодателя в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации нарушает принцип разделения властей, закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом не решается проблема упорядочения оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, поскольку система оплаты труда указанной категории работников включает в себя не только тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и тарифные коэффициенты, но и различные надбавки, доплаты, премии и тому подобное. Следовательно, для комплексного решения задачи, поставленной в Федеральном законе (исходя из его названия), требуется четкое определение как основных принципов и механизма регулирования оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, так и компетенции органов государственной власти и самих бюджетных организаций в сфере оплаты труда.

В Федеральном законе затрагиваются бюджетные права субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований, которые самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, вправе устанавливать размеры тарифных ставок (окладов) для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. При этом размеры указанных тарифных ставок (окладов) в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Федеральным законом устанавливается обязательный для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований размер тарифной ставки (оклада) первого разряда для работников организаций бюджетной сферы, тем самым нарушаются права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на самостоятельное распоряжение средствами соответствующих бюджетов. Кроме того, в случае недостатка средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на цели, предусмотренные Федеральным законом, соответствующие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе потребовать предоставления средств из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с 1 апреля 1999 г. устанавливается в размере 110 рублей в месяц.

Реализация этой нормы связана прежде всего с наличием средств в соответствующих бюджетах на 1999 год.

В проекте федерального бюджета на 1999 год средства, необходимые для установления с 1 апреля 1999 г. тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 110 рублей в месяц, не предусмотрены.

Статья 2. Федерального закона является заведомо невыполнимой. В связи с этим Правительство Российской Федерации не сможет реализовать свои полномочия по обеспечению исполнения федерального бюджета, что предусмотрено пунктом "а" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность согласовывать тарифные коэффициенты с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Указанная норма ущемляет право Правительства Российской Федерации распоряжаться средствами федерального бюджета, поскольку без соответствующего согласования тарифные коэффициенты, размеры которых определяются исходя из возможностей федерального бюджета, установлены быть не могут.

Таким образом, Федеральный закон не только не решает проблему упорядочения оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, а, наоборот, может привести к росту социальной напряженности в обществе и к правовому хаосу в этой сфере отношений.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 6 января 1999 г. N Пр-10


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение