Проект федерального закона
"Об осуществлении денежных расчетов при проведении торговых операций
и оказании услуг на территории Российской Федерации
с применением контрольно-кассовых машин"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень актов федерального законодательства для отмены
Глава I. Общие положения
Глава II. Категории, виды предприятий, учреждений, их филиалов
и других обособленных подразделений, которые в силу
специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты
с населением без применения контрольно-кассовых машин
Глава III. Порядок осуществления денежных расчетов
с применением контрольно-кассовых машин
Глава IV. Порядок регистрации, продажи, технического
обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин
Глава V. Поддержка российских производителей
контрольно-кассовых машин
Глава VI. Ответственность за нарушение требований
настоящего закона
Глава VII. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Основными целями настоящего Федерального закона являются:
- обеспечение своевременного и наиболее полного сбора кассовых платежей и поступления их в бюджеты всех уровней;
- обеспечение публичных интересов и правопорядка в сфере торговли (услуг), финансовой дисциплины, защиты прав потребителей товаров и услуг;
- обеспечение государственной поддержки отечественных производителей технических средств для обеспечения кассового учета при осуществлении денежных расчетов с населением;
- обеспечение условий создания и функционирования эффективно действующей сети предприятий по производству, продаже, ремонту и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин, защита интересов юридических и физических лиц, использующих контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг;
- систематизация нормативных положений о порядке использования контрольно-кассовых машин и установления ответственности за их нарушения.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Чек (кассовый чек, квитанция - вкладной или подкладной документ) - документ на бумажном носителе, формируемый контрольно-кассовой машиной в процессе регистрации оплаты потребителем торговых и прочих услуг, удостоверяющий факт осуществления оплаты (факт регистрации кассовой операции).
Контрольная лента (контрольно-кассовая лента) - документ на бумажном носителе, формируемый контрольно-кассовой машиной в едином цикле с оформлением чеков и отчетов, содержащий данные всех указанных документов в порядке их оформления.
Денежные расчеты - проведение расчетов наличными денежными средствами, посредством платежных карт, расчетными чеками банков, перечислением со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручению владельцев счетов за торговые и прочие услуги.
Платежная карта - специальный именной документ с магнитным носителем и/или встроенным микропроцессором, содержащий идентификационные данные, необходимые для осуществления безналичных расчетов с банковского счета владельца карты за оказанные торговые и прочие услуги.
Расчетный чек - именной бланк чековой книжки, принимаемый в качестве безналичной уплаты за оказанные торговые и прочие услуги.
Чековая книжка - именной документ строгой отчетности установленного образца, выдаваемый банковским учреждением на сумму средств на счету клиента банка для безналичного расчета за оказанные торговые и прочие услуги.
Фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой машины, реализующий в течение срока службы контрольно-кассовой машины функции ежесуточной (ежесменной) регистрации итоговой информации о проведенных денежных расчетах и некорректируемого хранения информации, необходимой для контроля правильности исчисления налогов по проведенным денежным расчетам, с возможностью ее просмотра в разрешенных режимах.
Фискализация контрольно-кассовой машины - процедура перевода контрольно-кассовой машины в фискальный режим.
Перерегистрация контрольно-кассовой машины - процедура изменения реквизитов собственника фискализированной контрольно-кассовой машины.
Итог - сумма окончательной стоимости торговых и прочих услуг, подлежащая регистрации по завершению оформления документа на контрольно-кассовой машине.
Сменный итог продаж - сумма итогов документов, оформленных контрольно-кассовой машиной при осуществлении продаж в течение смены.
Закрытие смены - процедура записи сменного итога в накопитель фискальной памяти, обнуления сменных денежных регистров, формирования сменного отчета и других отчетных документов.
Общее гашение контрольно-кассовой машины - процедура обнуления общих денежных и других регистров (кроме регистра количества общих гашений контрольно-кассовой машины) с оформлением отчетов о гашении.
Сменные денежные регистры - область памяти данных, в которой хранятся денежные суммы, регистрируемые контрольно-кассовой машиной в течение смены.
Общие денежные регистры - область памяти данных, в которой хранятся денежные суммы, регистрируемые контрольно-кассовой машиной в период между двумя последовательными общими гашениями.
Отчет - документ на бумажном носителе, формируемый контрольно-кассовой машиной в специальном режиме, удостоверяющий суммарные данные о фактически проведенных регистрациях оплат (кассовых операций).
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Сферой действия настоящего Федерального закона является денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг на территории Российской Федерации.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, их филиалы и обособленные подразделения (далее - предприятия) (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг) (далее - индивидуальные предприниматели), предприятия, осуществляющие производство, продажу, ремонт и техническое обслуживание контрольно-кассовых машин на территории Российской Федерации.
Исключением из сферы применения закона являются предприятия, определенные ст.4 и ст.10 настоящего Федерального закона. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на виды деятельности и оказание услуг, не являющиеся предпринимательской.
Глава II. Категории, виды предприятий, учреждений, их филиалов
и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
и оказания услуг), учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин
Статья 4. Категории и виды предприятий, освобождаемых от обязательного использования контрольно-кассовых машин при проведении денежных расчетов
Освобождаются от обязательного применения контрольно-кассовых машин при проведении денежных расчетов с населением следующие категории и виды предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели, подпадающие под признаки ст.3 настоящего Федерального закона:
1. Предприятия и учреждения системы Министерства юстиции, осуществляющие предпринимательскую деятельность в части оказания услуг населению при производстве экспертиз и иных экспертных исследований с выдачей приравненных к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам.
2. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в установленном законом порядке в части реализации предметов культа и религиозной литературы непосредственно в культовых зданиях, а так же при оказании услуг за проведение религиозных обрядов и церемоний.
3. Предприятия, организации и учреждения, индивидуальные предприниматели осуществляющие:
- торговлю и розлив на передвижных торговых точках (цистерны, фляги, розливочные машины) кваса, молока, безалкогольных напитков, керосина;
- реализацию проездных билетов и талонов на проезд непосредственно в транспортных средствах внутригородского общественного транспорта непосредственно на маршруте движения;
- продажу, (оказание услуг) в пассажирских вагонах поездов, в автобусах, воздушных, речных и морских судах продукции (услуг) в ассортименте, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации по представлению соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговые операции и оказание услуг вне изолированных помещений и уплачивающие налог на единый вмененный доход или иной единый налог установленный в зависимости от номенклатуры товаров и услуг, объема продаж и услуг, места проведения торговой операции и других параметров определяющих их налогооблагаемую базу в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления принимаемыми ими на основании федеральных законов и в пределах их полномочий;
- предприятия и организации, которым по решению Министерства Финансов Российской Федерации разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность в части оказания услуг населению с выдачей ими приравненных к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам;
- индивидуальные предприниматели в сфере ремонтно-строительных и бытовых услуг (ремонт обуви, одежды, часов, ювелирных изделий, бытовой техники, предметов личного пользования, оргтехники, фото и киноусуги, проката (за исключением проката автомобилей и кинофильмов), оказания услуг по краткосрочному проживанию, обучения, репетиторства, консультаций, аудиторских услуг, ветеринарных и зооуслуг) в случае оказания ими этих услуг физическим лицам.
Глава III. Порядок осуществления денежных расчетов
с применением контрольно-кассовых машин
Статья 5. Порядок расчетов посредством наличных денег
Приемка наличных денег на предприятиях, организациях и у индивидуальных предпринимателей определенных ст.3 настоящего Федерального закона осуществляется кассиром-операционистом или лично индивидуальным предпринимателем.
К работе по осуществлению денежных расчетов посредством наличных денег, посредством расчетных чеков, посредством чековых книжек и магнитных карт с использованием контрольно-кассовых машин допускаются лица, освоившие правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, изучившие настоящий Федеральный закон и "Типовые правила" эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов, установленные Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам.
В случае установки контрольно-кассовой машины на рабочем месте продавца, приемщика заказов, официанта, буфетчика и др. на них распространяются обязанности кассира-операциониста.
Статья 6. Порядок расчетов посредством расчетных чеков
При оплате товара расчетным чеком кассир (контролер-кассир, кассир-операционист и т.д.) проверяет соответствие бланка чека установленному образцу, отсутствие подчисток и исправлений текста, суммы чека, соответствие контрольных цифр сумме, записанной на чеке, срок действия чека, наличие четкого оттиска гербовой печати и подписи работников банковского учреждения. Кроме того кассир удостоверяется в личности предъявителя чека по паспорту или заменяющего его документу.
Кассир несет ответственность за прием в уплату за товар (услугу) расчетного чека, заполненного с нарушениями "Инструкции о порядке применения расчетных чеков", утверждаемом Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. При принятии расчетного чека в уплату за товар (услугу) кассир обязан пробить сумму, указанную в чеке, через кассовую машину на секцию (через пароль), по которой пробиваются только безналичные расчеты и выдает кассовый чек.
Статья 7. Порядок расчета посредством чековых книжек
При оплате товара (услуги) посредством чековой книжки кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества предъявителя чековой книжки по паспорту предъявителя или заменяющего его документа;
- наличие реквизитов банка, выдавшего книжку;
- наличие заполненных серии и номеров чеков;
- наличие номера счета, на основании которого выдана чековая книжка;
- сумму, на которую выдана книжка;
- дату и срок действия книжки заверенных подписями работников и печатью банковского учреждения.
Кассир в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за прием в уплату за товар (услугу) чека и корешка к нему из чековой книжки, оформленных в нарушение "Инструкции о порядке применения чековых книжек", утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, а так же за правильность проставляемой им на чеке отметки (оттиск штампа предприятия и росписи с указанием даты приемки чека).
В уплату за товар (услугу) кассир принимает заполненный чек, отделив его от чековой книжки, пробивает сумму, указанную в чеке, через контрольно-кассовую машину в режиме, в котором регистрируются безналичные расчеты и выдает покупателю (получателю) кассовый чек.
Статья 8. Порядок расчетов посредством платежных карт
Оплата товаров (услуг) посредством платежных карт осуществляется только с использованием контрольно-кассовых машин (системно-кассовых терминалов), имеющих каналы связи с соответствующим банком-эмитентом платежной карты или его филиалом.
Выдача товара (оказание услуги) производится при подтверждении контрольно-кассовой машиной платежеспособности владельца платежной карты.
Сумма оплаты покупок (услуг) накапливается в регистре контрольно-кассовой машины, в котором хранятся только суммы безналичных расчетов.
До выдачи товара (услуги) покупателю кассир выдает покупателю (получателю) кассовый чек.
Статья 9. Применение штриховых кодов и других систем нанесения и считывания информации при продаже товаров с использованием контрольно-кассовых машин
Применение штриховых кодов и других систем нанесения и считывания информации о стоимости товаров не освобождает торгующую организацию (предпринимателя) от нанесения на товары (упаковку, ценники) информации о цене (стоимости продаваемого товара) доступной для визуального прочтения и соблюдения порядка расчетов, установленных в соответствии со статьями 5, 6, 7 и 8 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Применение контрольно-кассовых машин в мелкорозничной торговле
Мелкорозничной торговлей признается для целей настоящего закона продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть.
К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски, павильоны, то есть торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.
К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для развозной и разностной торговли (автолавки, автомагазины, переносные навесы, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.).
Реализация товаров (продукции) населению через мелкорозничную стационарную торговую сеть осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.
Реализация непродовольственных товаров через передвижную мелкорозничную торговую сеть осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.
Торговля продовольственной продукцией с лотков, переносных столов и прилавков, корзин и т.д. вне обособленных помещений осуществляется без применения контрольно-кассовой машины, если такая торговля ведется непосредственно самим индивидуальным предпринимателем.
Статья 11. Учет и хранение денежных средств
1. Хранение денежных средств.
Хранение денежных средств физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляется ими по собственному усмотрению.
Торговые предприятия и предприятия по оказанию услуг, в том числе крытые рынки, осуществляют хранение денежных средств, поступивших в качестве оплаты за проданные товары (продукцию) или оказанные услуги до окончания рабочего дня непосредственно в денежном ящике контрольно-кассовой машины. Хранение в денежном ящике наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию и не являющихся оплатой за проданные товары (услуги) запрещается.
Наличие в денежном ящике избытка или недостатка денежных средств, сумма которых не совпадает с суммой на контрольной ленте (фискальной памяти) является фактом нарушения финансовой дисциплины и основанием установления ответственности в установленном законодательством порядке.
Излишки денежных средств в денежном ящике контрольно-кассовой машины, не совпадающие с данными контрольной ленты (фискальной памяти) подлежат изъятию налоговыми органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Сдача торговой выручки.
Кассир-операционист (оператор) предприятия торговли (оказания услуг) в конце рабочего дня сдает денежные средства (дневную выручку) под расписку старшему кассиру (руководителю предприятия) вместе со сводным отчетом по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации.
Полученные денежные средства в виде торговой выручки (выручки от оказания услуг) должны быть зачислены на счет предприятия.
Глава IV. Порядок регистрации, продажи, технического
обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин
Статья 12. Организации и предприятия, участвующие в установлении порядка регистрации, продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин
К организации и предприятиям, участвующим в установлении порядка продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, а также осуществляющим непосредственно продажу, техническое обслуживание, ремонт контрольно-кассовых машин и контроль за этими видами деятельности, относятся:
- Федеральный орган по контрольно-кассовым машинам;
- Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее Госстандарт России) и его территориальные органы;
- Органы Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее налоговые органы);
- Органы Федеральной службы налоговой полиции;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- заявители;
- поставщики;
- продавцы;
- центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин (далее ЦТО);
- потребители.
Статья 13. Федеральный орган по контрольно-кассовым машинам
Федеральный орган по контрольно-кассовым машинам утверждается Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основе Положения об этом органе, утверждаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган по контрольно-кассовым машинам:
- формирует и утверждает Государственный реестр контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим положением о порядке его ведения;
- принимает решения по вопросам регулирования регистрации, применения, продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всеми юридическими и физическими лицами;
- утверждает по представлению заявителя поставщика модели контрольно-кассовой машины. Данные о поставщике вносятся в информационную карту Государственного реестра контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации;
- предоставляет заинтересованным организациям и лицам информацию о моделях контрольно-кассовых машин, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации;
- информирует администрации субъектов Российской Федерации, налоговые органы России, Госстандарт России о заявителях и утвержденных поставщиках контрольно-кассовых машин;
- координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации регистрации, применения, продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;
- организует контроль за соответствием продаваемых контрольно-кассовых машин эталонным образцам, за применением контрольно-кассовых машин, за состоянием технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.
Статья 14. Госстандарт России и его территориальные органы
Госстандарт России по поручению Федерального органа по контрольно-кассовым машинам проводит сертификацию контрольно-кассовых машин, заявляемых для внесения их в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, на основе представляемых заявителем контрольно-кассовых машин образцов и их комплекта документации, оформленного в соответствии с действующими Государственными стандартами Российской Федерации.
Территориальные органы Госстандарта России - центры стандартизации, метрологии и сертификации по поручению Федерального органа по контрольно-кассовым машинам:
- проводят проверку обеспечения ЦТО в части безопасности рабочих мест и оборудования;
- проводят проверку средств измерений, используемых ЦТО для ремонта, настройки и контроля контрольно-кассовых машин;
- осуществляют выборочный контроль у поставщиков за соответствием контрольно-кассовых машин сертифицируемым параметрам (по безопасности, радиопомехам, функциональным характеристикам);
Статья 15. Органы Государственной налоговой службы
Органы Государственной налоговой службы Российской Федерации:
- регистрируют контрольно-кассовые машины, допущенные к использованию в Российской Федерации и поставленные на техническое обслуживание в ЦТО, ведут учет зарегистрированных контрольно-кассовых машин;
- снимают с регистрации контрольно-кассовые машины тех моделей, которые не допущены к использованию;
- ведут регистрационные карточки, в которых отмечают постановку на учет и снятие с учета контрольно-кассовых машин, а также постановку на ремонт и ввод в эксплуатацию после ремонта;
- проверяют наличие пломбы на контрольно-кассовой машине, установленной на предприятиях торговли (оказанию услуг);
- вводят пароль налогового инспектора и контролируют включение фискальной памяти контрольно-кассовой машины, контролируют информацию, зарегистрированную в фискальной памяти в процессе эксплуатации машины, для определения правильности уплаты налогов;
- применяют штрафные санкции за нарушение требований настоящего Федерального закона.
Статья 16. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
- принимают меры по обеспечению исполнения настоящего Закона на территории субъекта Российской Федерации, территории местного самоуправления;
- регистрируют в обязательном порядке предприятия в качестве ЦТО при выполнении ими условий, изложенных в пункте 1 статьи 20 настоящего Закона;
- снимают ЦТО с регистрации в случае нарушения им требований Положения о ЦТО, утверждаемого федеральным органом по контрольно-кассовым машинам, по собственной инициативе, по требованию заявителя, изготовителя, поставщика контрольно-кассовой машины, по представлению налоговых органов, Госстандарта России, его территориальных органов.
Статья 17. Поставщики
Поставщики:
- несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за несоответствие поставляемых контрольно-кассовых машин эталонным образцам;
- создают на договорной основе сеть продавцов и ЦТО, координируют и контролируют их деятельность;
- заключают договоры с продавцами на продажу им контрольно-кассовых машин, с ЦТО - на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин;
- заключают с заявителями договоры па поставку контрольно-кассовых машин;
- обеспечивают через ЦТО или самостоятельно гарантийный ремонт контрольно-кассовых машин;
- оказывают методическую помощь ЦТО в организации обучения работников налоговых органов и потребителей по вопросам применения контрольно-кассовых машин;
- вправе выполнять функции продавца и ЦТО при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом;
- несут ответственность за не заполнение разделов паспорта или формуляра на контрольно-кассовую машину, определяющих гарантийные обязательства и приемку по качеству. Кроме этого в паспорте должны быть указаны полное наименование и почтовый адрес поставщика, а также данные об региональных ЦТО, производящих гарантийный ремонт.
Поставщики моделей контрольно-кассовых машин, являющиеся заявителями, выполняют помимо функций поставщика также функции ЦТО, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 18. Продавцы
Продавцы:
- осуществляют продажу контрольно-кассовых машин при наличии договора с поставщиком о продаже контрольно-кассовых машин соответствующей моделей и договора с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин этих моделей;
- оказывают содействие покупателю в заключении с ЦТО договора о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин.
Продавец вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в аренду предприятиям и организациям, применяющим контрольно-кассовые машины, с последующей их регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и организациями.
Статья 19. Потребители
Потребители:
- заключают договоры па техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин с ЦТО. Договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин заключается с ЦТО, в котором приобретена контрольно-кассовая машина или который имеет соответствующий договор с продавцом контрольно-кассовой машины;
- регистрируют в налоговых органах приобретенные контрольно-кассовые машины;
- используют контрольно-кассовые машины только после их принятия на техническое обслуживание в ЦТО и регистрации в налоговых органах;
- участвуют в пуско-наладочных работах и оформлении акта ввода контрольно-кассовой машины в эксплуатацию;
- организуют ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин, назначают лиц, несущих персональную ответственность за их хранение;
- обеспечивают эксплуатацию контрольно-кассовых машин в соответствии с эксплуатационной документацией на них и Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемыми Минфином Российской Федерации;
- обеспечивают беспрепятственный доступ работников налоговых органов и ЦТО, заключивших договор на их обслуживание, к используемым контрольно-кассовым машинам при условии предъявления ими служебных документов;
- прекращают использование контрольно-кассовых машин в случае нарушения пломбы, выявления других неисправностей контрольно-кассовых машин, а также наложения запрета налоговыми органами или работниками ЦТО на использование контрольно-кассовой машины;
- незамедлительно ставят в известность ЦТО о любых неисправностях, включая повреждение пломбы, обнаруженных в процессе эксплуатации контрольно-кассовой машины;
- незамедлительно сообщают в налоговые органы о повреждениях пломбы кожуха контрольно-кассовой машины или средств защиты фискальной памяти от несанкционированного доступа.
Статья 20. Центр технического обслуживания (ЦТО)
Регистрация предприятия в качестве ЦТО осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представления ему:
- заявления на регистрацию в качестве ЦТО с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, номера расчетного счета и обслуживающего банка;
- копии договора с поставщиком (поставщиками) о техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин;
- копии Устава предприятия;
- копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;
- заверенной поставщиком справки предприятия-изготовителя контрольно-кассовой машины о наличии в ЦТО специалистов, прошедших обучение у поставщика или в организации, получившей от поставщика право на проведение обучения.
Отказ в регистрации ЦТО в случае представления указанных документов после проверки их достоверности и полноты содержащихся в них сведений недопустим.
Создание ЦТО, находящихся в ведомственной или иной подчиненности от предприятий и организаций, применяющих контрольно-кассовые машины, разрешается только на основании специального разрешения, принятого Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам. При отсутствии разрешения, принятого Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам, организация таких ЦТО недопустима.
Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовой машины в ЦТО, в котором контрольно-кассовая машина не находится на учете, запрещены.
ЦТО вправе иметь на территории субъектов Российской Федерации филиалы или пункты ЦТО. Эти филиалы и пункты подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.
ЦТО вправе выполнять функции продавца контрольно-кассовой машины при условии соблюдения ими требований, установленных статьей 18 настоящего Закона.
Технический персонал ЦТО должен пройти обучение по обслуживанию контрольно-кассовых машин соответствующих моделей на курсах, организованных поставщиком.
2. ЦТО осуществляют ввод в эксплуатацию контрольно-кассовых машин, в том числе предпродажную подготовку контрольно-кассовых машин, их расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль функциональных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей;
- составляют техническое заключение о состоянии контрольно-кассовой машины при ее постановке на техническое обслуживание, ремонте, регистрации, снятии с учета в налоговых органах или в иных случаях;
- осуществляют пломбирование контрольно-кассовой машины после технического осмотра, технического обслуживания или ремонта;
- представляют в налоговые органы Российской Федерации оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;
- передают в налоговые органы образцы оттисков клейм для пломбирования контрольно-кассовых машин, а также образцы оттисков штампов и подписей, обслуживающих контрольно-кассовые машины механиков;
- фиксируют совместно с налоговыми органами показания денежных и операционных счетчиков контрольно-кассовой машины при вводе в эксплуатацию, а также до и после проведения технического обслуживания и ремонта в отчетных ведомостях, заверенных штампом и подписью представителя ЦТО. Проводят совместно с налоговыми органами фискализацию контрольно-кассовой машины;
- ЦТО осуществляют свою деятельность на основании настоящего Федерального Закона, разрабатываемого на его основе и утверждаемого Федеральным органом по контрольно-массовым машинам, Положения о центрах технического обслуживания, а также Уставом ЦТО.
Статья 21. Регистрация контрольно-кассовых машин
1. Организации и другие юридические лица, их филиалы и обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг с использованием контрольно-кассовой машины) (далее - организации), подают заявление в налоговые органы по месту регистрации организации по форме, устанавливаемой Госналогслужбой России. К заявлению прилагаются паспорта на подлежащие регистрации контрольно-кассовые машины, документ, подтверждающий факт покупки контрольно-кассовой машины у продавца, имеющего договор с поставщиком соответствующей модели контрольно-кассовых машин, и договор об их техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслуживания или непосредственно предприятием-изготовителем контрольно-кассовых машин из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При регистрации контрольно-кассовой машины импортного производства к заявлению дополнительно прилагается документ НТК России, подтверждающий уплату ввозных таможенных пошлин при пересечении контрольно-кассовой машины границы таможенного пространства Российской Федерации.
2. Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию контрольно-кассовых машин. Регистрация производится путем внесения сведений о контрольно-кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом.
3. Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовых машин выдает предприятию, организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины.
4. В случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда контрольно-кассовая машина выбывает из обращения в данной организации, она подлежит снятию с учета.
5. Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится на предприятии (организации) в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины с регистрации.
В налоговом органе Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в течение трех лет после снятия контрольно-кассовой машины с учета.
Глава V. Поддержка российских производителей
контрольно-кассовых машин
Статья 22. Поддержка производителей контрольно-кассовых машин Правительством Российской Федерации
В целях формирования единой технической политики в сфере разработки, производства и использования контрольно-кассовых машин, необходимой для последовательного сокращения и ликвидации неучтенного налично-денежного оборота, предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения и обеспечения поступлений в доход бюджетов всех уровней.
1. Правительство Российской Федерации:
- по представлению Федерального органа по контрольно-кассовым машинам утверждает федеральную инновационную Программу "Создание комплекса технических средств для обеспечения кассового учета на предприятиях сферы торговли и услуг" и определяет источники ее финансирования;
- пересматривает при необходимости Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность) организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Соответствующее Постановление Правительства направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве приложения к проекту закона "О федеральном бюджете" в установленные законом порядке и сроки;
- по результатам анализа изменения ситуации на внутреннем рынке контрольно-кассовых машин представляемого Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам, устанавливает в отношении контрольно-кассовых машин комбинированную ввозную таможенную пошлину, необходимую для поддержания отечественных производителей контрольно-кассовых машин и ввозные квоты на импортируемые контрольно-кассовые машины, комплектующие и запасные части к ним не производящиеся (не выпускаемые) на территории Российской Федерации.
Статья 23. Поддержка производителей контрольно-кассовых машин Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Федеральный орган по контрольно-кассовым машинам:
- по результатам анализа ситуации на внутреннем рынке контрольно-кассовых машин ежегодно пересматривает в сторону сокращения доли в Государственном Реестре контрольно-кассовых машин используемых на территории Российской Федерации машин импортного производства;
- утверждает ежегодный и перспективный график замены и обновления парка применяемых на территории Российской Федерации контрольно-кассовых машин.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий устанавливать налоговые и другие льготы для изготовителей контрольно-кассовых машин, устанавливать льготные условия регистрации для покупателей контрольно-кассовых машин на период погашения сумм, израсходованных на их приобретение.
Глава VI. Ответственность за нарушение требований
настоящего закона
Статья 24. Права налоговых органов по контролю в сфере денежных расчетов с населением с применением контрольно-кассовых машин
Во всех сферах применения контрольно-кассовых машин налоговые органы обязаны:
1. Осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;
2. Проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать необходимые объяснения; справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
3. Проводить проверки правильности выдачи чеков;
4. Налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении требовании настоящего Федерального Закона и Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждаемым Федеральным органом по контрольно-кассовым машинам, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках. Повторным считается нарушение, совершенное в срок, определенный налоговым органом для устранения недостатков, выявленных при предыдущей проверке.
5. В целях проверки правильности проведения денежных расчетов с использованием контрольно-кассовых машин налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции имеют право производить контрольные закупки, а также осуществлять подсчет денежной наличности в денежном ящике контрольно-кассовой машины.
Налоговые органы вправе представлять предприятиям и индивидуальным предпринимателям, определенным в ст.3 настоящего Федерального Закона отсрочки по уплате штрафов сроком до трех месяцев в случае, если уплата штрафов может привести к приостановлению их хозяйственной деятельности.
6. Налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции при осуществлении контроля за применением настоящего Федерального Закона вправе:
- использовать технические средства открытого наблюдения за работой на контрольно-кассовых машинах;
- производить контрольные закупки товаров (продукции) без устного требования к продавцу (кассиру-оператору) о выдаче контрольного чека. При проведении контрольной закупки не допускается склонение продавца к невыдаче (не оформлению) чека.
7. Органы Государственной власти субъектов Российской Федерации вправе использовать до 2 процентов средств, собираемых в виде штрафов за нарушение настоящего закона на цели пропаганды среди покупателей ответственного отношения к получению кассового чека при покупке товара (получения услуги), в том числе на проведение лотерей, розыгрышей призов и т.п. осуществляемых на основании Положений о них, утверждаемых главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с налоговыми органами.
8. При осуществлении сделки купли-продажи товаров (услуг) юридическим лицом и дееспособным и достигшим 18 летнего возраста физическим лицом разумность действий и добросовестность участников данных гражданских правоотношений предполагается.
Продавец (кассир-операционист) обязан до выдачи покупки выдать кассовый чек, а покупатель его получить и проверить соответствие указанной с чеке суммы покупки по ценнику приобретенных товаров (услуг) с фактически уплаченной суммой, а также дату выдачи чека.
Статья 25. Ответственность должностных лиц, предприятий, предпринимателей и граждан за нарушение требований настоящего Федерального Закона
За нарушение требований настоящего Закона и Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением применяются следующие штрафные санкции.
1. Предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, если оно не освобождено от их обязательного применения в соответствии с настоящим Федеральным законом, подвергаются штрафу от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день составления акта о выявленном нарушении.
Основанием для наложения штрафа является документально подтвержденный факт произведения расчетов без применения контрольно-кассовой машины по вине предприятия. Факт отсутствия контрольно-кассовой машины не является основанием наложения штрафа только в том случае, если предприятие документально и фактически подтвердит в момент проверки (данными кассовой книги и т.д.) отсутствие в течение рабочего дня денежных расчетов с населением.
Размер штрафа в установленных настоящим Федеральным Законом пределах определяется налоговым органом с учетом ранее допускаемых предприятием нарушений порядка денежных расчетов, а также номенклатуры и объема реализуемых товаров (услуг), размеров прибыли предприятия от коммерческой деятельности.
2. Предприятие, использующее неисправную или не зарегистрированную контрольно-кассовую машину, подвергается штрафу в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, установленной на момент составления акта о нарушении. Факт неисправности контрольно-кассовой машины не является основанием наложения штрафа, если неисправность не приводит искажению полноты отражения выручки, сумм налоговых платежей, нарушению пломб контрольно-кассовых машин, несанкционированному доступу к фискальной памяти, читаемости информации на кассовом чеке;
если предприятие документально и фактически подтвердит в момент проверки (данными кассовой книги и т.д.) отсутствие в течение рабочего дня денежных расчетов с населением.
Размер штрафа в установленных законом пределах определяется налоговым органом с учетом ранее допускаемых предприятием нарушениях порядка денежных расчетов, а также номенклатуры и объема реализуемых товаров (услуг), характера неисправности контрольно-кассовой машины.
Наивысший размер штрафа по п.п.1 и 2 настоящей статьи устанавливается, если предприятие ранее допускало подобные нарушения и если неисправность контрольно-кассовой машины может привести (приводит) к искажению полноты и своевременности отражения выручки предприятия и сумм налоговых платежей.
3. Предприятие, продолжающее осуществлять торговые операции (оказание услуг) после приостановления его деятельности в порядке установленном настоящим законом, подвергается штрафу в размере от 100 до 300 установленных законом размеров минимальной оплаты труда или лишается лицензии на право торговли (оказания услуг) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Невыдача чека лицом, обязанным выдавать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной, а равно выдача чека, на котором невозможно прочтение информации, наказывается штрафом, налагаемым на это лицо в размере от 10 до 50 установленной законом на день регистрации нарушения минимальной месячной оплаты труда.
Наложение штрафа на лицо, обязанное выдавать и не выдавшее чек, не освобождает от штрафа, предусмотренного п.1 ст.25 настоящего закона, торгующее предприятие (организацию), если причиной невыдачи чека явилось неоснащение рабочего места контрольно-кассовой машиной или ее неисправностью.
5. Проверки применения и использования контрольно-кассовых машин должны проводиться с участием бухгалтера и кассира-операциониста. По результатам проверки должностным лицом налогового органа составляется акт проверки, в котором указываются выявленные нарушения и содержание выявленного нарушения со ссылкой на подтверждающие материалы. Акт подписывается должностными лицами налоговых органов, проводившими проверку, другими участниками проверки, плавным бухгалтером (бухгалтером) или руководителем предприятия.
На основании акта налоговый орган выносят решение о применении штрафных санкций и дает предписание об устранении выявленных нарушений. В случае если в 10-дневный срок суммы штрафов не внесены в бюджет и не оспорены в арбитражном суде, они взыскиваются в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения, предъявляемого в банк налогоплательщика.
Несоблюдение изложенного выше порядка и ссылки на неприменимые в данном случае нормативные акты дают возможность обжаловать в арбитражном суде не соответствующее законодательству решение о применении финансовых санкций, а при взыскании штрафных санкций обратиться с иском о возврате из бюджета денежных средств.
6. При обнаружении работниками Министерства внутренних дел, налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции нарушения настоящего федерального закона в части невыдачи кассиром (продавцом) кассового чека за проданные товары (оказанные услуги) составляется акт о допущенном нарушении.
Покупатель (получатель услуги), не получивший кассовый чек обязан принять участие в составлении акта, указать в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства и подписать акт в случае согласия с его содержавшем. При несогласии с содержанием акта покупатель, не получивший кассовый чек, при подписании акта делает отметку "с замечаниями" и излагает в письменном виде свои замечания. Отказ покупателя не получившего кассовый чек от участия в составлении акта о нарушении настоящего Закона является препятствием для исполнения служебных обязанностей должностными лицами налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции, Министерства внутренних дел и наказывается штрафом в сумме 100 рублей в порядке административного судопроизводства.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 26. О выступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Статья 27. О признании утратившими силу законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального Закона
С момента вступления в силу настоящего Федерального закона признается утратившим силу Федеральный закон "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Статья 28. О приведении правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным Законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести их правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Нормативные правовые акты в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.