Заключение Правительства РФ от 26 января 1999 г. N 348п-П5 "На проект федерального закона "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения акциями" (не действует)

Заключение Правительства РФ от 26 января 1999 г. N 348п-П5
"На проект федерального закона "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения акциями"


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения их акциями", внесенный депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьей 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Представленный законопроект вступает в противоречие с указанными законами и нарушает принцип разделения властей и полномочий федеральных органов исполнительной власти.

2. В законопроекте отсутствуют единые критерии отнесения акционерных обществ к стратегически важным, а также обоснование включения того или иного акционерного общества в указанный перечень, вместо чего предлагается простое утверждение перечня акционерных обществ.

Так, в перечне отсутствуют следующие акционерные общества, отнесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 784 к обществам, производящим продукцию (услуги), имеющую стратегическое значение:

Улан-Удэнское авиапредприятие, г.Улан-Уде;

Беломорско-Онежское пароходство, г.Петрозаводск;

Саратовские авиалинии, г.Саратов;

Саратовское речное транспортное предприятие, г.Саратов;

Общественное российское телевидение, г.Москва.

Вместе с тем, перечень содержит ряд акционерных обществ, продукция которых не имеет стратегического значения ни для регионов, ни для Российской Федерации (Тульский трикотаж, г.Тула; Золото, поселок Северо-Енисейский Красноярский край; Золотодобывающее предприятие Коболдо, поселок Коболдо, Амурская область).

3. Действующий Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" содержит правовые нормы, обеспечивающие безопасность Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 указанного закона государственная программа приватизации должна содержать прогнозный перечень приватизируемых предприятий, обоснование их выбора, предполагаемые ограничения, накладываемые при их приватизации, размеры подлежащих продаже пакетов акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В прогнозные перечни включают также открытые акционерные общества, производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. Продажа не включенных в перечни акций указанных обществ не допускается.

4. Передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий осуществлять от имени Российской Федерации права акционеров стратегически значимых акционерных обществ (статья 5) противоречит пункту 2 статьи 7 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Вопросы о делегировании полномочий Правительства Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации урегулированы Конституцией Российской Федерации (статьи 78) и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (статья 13). Кроме того, указанная процедура приведет к ослаблению государственного контроля за указанными акционерными обществами.

5. Порядок голосования на общем собрании акционеров определен Федеральным законом "Об акционерных обществах" по принципу "одна голосующая акция общества - один голос" (статья 59) и не предусматривает возможность конвертации обыкновенных (голосующих) акций в привилегированные акции (статьи 31, 32).

Таким образом, законопроект нарушает принцип разделения властей и полномочий федеральных органов исполнительной власти, ряд положений Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", дублирует ряд положений последнего, поэтому его принятие представляется нецелесообразным.


Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации

Ю. Маслюков



Заключение Правительства РФ от 26 января 1999 г. N 348п-П5 "На проект федерального закона "Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения акциями"


Текст заключения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.