Письмо Президента РФ от 28 января 1999 г. N Пр-124 Об отклонении проекта федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

Письмо Президента РФ от 28 января 1999 г. N Пр-124


На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой в соответствии с частью 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее именуется - Федеральный закон).

Отдельные нормы Федерального закона противоречат Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, другим законодательным актам Российской Федерации.

Федеральный закон устанавливает порядок проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а также регулирует отношения, возникающие между участниками конкурсов и их организаторами. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона он применяется ко всем поставкам (закупке) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, осуществляемым государственным заказчиком на территории Российской Федерации, за счет средств; федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования путем проведения конкурсов.

Данные положения Федерального закона, необоснованно расширяя сферу его применения, противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном оборонном заказе".

В соответствии с пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных нужд является одним из видов договора купли-продажи. Согласно статьям 71 - 73 и 76 Конституции Российской Федерации государственные нужды субъектов Российской Федерации обеспечиваются за счет средств их бюджетов, которые в соответствии с указанными статьями Конституции Российской Федерации также находятся в ведении субъектов Российской Федерации, и следовательно субъекты Российской Федерации должны самостоятельно определять порядок заключения ими договоров купли-продажи за счет средств соответствующих бюджетов при условии соблюдения гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" порядок поставки продукции для федеральных государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации и следовательно принятие новой правовой нормы без изменения действующей приведет к правовым коллизиям.

Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" однозначно установлено, что порядок проведения конкурсов на размещение оборонного заказа, поставка продукции (работ, услуг) по которому является одним из видов поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 3).

Также необоснованно пунктом 1 статьи 1 Федерального закона распространено его действие на отношения по закупке товаров (работ, услуг). В гражданском законодательстве понятия "поставка" и "закупка" не являются идентичными. Указанное положение пункта 1 статьи 1 противоречит преамбуле Федерального закона, согласно которой он регулирует отношения, возникающие в процессе проведения конкурса на размещение заказов только на поставки товаров (работ, услуг). Этот же вывод следует и из названия Федерального закона - "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Положения преамбулы Федерального закона, предусматривающие как возможность размещения государственным заказчиком заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд путем участия в аукционах, так и основания осуществления им этой возможности, выходят за рамки предмета регулирования Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона его действие распространено на отношения, возникающие при проведении конкурса на размещение заказов на все поставки топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а не только на поставки этих товаров для государственных нужд, что также выходит за рамки предмета регулирования Федерального закона.

Не являются предметом регулирования Федерального закона и отношения, связанные с размещением организатором конкурса заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд у единственного поставщика (статья 11 Федерального закона), поскольку согласно положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора путем проведения конкурса невозможно, если в конкурсе участвовал только один участник.

Толкование двухэтапного конкурса и конкурса цен товаров (работ, услуг) как самостоятельных видов конкурса (статьи 2 и 10 Федерального закона) не соответствует норме пункта 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

В Федеральном законе имеются также внутренние противоречия и неточности.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 28 января 1999 г. N Пр-124


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.