Пояснительная записка к проекту федерального закона N 99001673-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99001673-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов"


Аналогичный законопроект по данной проблеме с названием "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "Об образовании" по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов и инвалидов с детства", был внесен депутатами Государственной Думы в 1996 году, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 10 октября 1997 года, одобрен Советом Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1997 года, но отклонен Президентом Российской Федерации 30 октября 1997 года.

Президент Российской Федерации не подвергал сомнению значимость дополнительной социальной помощи детям-инвалидам. Предоставление же дополнительных льгот инвалидам с детства без ограничения возраста по мнению Президента Российской Федерации нарушает конституционный принцип равенства граждан.

Вместе с тем, Президентом Российской Федерации предлагалось ввести в действующее законодательство новое понятие и категорию инвалидов "несовершеннолетний инвалид с детства". В настоящее время в действующем законодательстве употребляется только два понятия "дети-инвалиды" и "инвалиды с детства" без подразделения этих инвалидов на несовершеннолетних и совершеннолетних.

Введение же нового понятия и новой категории "несовершеннолетний инвалид с детства" потребует в соответствии с конституционным принципом равенства граждан введения еще одного нового понятия и категории "несовершеннолетний ребенок-инвалид", что усложняет понимание правовых норм, загромождает правовой массив и создает трудности в правоприменительной практике.

Вместе с тем, Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации установлено, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). В связи с чем целесообразно не вносить в действующее законодательство новые понятия и категории инвалидов, а изменить возрастной ценз по определению инвалидности у детей с 16 лет до 18 лет, что соответствует международным нормам и действующему законодательству.

Текст указанного федерального закона при этом существенно изменился, что привело к возвращению закона к процедуре первого чтения.

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена прежде всего тем, что число детей-инвалидов в России имеет устойчивую тенденцию к увеличению.

По данным органов социальной защиты населения на начало 1998 года в России 563,7 тысяч детей-инвалидов.

Вместе с тем, в число официально регистрируемых органами социальной защиты населения детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, не входят:

- дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах, принадлежащих системе органов социальной защиты, так как они находятся на полном государственном обеспечении (36 тысяч);

- дети-инвалиды, находящихся в 252 домах ребенка, входящих в систему Минздрава России (17 тысяч);

- дети-инвалиды, обучающиеся в 1473 школах-интернатах, 1871 вспомогательных школах, детских домах системы Минобразования России (498 тысяч).

В целом и по отдельным регионам общее число детей-инвалидов, проживающих в Российской Федерации из официальной статистики неизвестно.

Дети-инвалиды - одна из групп населения, которая требует общественной заботы и внимания, при этом должно быть полное представление об условиях их жизни и реальных проблемах жизнеобеспечения, установление единой системы их учета.

В настоящее время остаются нерешенными многие социальные, медицинские и психолого-педагогические проблемы, связанные с вопросами детской инвалидности.

Установлено, что абсолютное большинство семей, имеющих детей-инвалидов могут быть отнесены к категории неблагополучных и неустроенных, испытывают материальные трудности.

По данным выборочных социологических обследований 40 процентов детей-инвалидов проживают в неполных семьях. Каждая четвертая мать ребенка-инвалида не работает и получает пособие по уходу за больным ребенком. Жилые помещения, в которых проживают семьи с детьми-инвалидами, мало приспособлены для инвалидов этих категорий. Только 11 процентов семей располагают специальными приспособлениями в квартирах, облегчающих проживание детей-инвалидов и уход за ними, 60 процентов детей-инвалидов и инвалидов с детства не имеют собственной комнаты, 56,2 процента семей, воспитывающих детей-инвалидов имеют на одного члена семьи менее 9 кв.м жилой площади.

Острой остается ситуация с лекарственным обеспечением и медицинской помощью детям-инвалидам.

Создание условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации и интеграции этих детей в общество относится к числу важнейших задач каждой семьи, имеющей ребенка-инвалида, и общества в целом.

Цель предлагаемого законопроекта - регулирование тех общественных отношений, участниками которых являются дети-инвалиды и их семьи, создание им условий для реализации гарантированных Конституцией и другими законами Российской Федерации прав, осуществление для них равных условий и возможностей.

Данный законопроект учитывает также обязательства Российской Федерации, вытекающие из международных договоров, в первую очередь из Конвенции ООН о правах ребенка. Статья 23 Конвенции требует от государств участников, исходя из нужд неполноценного ребенка, проявлять особую заботу о нем, предоставлять ему по возможности бесплатно эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и к средствам отдыха, с тем, чтобы обеспечить ему наиболее полное по возможности вовлечение в социальную среду, развитие его личности, культурное и духовное развитие.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, п.1 ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих, что ребенком является лицо, не достигшее 18 лет, т.е. возраста гражданского совершеннолетия внесены соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В решении проблем инвалидов объективно действует механизм взаимного дополнения функций государства и общественных объединений инвалидов.

В структуре общественного движения инвалидов выделяются несколько крупных по численности и масштабам общественных объединений. Это Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ), Союз "Чернобыль", организация инвалидов военной службы и другие.

Объединения семей, имеющих детей-инвалидов, действующих, как правило, в структурах общественных объединений взрослых инвалидов, имеют свои организационные и идеологические особенности. Основным направлением их деятельности является - защита прав и интересов детей-инвалидов в основных сферах их жизнеобеспечения.

Насчитывается более тысячи таких общественных объединений, которые формируются в основном, как организации, объединяющиеся в зависимости от последствий перенесенных заболеваний и травм у детей, приводящих к ограничению их жизнедеятельности и социальной недостаточности и имеют разные уставные цели и задачи с объединениями взрослых инвалидов. Нормы проекта закона определяют общественные объединения семей, имеющих детей-инвалидов, как самостоятельную структуру общественного движения инвалидов.

Законопроект предусматривает выделение этой категории инвалидов в отдельную самостоятельную группу, а также дополнительную социальную защиту детей-инвалидов до достижения ими возраста 18 лет, что в современных сложных условиях является жизненно важной необходимостью.


Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации, Закон Российской Федерации
"О государственных пенсиях в Российской Федерации", Кодекс законов
о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации
"Об образовании" по вопросам, касающимся социальной защиты
детей-инвалидов"


Законопроектом предполагается изменить возрастной ценз по определению инвалидности у детей с 16 лет до 18 лет. В связи с этим потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета. Объем этих расходов в целом составит 164,8 млн. рублей.


Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования
вопросов социальной защиты детей-инвалидов


Вопросы социально-правовой защиты детей-инвалидов и их семей в настоящее время регулируются следующими правовыми нормативными актами:

1. Федеральным законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

3. Кодексом законов о труде Российской Федерации.

4. Законом Российской Федерации "Об образовании".

5. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

6. Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

7. Федеральным законом Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

8. Федеральным законом Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

9. Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

10. Жилищным кодексом Российской Федерации.

11. Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

12. Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".


Перечень
законов Российской Федерации, отмены, изменений, дополнений или
принятия которых потребует принятие федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", Закон Российской Федерации
"О государственных пенсиях в Российской Федерации", Кодекс законов
о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации
"Об образовании" по вопросам, касающимся социальной защиты
детей-инвалидов"


Данным федеральным законом вносятся соответствующие изменения и дополнения:

1. В статьи 49; 54, 163, 170 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

2. В статьи 92, 113 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях Российской Федерации".

3. В статьи 1, 4, 5, 15, 17, 28, 33, 34 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


Расчет
дополнительных средств из федерального бюджета на оплату льгот
детям-инвалидам в возрасте до 18 лет


Всего численность детей-инвалидов в возрасте 16-17 лет составляет примерно 80000 человек.

1. Дополнительные расходы на бесплатный отпуск лекарств

126 руб. (норматив в год на 1-го ребенка) х 80000 = 10080000 рублей.

2. Дополнительные расходы на бесплатный проезд на городском транспорте

288 руб. (норматив в год на 1-го ребенка) х 80000 = 23040400 рублей.

3. Дополнительные расходы на бесплатный проезд на лечение с сопровождающим лицом

556,7 руб. (норматив в год на 1-го ребенка) х 80000 х 1/3 (на практике только каждый третий ребенок-инвалид получает путевки на лечение) х 2 (с сопровождающим лицом) = 30148440 рублей.

4. Дополнительные расходы на бесплатный проезд на консультацию и лечение в пригородном транспорте

100 руб. (норматив в год на 1-го ребенка) х 80000 = 8000000 рублей.

5. Дополнительные расходы на льготу по пятидесяти процентной оплате за телефон и радио

240 руб. (норматив на семью, имеющую ребенка инвалида в год) х 80000 = 19200000 рублей.

6. Дополнительные расходы на бесплатное предоставление сурдо- и тифлоаппаратуры 700 руб. (на одного инвалида) х 6000 детей-инвалидов, нуждающихся в данной аппаратуре = 4200000 рублей.

7. Дополнительные расходы на льготы по оплате коммунальных услуг

877 (на 1-го ребенка-инвалида в год) х 8000 = 70160000 рублей

_________________________________________________________________________

Итого (в год): 164828840 рублей


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.