Проект федерального закона N 98102237-2 "О Государственном земельном кадастре" (внесен Правительством РФ) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 98102237-2
"О Государственном земельном кадастре"


 Досье на проект федерального закона

 См. пояснительную записку

   Глава 1. Общие положения
   Глава 2. Органы в системе ведения государственного
            земельного кадастра
   Глава 3. Структура, содержание и состав
            документации государственного земельного кадастра
   Глава 4. Ведение государственного земельного кадастра
   Глава 5. Заключительные положения

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

Государственный кадастровый учет - специальная регистрация в государственном земельном кадастре объектов кадастрового учета, осуществляемая путем внесения сведений об объектах кадастрового учета в учетные формы, в результате которой объектам присваиваются такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить их из числа других объектов.

Дежурная кадастровая карта территории - специальная карта, на которой отображаются актуальные сведения о местоположении объектов кадастрового учета.

Единый государственный реестр земель - совокупность учетных форм, содержащих сведения об объектах учета.

Земельный участок - часть земной поверхности, границы которой признаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом на основе данных геодезических съемок и сведений о ее правовом режиме, назначении и использовании.

Кадастровое дело - скомплектованный в установленном порядке свод документов, описывающих объект кадастрового учета.

Кадастровое зонирование - деление территории Российской Федерации в установленном порядке для целей нумерации объектов кадастрового учета.

Кадастровая карта (план) - тематическая карта (план), на которой отображаются сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. Различают карты объектов учета, дежурные и иные.

Кадастровая карта (план) объекта учета - фрагмент дежурной кадастровой карты (плана) территории с отображением объекта учета.

Объекты кадастрового учета (объекты учета) - земельные участки и территориальные зоны.

Территориальная зона - часть территории, характеризуемая особым правовым режимом использования или иными едиными показателями, являющимися основанием для установления ограничений использования земельных участков, границы которой признаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Формирование объектов учета - процесс описания и индивидуализации объекта кадастрового учета, в результате которого создаются документы, подтверждающие существование объекта, и характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других объектов.


Статья 2. Предмет регулирования настоящего закона


Предметом настоящего закона является определение понятия, содержания, целей, задач и порядка ведения государственного земельного кадастра, а также регулирование отношений, возникающих при признании и удостоверении государством факта существования или прекращения существования объектов кадастрового учета.


Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственном земельном кадастре


1. Законодательство Российской Федерации о государственном земельном кадастре состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

2. Субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.


Статья 4. Понятие государственного земельного кадастра


1. Государственный земельный кадастр - единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Внесенные в учетные формы сведения об объекте кадастрового учета являются единственным доказательством существования учтенного объекта в границах признанных при его учете.

2. Государственный земельный кадастр является многоцелевым, многоуровневым банком данных о земельных ресурсах и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, об их качественных, количественных и оценочных (экономических) характеристиках.

Государственный земельный кадастр служит основой других ведомственных и отраслевых кадастров и информационных систем.

3. Ведение государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации проводится по установленной настоящим Федеральным законом системе формирования объектов и их государственного кадастрового учета.

4. Государственный земельный кадастр включает Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), базы земельно-кадастровых данных субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.

5. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при решении земельных споров, изъятии и предоставлении земель, оценке земель, определении размера платы за землю, налогообложении земли и иных объектов недвижимости, планировании использования (зонировании) земель, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, принятии управленческих и иных решений.


Статья 5. Цели и задачи государственного земельного кадастра


1. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях:

- обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

- государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной;

- планирования и регулирования использования земельных ресурсов;

- оценки земель и установления обоснованной платы за землю;

- обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- защиты прав граждан и юридических лиц на землю;

- информационного обеспечения гражданского оборота земли.

2. Задачами государственного земельного кадастра являются обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.


Статья 6. Обязательность учета в государственном земельном кадастре


1. Учету в государственном земельном кадастре подлежат объекты учета, расположенные на территории Российской Федерации.

2. Обязательному учету подлежат земельные участки и территориальные зоны, формирование которых осуществляется после введения в действие настоящего Федерального закона.

3. Обладатели прав на земельные участки и лица, ответственные за установление территориальных зон, в обязательном порядке представляют в уполномоченные государственные органы сведения об изменениях в учетных характеристиках объектов кадастрового учета в течение месяца с момента изменения характеристик.


Статья 7. Признание ранее возникших объектов государственного кадастрового учета


1. Объекты кадастрового учета, образованные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются существующими в границах, указанных в правоустанавливающих документах.

2. Государственный кадастровый учет, осуществлявшийся в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.


Статья 8. Открытость сведений государственного земельного кадастра


1. Государственный земельный кадастр носит открытый характер. Орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра обязан предоставлять содержащиеся в государственном земельном кадастре сведения об учтенном объекте любому лицу в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также, в предусмотренных законом случаях, в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Исключение составляют сведения и документы, содержащие государственную тайну в соответствии с федеральным законодательством.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица обладают равными правами на доступ к сведениям государственного земельного кадастра, если иное не установлено федеральными законами.

3. Использование содержащихся в государственном земельном кадастре сведений способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Глава 2. Органы в системе ведения государственного
земельного кадастра


Статья 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе ведения государственного земельного кадастра


1. К компетенции Правительства Российской Федерации относятся:

утверждение федеральных программ создания и развития системы государственного земельного кадастра;

определение состава базовых показателей государственного земельного кадастра;

установление порядка финансирования государственного земельного кадастра;

определение предельного размера платы за учет и предоставление сведений государственного земельного кадастра;

определение порядка использования средств, поступающих от платы за учет, и предоставление сведений государственного земельного кадастра;

определение перечня сведений государственного земельного кадастра, доступ к которым ограничен, а также порядка их предоставления.

2. К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

утверждение программ создания и развития системы государственного земельного кадастра в субъекте Российской Федерации;

определение состава показателей, дополнительно включаемых в государственный земельный кадастр на территории субъекта Российской Федерации;

установление платы за предоставление сведений государственного земельного кадастра на территории субъекта Российской Федерации.

3. К компетенции органов местного самоуправления относится определение состава показателей, дополнительно включаемых в государственный земельный кадастр на территории муниципального образования.


Статья 10. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра


1. Ведение государственного земельного кадастра осуществляется территориальными органами и учреждениями уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее именуемый - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) осуществляет:

- координацию работ территориальных органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра;

- издание инструктивно-методических материалов по вопросам практики ведения государственного земельного кадастра;

- обеспечение соблюдения правил ведения Единого государственного реестра земель;

- организацию обучения и повышения квалификации работников;

- осуществление управления и контроля за реализацией федеральной программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра;

- иные, установленные законодательством Российской Федерации, полномочия в системе государственного земельного кадастра.

3. Территориальные органы и учреждения уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее именуемые уполномоченные территориальные органы) осуществляют:

- организацию кадастрового зонирования подведомственной территории;

- ведение государственного земельного кадастра на соответствующем уровне;

- выдачу выписок и заверенных в установленном порядке копий документов и сведений, содержащихся в государственном земельном кадастре;

- обеспечение государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога;

- хранение кадастровой документации;

- урегулирование разногласий при установлении (восстановлении) границ земельных участков.


Глава 3. Структура, содержание и состав
документации государственного земельного кадастра


Статья 11. Структура и содержание государственного земельного кадастра


1. Государственный земельный кадастр Российской Федерации ведется на трех уровнях: муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и федеральном.

2. На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, кадастровом зонировании его территории и ведется реестр земель находящихся в собственности муниципального образования.

3. На уровне субъекта Российской Федерации в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в него муниципальных образований, кадастровом зонировании территории субъекта Российской Федерации, о землях в границах муниципальных образований, в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта Российской Федерации, а также ведется реестр земель находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

4. На федеральном уровне в государственном земельном кадастре содержатся сведения о государственной границе Российской Федерации, границах субъектов Российской Федерации, сведения о землях в границах субъектов Российской Федерации в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о кадастровых округах и территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Федерации, а также ведется реестр земель находящихся в собственности Российской Федерации.


Статья 12. Состав документации государственного земельного кадастра


1. Документация государственного земельного кадастра подразделяется на основную, вспомогательную и производную.

2. Основная документация государственного земельного кадастра состоит из Единого государственного реестра земель, кадастровых дел, кадастровых карт (планов) объектов учета и дежурных кадастровых карт (планов).

3. К вспомогательной документации относятся книги учета документов и книги учета выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

4. К производной документации относятся реестр федеральных земель, реестры земель субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выписки установленной формы, национальный доклад о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, иные кадастровые карты (планы) и др.

5. Документация государственного земельного кадастра ведется на русском языке.

6. Состав, формы и порядок ведения документации государственного земельного кадастра устанавливаются на основании настоящего закона уполномоченным федеральным органом.


Статья 13. Единый государственный реестр земель


1. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование объектах кадастрового учета.

2. Факт существования или прекращения существования объекта кадастрового учета в границах установленных при его формировании подлежит государственному учету в Едином государственном реестре земель. Датой возникновения объекта и датой прекращения его существования являются даты внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр земель.

3. Единый государственный реестр земель состоит из двух разделов, содержащих учетные формы соответствующих объектов кадастрового учета: раздела земельных участков и раздела территориальных зон.

4. Совокупность учетных форм, относящихся к одному объекту учета, образует подраздел Единого государственного реестра земель. Подразделы идентифицируются кадастровым номером объекта учета.

5. Подраздел земельного участка содержит сведения о местоположении и площади земельного участка, установленном целевом назначении, разрешенном использовании, правовом режиме, о качественных и оценочных (экономических) характеристиках, установленных базовых величинах платы за землю, о наличии иных объектов недвижимости и их базовых характеристиках, а так же кадастровую карту (план) земельного участка.

6. Подраздел территориальной зоны содержит сведения о местоположении и площади территориальной зоны, основаниях возникновения, правовом режиме или иных определяющих характеристиках и ее кадастровую карту (план).


Статья 14. Кадастровое дело


1. В кадастровое дело помещаются все документы, на основании которых определяются характеристики объекта учета, предусмотренные настоящим законом.

2. Кадастровое дело состоит из двух разделов:

раздел документов - содержит заявления заинтересованного лица или его уполномоченного представителя о формировании объекта и его последующем государственном кадастровом учете, решения органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, копии постановлений и иных решений органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием и использованием земель, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из документов технического, государственного, ведомственного и иного учета отдельных видов недвижимого имущества, протокол согласования границ (для земельного участка) и иные документы, подтверждающие количественные, качественные и оценочные (экономические) характеристики объекта учета;

геодезический раздел - содержит каталоги координат точек границ объектов учета, точек (углов) иных объектов недвижимости и точек границ выделяемых на земельном участке зон ограничений (обременений) и иных зон, документы, подтверждающие получение этих координат, а также карту (план) объекта учета.


Статья 15. Кадастровая карта (план)


1. Кадастровые карты (планы) объектов кадастрового учета и дежурные кадастровые карты (планы) создаются для целей ведения государственного земельного кадастра.

2. Дежурные кадастровые карты могут создаваться на территорию кадастрового квартала, блока, массива, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в целом.

3. Кадастровые карты (планы) объектов кадастрового учета являются составной частью Единого государственного реестра земель и составляются в масштабе, обеспечивающем необходимую точность отображения сведений государственного земельного кадастра.

4. Иные кадастровые карты (планы) отображают расположение, взаимосвязи и динамику развития различных экономических, социальных, природных и иных процессов, являются производной кадастровой документацией и создаются на основе данных государственного земельного кадастра.

Обязательными элементами местности, отображаемыми на этих кадастровых картах, являются гидрография и дорожная сеть.


Глава 4. Ведение государственного земельного кадастра


Статья 16. Принципы ведения государственного земельного кадастра


1. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается осуществлением топографо-геодезических, картографических, землеустроительных, оценочных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий и представляет собой неразрывно связанную последовательность процедур сбора, обработки, учета, хранения и предоставления сведений, осуществляемых по единой методике на всей территории Российской Федерации.

2. Единство и сопоставимость кадастровых данных обеспечивается единством принципов, методов и технологий ведения государственного земельного кадастра, а также унификацией кадастровых документов.

3. Ведение государственного земельного кадастра состоит из процедур формирования и государственного кадастрового учета объектов.

В процессе формирования объекта создаются документы, необходимые для осуществления его государственного кадастрового учета.

В процессе государственного кадастрового учета объекту присваивается кадастровый номер.

4. Государственный кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта кадастрового учета в соответствующем уполномоченном государственном органе.

5. Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию. Необходимые сведения о размерах, местоположении, количестве и качестве земель вносятся в кадастровую документацию на основании данных по формированию земельных участков, сведений предоставленных правообладателями и результатов обследований и изысканий осуществляемых в установленном порядке. Для каждой категории земель применяется самостоятельный набор показателей.

6. Сведения о правовом режиме земельных участков и иных объектов недвижимости формируются на основе данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

7. Сведения об оценочных (экономических) характеристиках объектов учета формируются на основе сведений, получаемых от лиц, уполномоченных на проведение оценки, либо на основании нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

8. Учетные характеристики территориальных зон формируются на основе сведений, поступающих от органов, установивших их в соответствии с законодательством.

9. Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации и иные органы, осуществляющие ведомственный учет объектов недвижимости и территориальных зон, бесплатно представляет информацию о зарегистрированных правах и иных характеристиках объектов недвижимости и территориальных зон уполномоченным территориальным органам в объеме, необходимом для ведения государственного земельного кадастра.

10. Сведения о конкретном объекте кадастрового учета заносятся в соответствующий подраздел Единого государственного реестра земель по мере их поступления.

11. Кадастровая документация ведется на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений между сведениями, записанными на бумажных и электронных носителях, приоритет имеют записи на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законодательством.

12. Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы) объектов учета являются вечными. Их уничтожение, а равно любое изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются. Хранение документов, утративших актуальность, осуществляется уполномоченными государственными органами.


Статья 17. Формирование объектов учета


1. Состав работ и перечень документов, создаваемых при формировании объекта кадастрового учета, устанавливается на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации нормативными актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Обязательными процессами при формировании земельного участка являются кадастровая съемка и установление (восстановление) границ земельного участка.

3. Обязательным процессом при формировании территориальной зоны является установление границ территориальной зоны.


Статья 18. Кадастровая съемка земельных участков


1. Кадастровая съемка выполняется с целью определения пространственно-площадных характеристик земельных участков и расположения иных объектов недвижимости на них.

2. При кадастровой съемке земельного участка осуществляются:

установление (восстановление) и закрепление на местности границ земельного участка, определение координат точек границ;

определение местоположения иных объектов недвижимости и выделяемых на нем территориальных зон или их частей (особого режима использования, видов использования земель и др.).

3. Кадастровая съемка выполняется лицами, имеющими лицензию на проведение кадастровых съемок, выданную в установленном федеральным законодательством порядке.

4. Порядок проведения кадастровой съемки, состав и формы документов, представляемых по результатам ее выполнения, требования к точности работ определяются нормативными актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.


Статья 19. Установление (восстановление) границ земельных участков


1. Границы земельных участков на местности устанавливаются (восстанавливаются) на основании документов, содержащихся в государственном земельном кадастре, а также материалов определения границ земельного участка, полученных в результате кадастровой съемки.

2. Установление (восстановление) границ земельного участка на местности сопровождается согласованием границ с собственниками, землевладельцами, землепользователями смежных с ним земельных участков.

Результат согласования границ оформляется протоколом, к которому прилагается кадастровая карта (план) земельного участка с нанесенными согласованными границами.

Закрепление на местности границ земельного участка осуществляется при наличии протокола согласования его границ.

3. Разногласия по границам устанавливаемого (восстанавливаемого) земельного участка с собственниками, землевладельцами, землепользователями регулируются уполномоченными территориальными органами.

Решение уполномоченного государственного органа об урегулировании разногласий по границам устанавливаемого (восстанавливаемого) участка может быть оспорено заинтересованными сторонами в суде.


Статья 20. Ведение кадастрового дела


1. Кадастровое дело открывается на каждый объект учета, комплектуется документами, создаваемыми в результате формирования объекта, и идентифицируется кадастровым номером объекта учета.

2. Органы, в компетенцию которых входит предоставление документов, включаемых в кадастровое дело, не вправе обуславливать выдачу этих документов заявителю требованием предоставления каких-либо обосновывающих документов или иным образом препятствовать их выдаче.


Статья 21. Ведение дежурной кадастровой карты (плана)


1. Нанесение объекта учета на дежурную кадастровую карту предшествует процедуре заполнения форм государственного кадастрового учета и является средством предварительного обязательного контроля правильности определения местоположения и размеров объекта кадастрового учета.

2. На дежурной кадастровой карте (плане) в качестве обязательных отображаются существующие границы и номера кадастровых зон, границы территориальных зон, границы земельных участков и иных объектов недвижимости, кадастровые номера объектов учета.


Статья 22. Кадастровое зонирование


1. Кадастровое зонирование выполняется в целях государственного кадастрового учета и присвоения кадастровых номеров объектам учета.

2. Вся территория Российской Федерации делится административными границами субъектов Российской Федерации на кадастровые округа.

Кадастровые номера этих округов устанавливаются в соответствии с перечнем субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации.

3. Территория каждого субъекта Российской Федерации делится административными границами муниципальных образований на кадастровые зоны, номера которых устанавливаются на основе нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по представлению уполномоченного территориального органа в субъекте Российской Федерации.

4. Территория муниципального образования делится на кадастровые кварталы, границы и номера которых устанавливаются на основе нормативных правовых актов муниципальных образований по представлению уполномоченного территориального органа в муниципальном образовании. Допускается объединение кадастровых кварталов в блоки и массивы.

5. Кадастровый квартал делится на земельные участки, кадастровые номера которых устанавливаются уполномоченным территориальным органом в муниципальном образовании.

Земельный участок может располагаться только в одном кадастровом квартале.

6. Границы кадастровых кварталов устанавливаются с учетом сложившейся планировки, застройки и землепользования, имеющихся линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.) и на основании градостроительной документации.

7. Кадастровые кварталы, блоки и массивы должны покрывать территорию муниципального образования без разрывов и пересечений.


Статья 23. Структура кадастрового номера земельного участка


1. Кадастровый номер земельного участка имеет четырехуровневую иерархическую структуру - А : Б : В : Г, где:

А - номер кадастрового округа;

Б - номер кадастровой зоны;

В - номер кадастрового квартала;

Г - номер земельного участка;

: - разделитель частей кадастрового номера.

2. Определение значений составных частей кадастрового номера осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьей 22 настоящего Федерального закона.

Номер кадастрового квартала может быть составным и учитывать объединение кварталов в блоки и массивы.

3. Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам и иным объектам кадастрового учета определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Статья 24. Территориальные зоны


К территориальным зонам относятся:

административно-территориальные единицы (образования);

зоны особого режима использования, в пределах которых использование находящихся на них земельных участков или их частей производится в соответствии с ограничениями, определяемыми решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на основе федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации или иных нормативных правовых актов (зоны ограничения на использование для осуществления градостроительной деятельности и градостроительные территориальные зоны в городских и сельских поселениях и т.п.);

зоны категорий земель, выделяемые для целей, устанавливаемых в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли природоохранного назначения, земли запаса, земли промышленности, транспорта и иного назначения);

экономические зоны, находящиеся в пределах административно-территориальной единицы и различающиеся установленными соответствующими органами государственной власти ставками налогов, величиной арендной платы и нормативной ценой земли для находящихся в пределах этих зон земельных участков и иных объектов недвижимости;

иные зоны, характеризующие качественное состояние земель (мелиорированность, почвенный состав и т.п.).


Статья 25. Структура кадастрового номера территориальной зоны


1. Кадастровый номер территориальной зоны имеет четырехуровневую иерархическую структуру и состоит из четырех частей - А: Б : В: Г, где:

А - номер типа территориальной зоны;

Б - номер территориальной зоны на уровне Российской Федерации;

В - номер территориальной зоны на уровне субъекта Российской Федерации;

Г - номер территориальной зоны на уровне муниципального образования;

: - разделитель частей кадастрового номера.

2. Часть "А" кадастрового номера присваивается в соответствии с классификатором.

3. Часть "Б" кадастрового номера присваивается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти территориальным зонам, расположенным на землях более чем одного субъекта Российской Федерации.

4. Часть "В" кадастрового номера присваивается уполномоченным территориальным органом в субъекте Российской Федерации территориальным зонам, расположенным на землях более чем одного муниципального образования.

5. Часть "Г" кадастрового номера присваивается уполномоченным территориальным органом в муниципальном образовании территориальным зонам, расположенным на землях самого муниципального образования.

Части кадастрового номера территориальной зоны могут быть составными.

6. Порядок присвоения кадастровых номеров территориальным зонам определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Статья 26. Государственный кадастровый учет


1. Государственный кадастровый учет проводится на всей территории Российской Федерации по единой системе, установленной настоящим Федеральным законом.

2. Основанием для государственного кадастрового учета является заявление, подаваемое заинтересованным лицом (собственником или обладателем иных прав, а также государственными органами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления) или его уполномоченным представителем в уполномоченные территориальные органы с приложением документов по формированию объекта кадастрового учета.

3. Вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и документами о формировании объекта предъявляется документ об оплате учета. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - документ, удостоверяющий его личность и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

4. Представляемые для государственного кадастрового учета документы в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, иметь надлежащие подписи определенных законодательством должностных лиц и должны быть скреплены печатями.

5. Тексты документов, представленных для государственного кадастрового учета, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их местонахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их местожительства должны быть написаны полностью.

6. Не подлежат приему для государственного кадастрового учета документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

7. Получение заявления и документов для государственного кадастрового учета подтверждается соответствующей записью в книге учета документов.

Заявителю выдается расписка в подтверждение получения документов с их перечнем и указанием даты приема.

8. Учетные действия начинаются с момента приема документов для государственного кадастрового учета. Объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.

9. В процессе государственного кадастрового учета производится:

- формирование кадастрового дела объекта;

- нанесение объекта на дежурную кадастровую карту (план);

- изготовление кадастровой карты (плана) объекта учета;

- присвоение объекту кадастрового номера;

- занесение сведений об объекте в Единый государственный реестр земель.

10. Государственный кадастровый учет осуществляется не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления и представления в соответствующий уполномоченный федеральный или государственный орган всех документов, необходимых для государственного кадастрового учета.

11. Учет текущих изменений характеристик объектов осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и представленных ими документов в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

12. Зарегистрированные правообладатели, интересы которых затрагиваются при образовании, прекращении существования или любом изменении характеристик территориальных зон, возникших после вступления в силу настоящего Федерального закона, официально извещаются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, в отношении произведенных изменений в течение месяца после учета этих изменений в Едином государственном реестре земель.


Статья 27. Основания для приостановления или отказа в государственном кадастровом учете


1. При возникновении у уполномоченного должностного лица по ведению государственного земельного кадастра сомнений в наличии у заявителя оснований для государственного кадастрового учета заявленного объекта в течение месяца он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений. Заявитель должен быть немедленно в письменной форме извещен о приостановке учета с обоснованием этого решения. Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственного кадастрового учета заявленного объекта.

2. Государственный кадастровый учет может быть приостановлен не более чем на месяц по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. Если в течение указанного в настоящем пункте срока не будут устранены причины приостановления государственного кадастрового учета, заявителю в письменной форме направляется отказ в государственном кадастровом учете объекта.

3. В государственном кадастровом учете объекта может быть отказано в случаях, если:

- с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

- документы, представленные для государственного кадастрового учета, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- установлено, что местоположение объекта или границы определены неверно.

4. При принятии решения об отказе в государственном кадастровом учете объекта заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа. Копия сообщения помешается в кадастровое дело объекта.

5. Отказ либо уклонение соответствующего органа от осуществления государственного кадастрового учета могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суде, арбитражном суде.


Статья 28. Удостоверение государственного кадастрового учета


1. На основании государственного кадастрового учета заявителю выдается выписка из Единого государственного реестра земель и кадастровая карта (план) объекта учета с отметкой об учете.

2. Форма выписки и кадастровой карты (плана) объекта учета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Выписка и кадастровая карта (план), предоставляемые в учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действуют в течение месяца с момента выдачи.


Статья 29. Уполномоченные должностные лица по ведению государственного земельного кадастра


1. Уполномоченным должностным лицом по ведению государственного земельного кадастра является кадастровый инспектор, возглавляющий подразделение уполномоченного территориального органа, осуществляющее ведение государственного земельного кадастра.

2. Кадастровый инспектор и его заместители в субъекте Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по представлению уполномоченного территориального органа в субъекте Российской Федерации.

3. Кадастровый инспектор и его заместители в муниципальном образовании назначаются на должность и освобождаются от должности уполномоченным территориальным органом в субъекте Российской Федерации по представлению кадастрового инспектора в субъекте Российской Федерации.

4. Кадастровыми инспекторами могут являться лица с высшим образованием или имеющие опыт работы в уполномоченных органах не менее двух лет, прошедшие специальную подготовку и сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями.

5. Кадастровый инспектор и его заместители являются государственными служащими.

6. Особенности прав и обязанностей кадастровых инспекторов и их заместителей как государственных служащих, а так же квалификационные требования к ним, их полномочия, меры правовой и социальной защиты определяются Правительством Российской Федерации.


Статья 30. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра


1. Технические ошибки в записях, допущенные при ведении государственного земельного кадастра, исправляются в пятидневный срок после установления ошибки по решению кадастрового инспектора или его заместителей. Участники отношений, возникающих при ведении государственного земельного кадастра, в такой же срок в письменной форме извещаются об исправлении технической ошибки.

2. Исправление технической ошибки, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.

3. В случаях, если есть основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.


Статья 31. Предоставление сведений государственного земельного кадастра


1. Сведения об объектах учета, содержащиеся в государственном земельном кадастре, предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

2. Выдача сведений об объектах учета из государственного земельного кадастра осуществляется только по месту учета.

3. Уполномоченный орган обязан в течение десяти дней с момента подачи заявления предоставить заявителю запрошенные сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре или мотивированный отказ в письменной форме. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

4. Сведения о земельных участках, содержащиеся в государственном земельном кадастре, предоставляются в отношении только конкретного земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.

5. Выписки из государственного земельного кадастра, по форме установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, должны содержать сведения о количественных, качественных, оценочных (экономических) характеристиках и правовом режиме объектов учета.

6. Сведения, превышающие объем выписки, предоставляются только:

- самому правообладателю;

- лицам, уполномоченным правообладателем в установленном порядке;

- лицам, имеющим право на наследование имущества по закону или по завещанию;

- руководителям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

- судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами кадастрового учета или их правообладателями;

- иным заявителям в соответствии с федеральными законами.

7. Предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляется на основе письменного заявления. Отсутствие в заявлении причин запроса сведений не может служить основанием для отказа в предоставлении сведений.

Сведения о предоставлении информации об объекте кадастрового учета сохраняются в книгах учета уполномоченного территориального органа.

8. Уполномоченный территориальный орган обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте кадастрового учета, на которые он имеет права.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, ведомства и организации, имеющие необходимые для ведения государственного земельного кадастра сведения, в срок не более чем десять дней с даты обращения обязаны бесплатно предоставлять такие сведения правообладателям и уполномоченным органам.


Глава 5. Заключительные положения


Статья 32. Финансирование государственного земельного кадастра


1. Финансирование создания, ведения и развития государственного земельного кадастра осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, платы за оказание государственных услуг в процессе ведения государственного земельного кадастра и за счет иных, не запрещенных законом источников.

2. Тарифы на государственные услуги, оказываемые в процессе ведения государственного земельного кадастра, включая плату за государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного земельного кадастра, устанавливаются в размерах, определяемых решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Максимальные размеры платежей по видам государственных услуг, включая плату за государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного земельного кадастра, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Средства, получаемые в виде платы за оказание государственных услуг, включая плату за государственный кадастровый учет я предоставление сведений государственного земельного кадастра, зачисляются на счета уполномоченных территориальных органов, оказывавших эти услуги и используются исключительно на ведение и развитие системы государственного земельного кадастра.


Статья 33. Ответственность


Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 34. Автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра


1. В целях эффективного функционирования государственного земельного кадастра уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра.

2. Порядок создания, развертывания и эксплуатации автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра определяется нормативными документами уполномоченного федерального органа исполнительной власти и соответствующими общероссийскими стандартами.


Статья 35. Место государственного земельного кадастра в общей системе государственных информационных ресурсов


1. Государственный земельный кадастр, Единый государственный реестр прав, а также ведомственные системы специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимости составляют единую государственную систему информационных ресурсов в области учета объектов недвижимости и регистрации прав на них.

2. Органы осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговые органы, а также органы, осуществляющие ведение иных государственных кадастров, технический или иной ведомственный учет объектов недвижимости и территориальных зон организуют информационное и технологическое взаимодействие на основе единой кадастровой нумерации объектов учета и общей картографической основы.


Статья 36. Введение в действие настоящего Федерального закона


1. Настоящий закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

2. Предложить Правительству Российской Федерации привести в соответствии с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

3. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.

4. До приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.


Президент

Российской Федерации


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.