Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1997 год" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1997 год"


Доходы бюджета


В 1997 году в бюджет Пенсионного фонда поступило собственных доходов (без привлеченных кредитов и средств федерального бюджета) в сумме 154869,64 млрд.руб., или 99,8% к бюджетным назначениям года.

Поступление доходов в бюджет Пенсионного фонда РФ за 1997 год по источникам характеризуется следующими данными:


(млрд.руб.)

Наименование доходов Бюджет ПФР
на 1997 год
Исполнено за
1997 год
%
исполнения
I. Доходы:

1. Страховые взносы

2. Прочие поступления

в том числе:

пени, финансовые санкции

обслуживание коммерческими
банками остатков средств счета
807

другие доходы


150744,52

4460,00



4395,00

65,00



-


151072,94

3796,70



3638,4

54,19



104,11


100,2

85,1



82,8

83,4
Итого собственных доходов

II. Средства федерального бюджета

1. Средства федерального
бюджета, направляемые через
Фонд на целевое
финансирование выплаты
государственных пенсий

2. Погашение федеральным
бюджетом долга перед Фондом
за 1996 год государственными
ценными бумагами

3. Доходы по обслуживанию долга
федерального бюджета перед
Фондом

4. Средства федерального бюджета
на погашение банковского
кредита, выданного Фонду под
гарантию Минфина России, и
уплату процентов по ним
155204,52



15884,56





6381,00




1418,00



-
154869,64



23020,00














151,65
99,8
Итого средств федерального
бюджета

III. Средства, возмещаемые Госу-
дарственным фондом занятости
населения Российской Федерации
по расходам на выплату
досрочных пенсий безработным
гражданам
23683,56


348,69
23171,65


287,60
97,8


82,5
Всего доходов 179236,77 178328,89 99,5

Страховых взносов поступило 151,07 трлн.руб, или 100,2% к годовому плану.

Прогнозируемый Минэкономики России фонд оплаты в сумме 660,0 трлн.руб. не выполнен и фактически составил за 1997 год 648,2 трлн.рублей. Фактический расчетный фонд оплаты труда для исчисления суммы страховых взносов сложился на 12,7 трлн.рублей меньше прогнозного. В связи с этим Пенсионный фонд недополучил страховых взносов к планируемым в сумме 3,0 трлн.рублей.

Фактическая сумма фонда оплаты труда и других выплат, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд, за 1997 год составила 623,3 трлн.руб., из которых на фонд заработной платы приходится 604,2 трлн.руб., или 97 процентов. Необлагаемая страховыми взносами доля выплат в фонде заработной платы составила около 7 процентов.

С учетом проводимых Фондом мероприятий по увеличению поступлений текущих платежей и мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам сбор страховых платежей составил за 1997 год 83,4% начисленных сумм при плане 87 процентов. В связи с этим в бюджет Фонда недопоступило 6,5 трлн.руб. страховых взносов.

Высокий процент сбора страховых платежей достигнут в городе Москве (99,5%), Московской области (95,3%), городе Санкт-Петербурге (97,6%), Астраханской области (92,9%), Самарской области (95,0%), Новгородской области (94,2%), Калининградской области (99,5%), Краснодарском крае (90,6%).

Однако по ряду регионов фактический сбор страховых взносов сохраняется на уровне ниже общероссийского. Так, в Сахалинской области страховые взносы собираются на уровне 61,7%, Республике Саха (Якутия) - 70,3%, Алтайском крае - 66,0%, Кемеровской области - 67,3%, Красноярском крае - 65,5%, Республике Татарстан - 67,3%, Магаданской области - 64,6%, Иркутской области - 66,5 процента.

За отчетный год просроченная задолженность предприятий и организаций по страховым платежам в Пенсионный фонд возросла на 28,16 трлн.рублей и составила на 1 января 1998 г. 87,68 трлн.рублей.

Наиболее крупные суммы просроченной задолженности по уплате страховых взносов сложились по организациям:




Отрасли
Просроченная
задолженность по
состоянию
Отклонение по
сравнению с
предыдущим периодом
на
01.01.97
(трлн.
руб.)
на
01.01.98
(трлн.
руб.)

абсолютное

темп роста
%
машиностроения и
металлообработки

строительства

сельского хозяйства

транспорта и связи

в том числе по предприя-
тиям и организациям
МПС РФ

металлургической
промышленности

бюджетной сферы

угольной промышленности

электроэнергетики

деревообрабатывающей и х)
целлюлозно-бумажной
промышленности

нефтегазодобывающего
комплекса

химической и х)
нефтехимической
промышленности

легкая промышленность х)

х) Нет данных.
8,60 12,53 3,93 145,7


5,65 11,34 5,69 в 2 раза

6,36 10,67 4,31 167,8

5,25 5,71 0,46 108,8

3,5 1,23 -2,27



3,86 5,64 1,78 146,1


6,68 4,34 -2,34

3,18 4,16 0,98 130,8

2,65 3,90 1,25 147,2

- 2,99 - -



2,89 2,38 -0,51


- 1,97 -



- 1,37 -

Значительный рост просроченной задолженности по страховым взносам сохранился в следующих регионах Российской Федерации:


  Просроченная,
задолженность по
состоянию
Темпы прироста
по сравнению с
предыдущим
периодом
%
  на 01.01.97
(млрд.руб.)
на 01.01.98
(млрд.руб.)
 
Всего по Российской
Федерации

из них:

Республика Татарстан

Свердловская область

Кировская область

Республика Башкортостан

Иркутская область

Алтайский край

Красноярский край

Пермская область

Челябинская область

Сахалинская область

Архангельская область

Ростовская область

Республика Саха (Якутия)

Кемеровская область

Ямало-Ненецкий а.о.
59519,37 87684,1 47,3




1890,72 3606,85 90,8

1980,84 3459,52 74,6

594,50 1013,92 70,6

1137,37 1917,01 68,5

2232,38 8752,24 68,1

1105,45 1809,17 63,7

3568,48 5731,53 60,6

1023,51 1595,22 55,9

1747,39 2687,00 53,8

949,90 1452,05 52,9

1180,00 1732,16 46,8

886,53 1283,02 44,7

2015,69 2830,59 40,4

3718,23 5198,27 39,8

1707,43 2356,62 38,0

Основными причинами роста просроченной задолженности по страховым взносам являются: задержка выплаты заработной платы работникам из-за отсутствия собственных средств у организаций (30,7%), задержки средств ПФР через систему обслуживающих предприятия и организации банков (0,5%), значительное расширение масштабов бартерного обмена (9,9%) широкомасштабное использование денежных наличных средств в хозяйственной деятельности (11,9%), использование натуральной формы оплаты труда в виде готовой продукции (14,4%) и другие причины.

Рост задолженности по страховым платежам оказывал негативное влияние на ситуацию с обеспеченностью выплаты пенсий собственными средствами.

Обеспеченность объема пенсионных выплат собственными страховыми взносами в 1997 году в целом по Российской Федерации составила 96,0 процентов. В 10 регионах Российской Федерации расходы на выплату пенсий обеспечиваются собственными страховыми взносами только на 50% и ниже: Брянская область (42,7%), Ивановская область (42,3%), Республика Марий Эл (49,6%), Республика Адыгея (49,4%), Республика Дагестан (27,9%), Кабардино-Балкарская Республика (31,9%), Карачаево-Черкесская Республика (45,4%), Республика Северная Осетия (37,7%), Алтайский край (41,4%).

В 1997 году Фонд продолжал работу по реструктуризации просроченной задолженности по страховым взносам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 N 189 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации" с предоставлением рассрочки уплаты недоимки по согласованному графику при условии своевременного перечисления организациями текущих страховых взносов.

За 1997 год с организациями-должниками было заключено свыше 40 тыс. соглашений, за счет которых погашено 11,6 трлн.руб. недоимки, в т.ч. 2,9 трлн.руб. - по организациям МПС России.

В целях бесспорного взыскания задолженности на счета организаций выставлено 631,2 тыс. инкассовых распоряжений. Организована работа по взысканию задолженности с дебиторов организаций, по обращениям в территориальные агентства по банкротству и финансовому оздоровлению предприятий. По фактам злостного уклонения от уплаты страховых взносов в органы прокуратуры направлены материалы по 14 тыс. организаций. На региональных межведомственных балансовых комиссиях и комиссиях по неплатежам в федеральный бюджет и Пенсионный фонд рассмотрены организации-неплательщики. Организована работа по взаимодействию органов Фонда и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

Прочих доходов поступило 3,8 трлн.рублей при плане 4,46 трлн.руб., из них пени и финансовых санкций на сумму 3,64 трлн.рублей.

Снижение сумм поступлений пени вызвано, прежде всего, активизацией работы по реструктуризации просроченной задолженности и связанным с ней перерасчетом пени в сторону ее сокращения. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" освобождены от начисления пени за неуплату страховых взносов предприятия и организации в связи с недофинансированием государственного заказа, а также бюджетные учреждения.

Поступление доходов от обслуживания коммерческими банками остатков средств счета 807 составило 54,19 млрд.руб., или 83,4% к плану. Невыполнение плана вызвано тем, что в 1997 году Пенсионный фонд продолжил процесс перевода счетов из коммерческих банков в учреждения ЦБ России, а также снижением средних остатков денежных средств на счетах Фонда в связи с необходимостью ежедневного перечисления средств на выплату пенсий.

В бюджет ПФР в 1997 году поступили средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения Российской Федерации по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам в сумме 287,60 млрд.руб. при произведенных Фондом расходах за год на сумму 342,34 млрд.рублей. Необходимо отметить, что возмещение Федеральной службой занятости расходов Фонда по выплате досрочных пенсий запаздывает по отдельным регионам на несколько кварталов. В результате задолженность по возмещению средств постоянно растет и по состоянию на 1 января 1998 г. составила 215,2 млрд.руб., в том числе за 1997 г. - 54,74 млрд.рублей.

В январе 1993 года подписано Соглашение между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации о погашении к 1 октября 1998 года задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по возмещению расходов по выплате досрочных пенсий, образовавшейся на 1 октября 1997 г., в сумме 210,83 млрд.рублей.

Сумма других доходов составила 104,11 млрд.руб. и включает в себя добровольные взносы, возврат депозитных средств, доходы, полученные от депозитных средств, доходы от операций с ценными бумагами, возмещение нецелевых выплат за 1996 год и другие.


Взаимоотношения федерального бюджета
с Пенсионным Фондом Российской Федерации


Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и от 30.12.97 N 156-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год" предусмотрены средства федерального бюджета на компенсацию затрат Пенсионного фонда на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий в сумме 15884,56 млрд.руб., государственные ценные бумаги на сумму 6381,0 млрд.руб. в счет погашения долга за 1996 год, а также средства по обслуживанию долга на сумму 1418,0 млрд.рублей.


Таким образом, общая сумма поступлений из федерального бюджета на 1997 год определена в 23683,56 млрд.рублей. Фактически из федерального бюджета на выплату пенсий перечислено Пенсионному фонду 23020,0 млрд.рублей.

В то же время задолженность федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации, согласованная с Минфином России, по состоянию на 1 января 1997 года составила 9097,58 млрд.рублей, а фактические расходы Фонда за 1997 год на выплату государственных пенсий, финансируемых в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, составили 15215,52 млрд.рублей. Кроме того, в соответствии с федеральными законами от 27.05.98 N 78-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год" и N 79-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год" доставка всех видов пенсий, обслуживание Фондом привлеченных кредитов банков за 1996-1997 годы, а также задолженность по обслуживанию долга федерального бюджета перед Фондом за прошлые годы, возмещаются Фонду в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Суммарные затраты Фонда по указанным статьям расходов составили по состоянию на 1 января 1998 года 30315,06 млрд.рублей.

Таким образом, задолженность федерального бюджета перед Фондом по состоянию на 1 января 1998 года определилась в 7143,41 млрд.рублей.


(млрд.руб.)

  Преду-
смотрено
в федера-
льном
бюджете
на
1997 год
Возмеще-
но из
федераль-
ного
бюджета
в
1997 году
Факти-
ческие
расходы
Задолжен-
ность
феде-
рального
бюджета
ПФР на
01.01.98
1. Задолженность федерального
бюджета перед ПФР по
состоянию на 1 января 1997
года

2. Переходящая задолженность
по выплате государственных
пенсий на возвратной основе
за 1996 год

3. Переходящая задолженность
по расходам по доставке и
пересылке государственных
пенсий на возвратной основе
за 1996 год

3. Целевые выплаты
государственных пенсий и
пособий за 1997 год,
финансируемые Фондом на
возвратной основе

4. Доставка и пересылка пенсий
и пособий, финансируемых
Фондом на возвратной основе

5. Погашение кредитов, привле-
ченных Фондом в 1996 году
под гарантию Минфина Рос-
сии, и обслуживание этого
кредита

6. Доставка и пересылка пенсий,
профинансированные Фондом
в 1997 году за счет страховых
взносов

7. Обслуживание привлеченных
кредитов банков в 1996 году

8. Обслуживание привлеченных
кредитов банков в 1997 году

9. Обслуживание долга федера-
льного бюджета перед ПФР
за 1992-1994 годы
9097,58 9097,58 9097,58 -




1464,90 1464,90 1464,90 -




330,00 330,00 330,00 -





12476,68 11813,12 13106,22 1293,10





314,40 314,40 314,40 -



- 151,65 151,65 -





- - 2668,77 2668,77




- - 1954,93 1954,93


- - 954,85 954,85


- - 271,76 271,76
Итого 23683,56 23171,65 30315,06 7143,41

Расходы бюджета


Расходная часть бюджета Пенсионного фонда за 1997 год исполнена в сумме 176,60 трлн.руб., или 99,7% к годовым назначениям, в том числе на финансирование выплаты пенсий и пособий и их доставку - 172,77 трлн.руб. или 101,4% к бюджетным назначениям.

Исполнение по статьям расходов на пенсионное обеспечение характеризуется следующими показателями:


(млрд.руб.)

Наименование доходов Бюджет ПФР
на 1997 год
Исполнено за
1997 год
%
исполнения
Выплата государственных пенсий
и пособий, осуществляемая за счет
бюджета Пенсионного фонда

в том числе:

а) трудовые пенсии

из них:

досрочные пенсии, возмещае-
мые Государственным фондом
занятости населения Россий-
ской Федерации

б) компенсационные выплаты
неработающим трудоспособ-
ным лицам, осуществляющим
уход за нетрудоспособными
гражданами, получающими
трудовые пенсии

в) пенсии гражданам - получа-
телям пенсий за счет страхо-
вых взносов, выехавшим на
постоянное место жительства
за границу

г) выплата социальных пособий
на погребение и оказание
гарантированного перечня
услуг по погребению полу-
чателям пенсий за счет стра-
ховых взносов

д) увеличение авансовых перечис-
лений органам социальной за-
щиты населения на выплату
пенсий в январе 1998 года
138665,88 140932,05 99,5





137319,02 137724,24 100,3



348,69 342,34 98,2




70,67 70,49 99,7






18,00 13,43 74,6





1258,19 1148,08 91,2






1975,81
2. Целевые выплаты
государственных пенсий и
пособий, финансируемые
Фондом на возвратной основе

в том числе:

а) расходы на выплату государ-
ственных пенсий и пособий,
финансируемых Фондом на
возвратной основе

б) расходы по доставке и пере-
сылке государственных пенсий

Итого текущие расходы на
пенсионное обеспечение
отчетного периода
16011,59 16089,39 100,5






12803,51 13106,22 102,4




3208,08 2983,17 93,0


154677,47 157021,44 101,5
3. Погашение задолженности по
выплате государственных пен-
сий и пособий за 1996 год

в том числе:

а) финансируемых за счет стра-
ховых взносов

б) финансируемых за счет
средств федерального бюджета

в) расходы по доставке и пере-
сылке государственных пенсий
15745,10 15745,10 100,0





13950,20 13950,20 100,0


1464,90 1464,90 100,0



330,0 330,0 100,0
Всего на пенсионное обеспечение 170422,57 172766,54 101,4

В 1997 году сумма начисленных государственных пенсий (включая пенсии за счет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации) составила 150,0 трлн.руб. против 136,3 трлн.руб. в 1996 году, или с ростом на 10,7 процентов.

Увеличение суммы начисленных пенсий вызвано следующими обстоятельствами:


  Сумма
в млрд.руб.
- увеличение численности пенсионеров, получающих 2004,7
государственные пенсии (+351 тыс.чел.)

- рост среднего размера пенсии за счет роста средней 8355,3
заработной платы, принимаемой для начисления пенсий

- индексация пенсий в соответствии с Федеральным 3352,3
законом от 30.09.97 N 127-ФЗ "О повышении мини-
мального размера пенсии, порядке индексации и пере-
расчета государственных пенсий в Российской Федера-
ции в 1997 году"

Расходы на выплату пенсий, финансируемых за счет федерального бюджета, начисленных в 1997 году, составили 13019,75 млрд.руб. против 12529,43 млрд.руб. в 1996 году, или с ростом на 3,9 процента.

В отчетном периоде сохранилась тенденция роста общей численности пенсионеров. Численность пенсионеров с учетом естественной убыли (1480,0 тыс.чел., или 3,9% от общего числа пенсионеров) и новых назначений (1831,0 тыс.чел., или 4,8% от общего числа пенсионеров) увеличилась на 351,0 тыс.человек и на 01.01.98 составила 38,3 млн.человек.

Число получателей государственных пенсий характеризуется следующими данными:


(тыс.человек)

 
На 01.01.97

На 01.01.98
Прирост
за
1997 год
Всего пенсионеров

из них:

пенсионеров труда

в том числе:

пенсионеров по старости

инвалидов вследствие общего
заболевания

инвалидов вследствие
трудового увечья или
профессионального
заболевания

получающих пенсию за
выслугу лет

получающих пенсию по
льготному сроку выхода на
пенсию

получающих досрочную пенсию

пенсионеров, получающих
социальные пенсии

пенсионеров - военнослужащих
срочной службы и их семей
37935,2 38286,2 351,0



36549,8 36848,7 298,9



29167,1 29075,8 -91,3

4234,1 4517,4 283,3


219,2 216,5 -2,7




544,4 578,3 33,9


8202,9 8376,9 174,0



110,0 57,6 -52,4

1197,9 1270,8 72,9


187,5 166,7 -20,8

В сложившейся демографической ситуации (численность населения Российской Федерации на 01.01.98 составила 147,1 млн. человек) доля пенсионеров в общей численности населения продолжала увеличиваться и составила по состоянию на 1 января 1998 гола 26,0% против 25,8% на 1 января 1997 года (без пенсионеров-военнослужащих), а к численности занятых в экономике соответственно 56,7 и 55,6 процента.

Прирост пенсионеров произошел за счет увеличения на 298,9 тыс. человек численности пенсионеров, получающих трудовую пенсию. В основном прирост пенсионеров труда произошел за счет увеличения числа инвалидов вследствие общего заболевания на 283,3 тыс. человек. В отчетном периоде наблюдалась стабилизация темпов роста численности пенсионеров по инвалидности вследствие трудового увечья и уменьшение темпов роста пенсионеров за выслугу лет (в 1997 году - 106,1%, в 1996 году - 278%).

Уменьшение численности пенсионеров по старости с 29,17 млн. человек до 29,08 млн.человек объясняется естественной убылью, переходом на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания, а также вступлением в пенсионный возраст малочисленного контингента военных лет рождения.


Средние размеры назначенных месячных
пенсий с учетом компенсационных выплат


(тыс.руб.)

  На
01.01.97
На
31.12.97
Увеличение
среднего
размера
в тыс.
руб.
в %%
Всех пенсионеров

из них:

пенсионеров труда

пенсионеров, получающих
социальные пенсии

пенсионеров - военнослужащих
срочной службы и их семей

Минимальный размер пенсии
с учетом компенсации

Прожиточный минимум
пенсионера
320,4 365,9 45,5 14,2



321,2 369,4 48,2 15,0

245,0 271,3 26,3 10,7


287,7 320,7 33,0 11,5


219,6 234,2 14,6 6,6


267,2 292,6 25,4 9,5

Соотношение среднего размера пенсии по труду (369,4 тыc.руб.) и прожиточного минимума пенсионера (292,6 тыс.руб.) составляет 126,2 процента. Минимальный размер пенсии на 01.01.98 составил 80% от прожиточного минимума пенсионера.

В 1997 году была проведена индексация пенсий в связи с повышением стоимости жизни согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с 1 октября в 1,1 раза и с 1 декабря 1997 года в 1,21 раза к базе сентября в соответствии с Федеральным законом от 30.09.97 N 127-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году". Кроме того, сохранилась тенденция естественного роста среднего размера пенсии, в основном за счет новых назначений пенсий в максимальных размерах. В результате на 31 декабря 1997 г. средний размер пенсий с учетом компенсационной выплаты составил 365,9 тыс.руб. минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты - 234,2 тыс.рублей.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 и Законом Российской Федерации от 02.07.93 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" Пенсионным фондом при плане 18,0 млрд.руб. израсходовано 17,44 млрд.руб., или 96,9%, на выплату пенсий 2293 пенсионерам, проживающим в 41 государстве. Из указанной суммы расходы на выплату пенсий гражданам - получателям пенсий за счет страховых взносов (2052 человека), выехавшим на постоянное место жительства за границу, составили 13,43 млрд.руб., за счет средств федерального бюджета - 4,01 млрд. рублей.

Общие расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению за 1997 год составили 1234,55 млрд.руб., в том числе за счет средств Пенсионного фонда - 1148,08 млрд.рублей. Расходы на выплату указанных пособий осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Размер пособия на погребение в отчетном периоде составил 834,9 тыс.руб. и определялся исходя из десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 N 6-ФЗ (83490 руб.). За 1997 год выплачено около 1480,0 тыс. пособий.


Погашение задолженности по выплате
государственных пенсий за 1996 год


В I полугодии 1997 г. финансовая деятельность Пенсионного фонда была направлена на выполнение решений Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Задолженность по выплате государственных пенсий за 1996 год на начало 1997 года составляла 15745,10 млрд.рублей. Выполнение плана мобилизации собственных доходов Фонда и меры, принятые Правительством Российской Федерации по погашению долга федерального бюджета перед Фондом (15,3 трлн.руб.), позволили обеспечить полное погашение задолженности по пенсиям до 1 июля 1997 года и в дальнейшем осуществлять финансирование текущих выплат пенсий в полном объеме и в установленные сроки.


Авансовые перечисления органам социальной
защиты населения на выплату пенсий


В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год" норматив оборотных средств на 1 января 1998 года установлен в сумме 5787,5 млрд.рублей. Фактическое наличие оборотных денежных средств на 1 января 1998 года составило 6847,03 млрд.руб., из которых 3540,04 млрд.руб. - остатки средств Пенсионного фонда в органах социальной защиты населения и предприятиях связи, образовавшиеся за счет авансовых перечислений в декабре 1997 года средств Фонда для выплаты пенсий в январе 1998 году. Увеличение авансовых перечислений в 1997 году против 1996 гола составило 1975,81 млрд.рублей.


Расходы на доставку пенсий


Расходы на доставку пенсий, финансируемых как за счет страховых взносов, так и за счет средств федерального бюджета, производились исходя из фактически выплаченных государственных пенсий с учетом погашения задолженности по выплате пенсий за 1996 год и установленных тарифов в размере 2% для управлений Федеральной почтовой связи и 1,5% для альтернативных служб доставки пенсий. Сумма этих расходов составила 2832,19 млрд.руб., или с ростом против 1996 года в 1,32 раза. Кроме того, Пенсионным фондом уплачено налога на добавленную стоимость по услугам почтовой службы за доставку пенсий в сумме 480,98 млрд.рублей.

Доля средств, перечисляемая на выплату пенсий управлениям Федеральной почтовой связи, составила 71% от объема расходов на пенсии, учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации - 12,2%, альтернативным добавочным организациям - 16,8 процента.


Целевые выплаты государственных пенсий и пособий,
финансируемые Фондом на возвратной основе


Согласно Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год" и Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" выплата государственных пенсий, финансирование которых производится в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий осуществлялись Пенсионным фондом на возвратной основе.

Фактические расходы Пенсионного фонда на указанные цели за 1997 год составили 17884,29 млрд.руб., из них погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1996 год - 1794,9 млрд.руб., финансирование текущей выплаты пенсий отчетного периода - 16089,39 млрд.руб., в том числе по видам выплат:


(млрд.руб.)

  Бюджет ПФР
на 1997 год
Исполнено за
1997 год
%
исполнения
текущих
расходов
1. Пенсии военнослужащим и
приравненным к ним по
пенсионному обеспечению
гражданам (включая инвалидов
вследствие военной травмы), их
семьям в соответствии с Законом
Российской Федерации "О
государственных пенсиях в
Российской Федерации"

2. Социальные пенсии в соотве-
тствии с Законом Российской
Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации"

3. Расходы в соответствии с
Федеральным законом от 07.05.95
N 72-ФЗ на повышение пенсий
участникам ВОВ и вдовам
военнослужащих, погибших в ВОВ

4. Компенсация в соответствии с
Законом Российской Федерации "О
социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС"

5. Доставка и пересылка пенсий

6. Социальные пособия на погребе-
ние

7. Компенсационные выплаты
неработающим трудоспособным
лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами

8. Выплаты пенсий гражданам
получателям пенсий за счет
средств федерального бюджета,
выехавшим на постоянное место
жительства за границу

9. Доплата к пенсиям государст-
венных служащих
3525,14 3346,94 94,9









3722,19 3673,08 98,7




3456,51 3537,33 102,3





1932,78 2395,30 123,9






3208,08 2983,17 93,0

115,72 86,47 74,7


51,17 58,07 113,5




4,01





5,02 -
Итого текущие расходы отчетного
периода

Погашение задолженности по выплате
государственных пенсий и пособий
за 1996 год, финансируемых за счет
средств федерального бюджета

Погашение задолженности за 1996
год по расходам по доставке и
пересылке пенсий
16011,59 16089,39 100,5


1464,90 1464,90 100,0




330,0 330,0 100,0
Всего расходов с учетом погашения
задолженности по выплате пенсий за
1996 год
17806,49 17884,29 100,4

В отчетном периоде продолжала сокращаться против планируемой численность пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы и на 01.01.98 составила 166,7 тыс. человек (на 01.01.97 - 187,5 тыс. человек). Также снизилась численность инвалидов Великой Отечественной войны - получателей 2-х пенсий с 687,7 тыс. человек на 01.01.97 до 622,6 тыс. человек на 01.01.98.

Вместе с тем, в связи с увеличением против планируемого фактического размера получаемой 2-ой пенсии участниками ВОВ, план расходов по выплате в соответствии с Федеральным законом от 07.05.95 N 72-ФЗ перевыполнен на 80,82 млрд.рублей.

Перерасход средств на пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, составил 462,52 млрд.рублей. В 1997 году увеличился против планируемого размер надбавок и повышений, получаемых гражданами, проживающими в зонах с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом, численность которых на 01.01.98 составила 824,3 тыс. человек против 858,8 тыс.чел. в 1996 году. Кроме того, сверх прогноза увеличился контингент получателей пенсий вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, который по состоянию на 01.01.98 составил почти 37 тыс. человек (по инвалидности - 34,2 тыс.чел., по случаю потери кормильца - 2,76 тыс. человек) против 29,5 тыс. человек в 1996 году. Среднегодовой размер выплат на 1 пенсионера составил 229,2 тыс.руб. в месяц.

В отчетном периоде выплачивалась установленная ежемесячная компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.03.94 N 551. Сумма расходов составила 53,07 млрд.руб., среднегодовая численность получателей составила 37,8 тыс. человек и увеличилась против 1996 года на 32,1 тыс.человек.

В соответствии с Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 981, в 1997 году 241 гражданину - получателю пенсий за счет средств федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии инвалидам и участникам ВОВ, а также пенсии по линии Минобороны России, МВД России, ФСБ России и ФСНП России) выплачены пенсии на сумму 4,01 млрд. рублей.

Кроме того, за счет средств Пенсионного фонда согласно установленному порядку, действовавшему до 1 апреля 1997 года, органы социальной защиты населения осуществили финансирование выплаты ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, установленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.95 N 854 и от 01.04.96 N 467, на сумму 5,02 млрд.рублей. С 1 апреля 1997 года установлен новый порядок финансирования указанных расходов минуя Пенсионный фонд Российской Федерации.


Расходы по погашению и обслуживанию долга ПФР


Пенсионный фонд в целях обеспечения своевременной выплаты пенсий в течение отчетного периода был вынужден привлекать кредитные ресурсы коммерческих банков и ссуды из местного бюджета.

Расходы, связанные с привлечением кредитов и ссуд, составили:


(млрд.руб.)

  Кредиты Ссуды Всего
1. Остаток задолженности на 01.01.97

2. Привлечено за 1997 год

3. Погашено за 1997 год

из них:

кредитов под гарантию Минфина России

4. Сальдо погашенных кредитов и ссуд

5. Остаток задолженности на 01.01.98
3646,30 20,90 3667,20

11714,23 22,07 11736,30

12137,88 16,06 12153,94



131,14 - 131,14

-423,65 6,0 -417,64

3222,65 26,91 3249,56

Кредиты банков привлекались на срок 1-3 месяца, с процентной ставкой ниже ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации на 2-5 пунктов.

За счет средств федерального бюджета произведены расходы по погашению кредитов, выданных Фонду под гарантию Минфина России, в сумме 131,14 млрд.рублей.

Расходы по обслуживанию долга (уплата процентов) составили за отчетный период 955,85 млрд.рублей. Расходы по уплате процентов за банковские кредиты, выданные Фонду под гарантию Минфина России, составили 20,51 млрд.рублей.

Расходы Пенсионного фонда по погашению задолженности Фонду социального страхования Российской Федерации по ранее привлеченным средствам в соответствии с Федеральным законом "О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года" за 1997 год составили 119,42 млрд.рублей.

Сальдо расчетов с Фондом социального страхования Российской Федерации:


(млрд.руб.)


1. Остаток задолженности на 01.01.97 662,09


2. Погашена задолженность за 1997 год 119,42


3. Остаток задолженности на 01.01.98 542,67



Расходы на содержание органов
Пенсионного фонда Российской Федерации


В 1997 году на содержание органов Пенсионного фонда за счет страховых взносов направлено 955,24 млрд.руб., или 95,9% к назначенным по бюджету. Кроме того, из фонда социального развития, образуемого за счет части пеней и финансовых санкций, направлено 184,70 млрд.руб. на повышение заработной платы работникам системы с 1 июля 1997 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310. Суммарные затраты на содержание органов составляют 0,6% в общих расходах Фонда.

Численность штатного персонала (без учета численности служб по персонифицированному учету) на 1 января 1998 г. составила 29764 единицы, из них численность пенсионных отделов и управлений - 10947 единиц.

Исполнение расходов характеризуется следующими показателями:


(млрд.руб.)

Наименование расходов Бюджет ПФР
на 1997 год
Исполнено за
1997 год
%
исполнения
1. Содержание органов ПФР 996,23 1139,94 114,4
Наименование расходов Бюджет ПФР
на 1997 год
Исполнено за
1997 год
%
исполнения
из них:

оплата труда

оплата труда на повышение
заработной платы за счет сумм
пени и финансовых санкций

начисления на заработную
плату

текущие материальные затраты

2. Курсовые мероприятия,
подготовка и переподготовка
кадров

3. Капитальные вложения и
проектные работы


323,46 323,46 100,0

135,33



124,50 173,87 139,6


548,24 507,28 92,5

13,70 6,23 45,5



293,00 291,61 99,5
Всего расходов на содержание
органов ПФР
1302,93 1437,78 110,3

В целях привлечения средств на финансирование выплаты государственных пенсий в отчетном периоде были приняты меры по экономии затрат по отдельным статьям расходов на содержание органов Фонда.

Средства на текущие материальные затраты использованы к плану года на 92,5 процента.

По текущим материальным затратам недоиспользовано 40,96 млрд.руб., в основном за счет экономии средств на приобретение оборудования и инвентаря и проведение капитального ремонта.

Расходы на курсовые мероприятия, подготовку и переподготовку кадров за 1997 г. составили 6,23 млрд.руб., или 45,5% к плану года. Проведено 70 учебных мероприятий с охватом 3296 сотрудников ПФР.

В целях экономии средств общие затраты на курсовые мероприятия, подготовку и переподготовку кадров были сокращены на 7,47 млрд.руб., из них за счет исключения из планов обучения семинаров на курсах повышения квалификации - 0,44 млрд.руб., обучения работников Уральского и Сибирского кустов в средних и специальных учебных заведениях - 0,42 млрд.руб., непроведения технического переоснащения региональных учебных баз с целью создания кустовых тренинговых центров по обучению технологии и организации внедрения персонифицированного учета - 6,61 млрд.рублей.

В 1997 году на строительство и приобретение административных зданий и помещений было направлено 291,61 млрд.руб., или 99,5% от годовых назначений. Строительство и приобретение административных зданий осуществлялось по утвержденным титульным спискам.


Расходы на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий
по организации персонифицированного учета для целей государственного
пенсионного страхования, в том числе создание Информационного центра
персонифицированного учета в системе государственного пенсионного
страхования для работ по обработке информации по индивидуальному
(персонифицированному) учету; поддержание автоматизированной
информационной системы Фонда


В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" продолжались работы по созданию системы персонифицированного учета плательщиков страховых взносов. Финансирование осуществлялось как в части оснащения регионов техническими средствами, создания организационно-штатной структуры и подготовки специалистов, так и мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования.

В процесс регистрации в системе государственного пенсионного страхования в 1997 г. было включено свыше 30 млн. работающих по найму граждан и самозанятого населения в 59 субъектах Российской Федерации. В соответствии с установленной технологией от работодателей и самозанятого населения получено более 25 млн. регистрационных анкет, на основании которых в системе государственного пенсионного страхования на 01.01.98 было открыто свыше 18 млн. индивидуальных лицевых счетов зарегистрированных застрахованных лиц.

Суммарные расходы на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования, а также поддержание автоматизированной информационной системы Фонда, составили 134,15 млрд.руб., или 97,5% к бюджетным назначениям.

В отчетном периоде в 88 региональных отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации созданы службы по персонифицированному учету. Численность работников указанных служб при плане 2000 единиц на 01.01.98 составила 1993 единицы, среднесписочная численность - 902 единицы. На организацию персонифицированного учета в регионах направлено 36,70 млрд.руб., или 120,7% к годовым назначениям, в том числе на оплату труда - 15,70 млрд.рублей.

На закупку технических средств для региональных отделений и центрального аппарата Фонда, монтаж и наладку оборудования израсходовано 80,7 млрд.руб., или 102% от планируемых. Закупка оборудования осуществлялась на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305. Проведены конкурсы на поставку компьютеров, матричных и лазерных принтеров и региональных серверов. Для обеспечения защиты информации приобреталась спецтехника и аппаратно-программные средства.

В шести отделениях ПФР (гг.Владимир, Нижний Новгород, Калининград, Свердловск, Архангельск и Сыктывкар) введены в действие станции спутниковой связи.

Затраты на эксплуатацию существующей части автоматизированной системы, ее развитие и модернизацию за 1997 год составили 16,75 млрд.рублей. По данной статье производились работы по разработке и вводу в эксплуатацию инженерных систем административных зданий ОПФР, и на их основе реализованы локальные вычислительные сети, средства телефонирования и системы электропитания для вычислительной техники. Финансирование этих работ осуществлялось в 54 регионах ОПФР.

В связи с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.97 N 796-р подготовлены документы по созданию Информационного центра персонифицированного учета. Финансирование по данной статье не производилось.


Прочие расходы


В отчетном периоде на финансирование региональных социальных программ направлено 341,04 млрд.руб., или 9% от поступивших сумм пеней и финансовых санкций. Направление средств на указанные цели в субъектах Российской Федерации производилось при условии выполнения плана сбора страховых взносов и обеспечения своевременной выплаты пенсий в регионе. Средства использовались на оказание единовременной материальной и натуральной помощи пенсионерам, санаторно-курортное лечение, оплату коммунальных и других услуг, связанных с улучшением социально-бытовых условий их жизни, на проведение Международного дня пожилых людей.


Результаты исполнения бюджета


Остаток денежных средств на счетах Пенсионного фонда (по системе) на 01.01.98 составил 3308,04 млрд.рублей.

Фактическое наличие оборотных (денежных) средств на 1 января 1998 г. составило 6848,08 млрд.руб., или 47,3% от расходов предстоящего месяца, при установленном нормативе оборотных средств в размере 40% (5787,50 млрд.руб.). Превышение норматива оборотных средств на 1 января 1998 года составило 1060,58 млрд.руб. и образовалось за счет досрочного поступления в декабре 1997 года средств за январь 1998 года (около 2,0 трлн.руб.).


Отчет
об исполнении бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации за 1997 год


(млрд.рублей)

NN
пп
  По бюджету
на 1997 год
Исполнено
за 1997 год
Остаток средств Пенсионного фонда
(по системе) на 01.01.97

в том числе:

денежные средства

Доходы

1. Страховые взносы

2. Средства федерального бюджета,
направляемые через Фонд на целе-
вое финансирование выплаты го-
сударственных пенсий

3. Погашение долга федерального
бюджета перед Фондом за 1996 год

4. Доходы по обслуживанию долга фе-
дерального бюджета перед Фондом

5. Средства федерального бюджета на
погашение банковского кредита,
выданного Фонду под гарантию
Минфина России, и уплату
процентов по ним

6. Средства, возмещаемые Госу-
дарственным фондом занятости
населения Российской Федерации
по расходам на выплату досрочных
пенсий безработным гражданам

7. Прочие поступления

в том числе:

пени, финансовые санкции

обслуживание коммерческими
банками остатков средств
счета 807

пени, финансовые санкции

обслуживание коммерческими
банками остатков средств
счета 807

другие доходы

3864,69 3864,69



1583,70 1583,70



150744,52 151072,94




15884,56 23020,00


6381,00


1418,00





151,65





348,69 287,60

4460,00 3796,70



4395,00 3638,40



65,00 54,19

4395,00 3638,40



65,00 54,19

104,11
Итого доходов

Баланс

Расходы

1. Выплаты государственных пенсий и
пособий, осуществляемые за счет
страховых взносов

в том числе:

трудовые пенсии

из них:

досрочные пенсии, возмещае-
мые Государственным фондом
занятости населения Россий-
ской Федерации

компенсационные выплаты
неработающим трудоспособным
лицам, осуществляющим уход
за нетрудоспособными граждана-
ми, получающими трудовые пен-
сии

пенсии гражданам - получателям
пенсий за счет страховых взносов,
выехавшим на постоянное место
жительства за границу

выплаты социальных пособий на
погребение и оказание гарантиро-
ванного перечня услуг по погребе-
нию получателям пенсий за счет
страховых взносов

2. Целевые выплаты государственных
пенсий и пособий, финансируемые
Фондом на возвратной основе

в том числе:

расходы на выплату государст-
венных пенсий и пособий, фи-
нансируемые Фондом на воз-
вратной основе

расходы о доставке и пересыл-
ке пенсий, финансируемые
Фондом на возвратной основе

3. Погашение задолженности по вып-
лате государственных пенсий и по-
собий за 1996 год

в том числе:

финансируемых за счет страховых
взносов

финансируемых за счет феде-
рального бюджета

из них:

расходы по доставке и пересылке
государственных пенсий,
финансируемые Фондом на возвратной
основе

4. Финансирование региональных
программ социальной защиты насе-
ления за счет средств пеней и фи-
нансовых санкций

5. Возврат средств Фонду социального
страхования Российской Федерации,
заимствованных в соответствии с
Федеральным законом "О мерах по
обеспечению своевременной вып-
латы пенсий в IV квартале 1995
года"

6. Содержание органов Пенсионного
фонда Российской Федерации

в том числе:

на повышение зарплаты за счет
фонда социального развития,
образовавшегося за счет пени и
финансовых санкций

7. Курсовые мероприятия, подготовка и
переподготовка кадров

8. Капитальные вложения и проектные
работы

9. Расходы на создание инфраструкту-
ры и осуществление мероприятий
по организации персонифициро-
ванного учета для целей государст-
венного пенсионного страхования;
поддержание автоматизированной
информационной системы Фонда

10. Погашение кредита и ссуд, предос-
тавленных банками и местными
бюджетами

из них:

погашение банковского кредита,
выданного Фонду под гарантию
Минфина России

11. Прочие расходы

в том числе:

расходы по уплате процентов за
пользование кредитами и ссуда-
ми, возмещаемые Фонду за счет
федерального бюджета

расходы по уплате процентов за
банковские кредиты, выданные
Фонду под гарантию Минфина
России

расходы на социальное развитие
ПФР за счет пеней и финансо-
вых санкций

отвлечение страховых взносов на
финансирование сметы по реше-
нию Правительства Республики
Саха (Якутия)

прочие расходы
179236,77 178328,89

183101,46 179912,59





138665,88 140932,05



137319,02 139700,05






348,69 342,34





70,67 70,49





18,00 13,43





1258,19 1148,08



16011,59 16089,39






12803,51 13106,22



3208,08 2983,17



15745,10 15745,10




13950,20 13950,20


1794,90 1794,90





330,0 330,0





341,04







662,09 119,42


996,23 1139,94






184,7


13,70 6,23


293,00 291,61







137,60 134,15



3646,31 417,64





131,14

980,00 1387,98






980,00 954,85




20,51



315,22




3,85

93,55

Всего расходов

Остаток средств Пенсионного
фонда (по системе) на 01.01.98

Баланс

*) Годовой отчет за 1997 год составлен в
денежных средствах во избежание
двойного учета поступлений страховых
взносов через векселя банков.

Справочно:

Задолженность федерального бюджета
перед ПФР по фактически произведенным
расходам по состоянию
на 1 января 1998 г.

Норматив оборотных средств на
1 января 1998 г.

Наличие оборотных средств на
1 января 1998 г.

в том числе:

остатки денежных средств
на счетах ПФР (по системе)

остатки средств ПФР в органах
соцзащиты и предприятиях связи
на выплату пенсий на 1 января
1998 г.

177151,50 176604,55


5949,96 3308,04*)

183101,46 179912,59











7143,41


5787,50


6848,03




3308,04




3540,04

Прочие расходы


млрд.рублей


 1. Почтово-телеграфные расходы                                  1,97

 2. Услуги налоговой инспекции                                  16,08
    казначейства, органам соцзащиты

 3. Налоги, госпошлина                                          30,97

 4. Расходы по инкассации средств Чеченской                      5,45
    Республики

 5. Взносы МАСО                                                  1,43

 6. Комиссия банка по операциям в валюте                         0,66

 7. Личное страхование уполномоченных                            0,10

 8. Ошибки банка (дебиторская задолженность за
    банком)                                                     15,49

 9. Расходы по погашению ссуды
    Фонду социального страхования РФ                            21,40

                                                                93,56


Другие доходы


млрд.рублей


 1. Добровольные взносы                                          0,38

 2. Возврат депозитных средств, уставного фон-
    да; доходы полученные от депозитных
    средств, уставного фонда                                    34,52

 3. Курсовая разница                                             0,67

 4. Возмещение средств на смету ЕПС                              2,39

 5. По проверке КБО                                              3,04

 6. Возмещение нецелевых выплаты за 1996 год
    ("Чернобыльские" выплаты), пособия                          35,71

 7. Возврат ссуд, налога, средств  на региональ-
    ные программы, госпошлины                                    8,48

 8. Отчисления от экономии по смете                              0,50

 9. Возврат финансирования за 1996 год                          18,42

                                                               104,11


Справка


млрд. рублей


 Кредиты, полученные в банках на финансирование              11714,23
 выплаты пенсий за 1997 год

 Краткосрочные ссуды, полученные из местного
 бюджета на финансирование выплаты пенсий
 за 1997 год                                                    22,07

 Всего получено за 1997 год                                  11736,30

 Погашены кредиты, предоставленные банками
 в 1996 году, за 1997 год                                    12137,88

 Возврат  краткосрочной  ссуды  за  1997 год                    16,06

 Сальдо  погашенных  кредитов  за  1997  год                   417,64

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение