Пояснительная записка к проекту федерального закона "О государственном информационном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственном информационном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"


В период становления гражданского правового общества в нашей стране принципиальное значение приобретает правовая поддержка наименее защищенной части общества - детей, оставшихся без попечения родителей.

В этой связи Государственной Думой за относительно короткий промежуток времени (с 1996 по 1998 г.) предприняты важные шаги правового урегулирования этой проблемы. В частности, Семейным кодексом Российской Федерации заложена правая основа воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан (определены порядок выявления и учета таких детей; установлены формы их воспитания в семьях граждан - усыновление, опека (попечительство), приемная семья; установлен комплекс мер, защищающих права детей, оставшихся без попечения родителей). В ГПК РСФСР введена специальная глава, устанавливающая судебный порядок установления усыновления. Всего за указанный период времени вступили в силу 9 федеральных законов в развитие положений Семейного кодекса Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан.

Проект федерального закона "О государственном информационном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" разработан на основании пункта 3 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации, в котором указано, что порядок формирования указанного банка данных определяется федеральным законом.

Целью настоящего проекта федерального закона является государственное регулирование деятельности по формированию и использованию государственного информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей"), направленное на создание информационного обеспечения задач государства, связанных с передачей детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Новизна законопроекта состоит в том, что он устанавливает правовые основы деятельности ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей" и регулирует отношения при:

формировании и использовании информационных ресурсов ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей" на основе сбора, учета, хранения, поиска и предоставления пользователям документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в семью;

создании и использовании информационных технологий ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей" и средств их обеспечения;

защите прав пользователей на информацию из информационных ресурсов ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей" находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство о ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей" состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".

Концепция законопроекта построена на основе положений указанных выше нормативных правовых актов, а также учитывает сложившуюся практику деятельности федерального и 78 региональных информационных банков данных, созданных Министерством общего и профессионального образования для автоматизированного учета детей, оставшихся без попечения родителей. На этой основе в концепции проекта федерального закона устанавливаются:

правовой статус, структура и основные направления деятельности ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей";

ответственность Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за создание и использование информационных ресурсов, технологий и средств их обеспечения, включенных в состав федерального и региональных банков данных;

право собственности и хозяйственного ведения на имущество федерального и региональных информационных банков;

категория информации по уровню доступа к ней;

порядок и сроки документирования информации;

право пользования информационными ресурсами.

Указанный комплекс законодательных мер, включенных в проект рассматриваемого федерального закона, позволит Правительству Российской Федерации и субъектам Российской Федерации осуществлять реальный контроль за деятельностью ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей" - с одной стороны, а с другой - обеспечит условия для оперативного и качественного удовлетворения информационной потребности граждан, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Представленные выше концептуальные основы законопроекта являются новеллами законодательства Российской Федерации в части создания и использования ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей". Каждое из указанных положений подробно представлено в законопроекте.

В частности, новеллой проекта рассматриваемого закона является создание механизма обеспечения прав граждан на информацию из ГИБ "О детях, оставшихся без попечения родителей". Законом устанавливается право граждан на информацию из государственного информационного банка данных, а также гарантии реализации этого права. Определен порядок доступа к открытой информации и к информации с ограниченным доступом (место, куда должен обратиться гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в семью; форма запроса гражданина об ознакомлении его с интересующей информацией, о получении необходимых разъяснений к ней, о предоставлении информации; документы, необходимые для получения информации). Установлен порядок и сроки рассмотрения запроса гражданина, а также основания для отказа в получении информации. Определен порядок защиты прав граждан на информацию и ответственность должностных лиц за отказ в доступе к информации, сокрытие информации, предоставление заведомо недостоверной информации, нарушение установленных сроков ответа на запрашиваемую информацию.

Полагаем, что принятие законопроекта позволит реализовать гражданам их право на принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, а детям, лишенным родительского попечения, реализовать их право на приобретение новой семьи.


Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О государственном информационном банке данных о детях, оставшихся
без попечения родителей"


Проект федерального закона "О государственном информационном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" разработан на основании пункта 3 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации. Целью законопроекта является государственное регулирование деятельности по формированию и использованию федерального и региональных информационных банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, направленное на создание информационного обеспечения задач государства, связанных с передачей детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Проектом закона предусмотрено, что формирование указанных информационных банков данных осуществляется Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов "Информатика" ("Информационное обеспечение"), а также средств, полученных путем иных установленных законом способов. В этой связи необходимо отметить:

1. В настоящее время за счет средств федерального бюджета (федеральная программа "Дети сироты") целевым назначением было выделено 186,8 млн.рублей (в масштабах цен 1995 г.) для реализации следующих задач по формированию государственного информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей:

- оснащение федерального информационного банка данных (два комплекта компьютерной техники, факс-модем, факсимильный аппарат, копировальный аппарат);

- оснащение 23 региональных информационных банков данных (компьютер, принтер, модем);

- разработка программного обеспечения, необходимого для функционирования информационных банков данных.

Кроме того, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации оснащены компьютерной техникой 62 региональных информационных банка данных.

Таким образом, на конец 1998 г. сформирован государственный информационный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в структуру которого входят федеральный информационный банк данных и 85 региональных информационных банков данных. В стадии формирования находятся еще 4 региональных информационных банка данных.

Ниже представлен расчет дополнительных затрат на дооснащение основными средствами, а также стоимости текущих расходов, необходимых для функционирования федерального информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

2. Дооснащение основными средствами включают в себя затраты на приобретение:

     программно-аппаратного    комплекса
     "Дионис"  (с  учетом его установки,
     гарантийного обслуживания, доработ-
     ки  программного  обеспечения феде-
     рального и региональных банков дан-
     ных)                                   - 200.000 руб. (10000 долл. х
                                              20 руб);
     сканера                                - 5.000 руб. (250 долл. х
                                              20 руб.);
     мебели                                 - 20.000 руб. (1500 долл. х
                                              20 руб.);
     Итого расходов по дооснащению          - 225.000 руб.

Расчет затрат на дооснащение основными средствами проводился с учетом положения Федерального закона "О поставке продукции для федеральных государственных нужд" (N 60-ФЗ от 13.12.94 г.), предусматривающего приобретение оборудования отечественной сборки. В расчет не включалась стоимость оборудования, приобретенного ранее для оснащения федерального информационного банка данных.

3. Стоимость эксплуатационных расходов включает в себя:

     заработную плату персонала  -  75600 руб., в том числе
     руководителя                -  24000 руб. (12 мес. х 2000 руб.),
     бухгалтера                  -  21600 руб. (12 мес. х 1800 руб.);
     администратора базы банных  -  18000 руб. (12 мес. х 1500 руб.);
     секретаря                   -  12000 руб. (12 мес. х 1000 руб.).
     Аренду помещения            - 320000 руб. (80 м2 х 4000 руб.);
     Телефонные переговоры       -  24000 руб. (12 мес. х 2000 руб.);
     Расходные материалы:        -  40320 руб. в том числе
     Картриджы принтера          -  18000 руб. (2   х   5  х  90  дол.  х
                                               х 20 руб.);
     Картриджы капира            -  16800 руб. (1  х  12 мес. х 70 дол. х
                                               х 20 руб.);
     Носители информации         -   3600 руб. (5  х  12 мес.  х 3 дол. х
                                               х 20 руб.);
     Факс-бумага                 -   1920 руб. (2  х  12 мес.  х 4 дол. х
                                               х 20 руб.).
     Канцелярские расходы        -  13760 руб., в том числе
     бумаг А-4                   -   5760 руб. (6 пачек х 12 мес. х
                                               х 4 дол. х 20 руб.);
     письменные принадлежности   -   5000 руб.;
     прочие расходы              -   3000 руб.
     Итого эксплуатационных расходов  - 473680 руб.

Таким образом, в 2000 г. общие расходы на функционирование федерального информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, покрываемые за счет федерального бюджета, составят 698,7 тыс.рублей, в том числе: на дооснащение основными средствами - 225тыс.руб.; на эксплуатационные расходы - 473,7 тыс.руб. В последующие годы общие расходы на функционирование федерального информационного банка данных будут включать в себя указанную выше величину эксплуатационных расходов, а также амортизационные расходы, связанные с частичной модернизацией имеющегося оборудования (10-15% общей стоимости имеющегося оборудования).


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение