Проект федерального закона
"О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень актов федерального законодательства для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Организационные основы создания, сохранения,
развития и ликвидации мобилизационных мощностей
в промышленности РФ
Глава III. Контрактная основа создания и содержания
мобилизационных мощностей
Глава IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование отношений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации (далее - предприятия), в области создания, развития, сохранения и ликвидации мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
мобилизационная подготовка промышленности Российской Федерации - комплекс мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и предприятиями в мирное время по заблаговременной подготовке промышленности к удовлетворению потребностей Вооруженных Сил, других войск Российской Федерации, государственных нужд и нужд населения страны в военное время;
мобилизационное задание - документ, устанавливающий предприятию задание по поставкам продукции (работ, услуг) в военное время;
мобилизационная мощность в промышленности (далее - мобилизационная мощность) - годовая производственная возможность предприятия по выпуску продукции в военное время;
создание мобилизационных мощностей - подготовка предприятий к работе в условиях военного времени, направленная в мирное время на создание новых или приспособление имеющихся производственных мощностей для производства продукции (выполнения работ, услуг), поставки которой установлены мобилизационным заданием;
развитие мобилизационных мощностей - расширение возможностей по производству продукции, предусмотренной мобилизационным заданием, за счет нового строительства на предприятии, реконструкции существующих производств, совершенствования технологических процессов и снижения трудоемкости производства изделий;
сохранение мобилизационных мощностей - поддержание технологического оборудования, производственных площадей, энергетических объектов и технической документации, закрепленных за мобилизационными мощностями в комплектном состоянии, обеспечивающем постоянную готовность предприятия к выпуску продукции по мобилизационному заданию;
ликвидация мобилизационных мощностей - исключение производственных мощностей из разряда мобилизационных в связи со снятием мобилизационного задания;
государственный заказчик в области создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей промышленности (далее - заказчик) - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие заказы на проведение мероприятий по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей.
Статья 2. Законодательная основа в области мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации
1. Правовое регулирование в области создания, развития, сохранения и ликвидации мобилизационных мощностей в промышленности Российской Федерации основывается на Федеральных законах: "Об обороне"; "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; "О государственном оборонном заказе", других федеральных законах, осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы создания, развития, сохранения и ликвидации мобилизационных мощностей, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
Глава II. Организационные основы создания, сохранения, развития
и ликвидации мобилизационных мощностей в промышленности Российской
Федерации
Статья 3. Порядок создания, развития и ликвидации мобилизационных мощностей
1. Мобилизационные мощности создаются, развиваются и сохраняются предприятиями на основании заданий, установленных Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Создание и развитие мобилизационных мощностей производится предприятиями в случаях, когда имеющиеся производственные мощности предприятий не обеспечивают выполнение установленных мобилизационных заданий.
Мобилизационные мощности могут создаваться (развиваться) путем реконструкции (расширения) действующих предприятий, нового строительства, а также ассимиляции (приспособления) других предприятий промышленности.
3. Для обеспечения возможности использования мобилизационных мощностей в военное время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с федеральными органами исполнительной власти в мирное время разрабатывают мероприятия по обеспечению предприятий производственно-промышленным персоналом.
4. Финансирование создания и развития мобилизационных мощностей, а также сохранение не используемых в текущем производстве и законсервированных мобилизационных мощностей осуществляется заказчиками из средств соответствующих бюджетов на контрактной основе.
Финансирование работ по сохранению необходимого уровня мобилизационных мощностей при их использовании в текущем производстве продукции производится за счет включения затрат в себестоимость указанной продукции.
5. Мобилизационные мощности, не используемые для вновь утвержденных мобилизационных заданий, подлежат ликвидации. При этом утилизация или продажа специализированных мобилизационных мощностей, ориентированных на производство вооружения и военной техники, производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Права и обязанности предприятий по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей
1. Предприятие не вправе отказаться от выполнения задания по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей при наличии гарантированного финансирования по заключенным контрактам.
Предприятие обязано сохранять мобилизационные мощности в готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.
2. Предприятие обязано допускать уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для контроля за состоянием мобилизационных мощностей.
3. При выполнении задания по созданию и развитию мобилизационных мощностей предприятие имеет право на первоочередное обеспечение материальными ресурсами и на содействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при размещении на других предприятиях заказов, связанных с реализацией задания.
4. Имущество предприятий, входящее в состав мобилизационных мощностей, подлежит обязательному страхованию за счет средств собственников или владельцев (пользователей) от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения.
Порядок осуществления обязательного страхования мобилизационных мощностей определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Особенности совершения сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям
1. Имущество предприятий, отнесенное к мобилизационным мощностям, имеет ограничение оборотоспособности до прекращения действия контракта на выполнение мобилизационных заданий.
2. Сделки с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям, подлежат государственной регистрации.
При совершении сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям, с приобретателем этого имущества одновременно заключается контракт на выполнение соответствующих мобилизационных заданий. Указанный контракт на выполнение мобилизационных заданий является необходимым условием для государственной регистрации сделки с указанным имуществом.
3. При совершении сделок с имуществом, отнесенным к мобилизационным мощностям, указанное имущество может отчуждаться исключительно в составе единого имущественного комплекса, обеспечивающего выполнение мобилизационных заданий, в объемах, установленных контрактом на выполнение мобилизационных заданий.
4. Налоговые и иные уполномоченные органы не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих на балансе имущество, отнесенное к мобилизационным мощностям, чья несостоятельность обусловлена задолженностью перед ним федерального бюджета по государственному оборонному заказу, штрафными санкциями, налагаемыми государственными налоговыми органами из-за неуплаты налогов в федеральный бюджет, причиной которых она послужила, и (или) недостаточностью бюджетных ассигнований, предусматриваемых на содержание указанного имущества, компенсация которых произведена за счет собственных средств организаций, до урегулирования проблемы задолженности со стороны государства.
При проведении процедуры конкурсного производства в отношении признанных банкротами организаций, имеющих на балансе имущество, отнесенное к мобилизационным мощностям:
в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнение мобилизационного задания предусматривает наличие у его исполнителей соответствующего разрешения (лицензии), имущество может быть реализовано исключительно на закрытых торгах среди организаций, обладающих таким разрешением (лицензией);
в случае, когда имущество не удалось реализовать, кредиторами принято решение о завершении процедуры конкурсного производства и утвержден соответствующий ликвидационный баланс, нереализованное имущество мобилизационного назначения подлежит передаче на баланс Министерства государственного имущества Российской Федерации или его соответствующего территориального органа.
5. Мобилизационные мощности предприятий могут использоваться для текущего производства гражданской продукции, при условии сохранения их в готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.
6. Предприятиям разрешается сдавать в аренду мобилизационные мощности общепромышленного применения другим предприятиям, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, при условии обеспечения их готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.
Специализированные мобилизационные мощности могут сдаваться в аренду только в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
7. Разрешается перераспределение (передача) мобилизационных мощностей, созданных за счет бюджетных средств, другим предприятиям теми органами, которые заключили контракты на их создание. Перераспределение мобилизационных мощностей, в том числе при разукрупнении предприятий, производится одновременно с передачей мобилизационного задания.
8. Реорганизация предприятий, имеющих мобилизационные задания, связанная с образованием на их базе нескольких независимых юридических лиц, осуществляется по согласованию с органом, установившим мобилизационное задание.
9. Порядок перехода предприятий, имеющих на балансе имущество, отнесенное к мобилизационным мощностям, под контроль или влияние иностранных юридических или физических лиц, а также порядок привлечения предприятий, находящихся под контролем или влиянием иностранных юридических или физических лиц, к выполнению мобилизационных заданий определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Особенности приватизации предприятий, имеющих мобилизационные мощности
1. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению Правительства Российской Федерации контрольный пакет акций предприятия, имеющего мобилизационные мощности, при акционировании передается в собственность соответствующего федерального органа исполнительной власти. В случае уже состоявшегося акционирования проводится дополнительная эмиссия акций с тем, чтобы контрольный пакет акций перешел в собственность соответствующего федерального органа исполнительной власти.
2. Включение предприятий, имеющих мобилизационные мощности, в программы приватизации осуществляется только по согласованию с заказчиками.
Статья 7. Инвестирование развития и сохранения мобилизационных мощностей
Государственная поддержка предприятий, имеющих мобилизационные задания, при осуществлении капитальных вложений, направленных на реконструкцию и развитие производственных мощностей, использующихся для выпуска продукции в военное время, проводится путем:
прямого финансирования утвержденных расходов из средств федерального бюджета;
привлечения негосударственных инвестиций.
Для стимулирования инвестиционной активности инвесторов им уменьшается местный налог на десять процентов и федеральный налог на пять процентов инвестиций, направленных на указанные цели.
Статья 8. Особенности конверсии предприятий, имеющих мобилизационные мощности
1. При разработке программ конверсии производства предприятий, выпускающих военную продукцию в мирное время и имеющих задания по сохранению мобилизационных мощностей, а также при выполнении мероприятий по реализации этих программ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий должны принять меры по обеспечению сохранения мобилизационных мощностей на конверсируемых предприятиях.
2. В случае невозможности сохранения мобилизационных мощностей на конверсируемых предприятиях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны принять меры по передаче (перераспределению) мобилизационных мощностей и мобилизационных заданий другим предприятиям.
Глава III. Контрактная основа создания и содержания мобилизационных
мощностей
Статья 9. Контракт на выполнение работ по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей
1. Создание, развитие, сохранение и ликвидация мобилизационных мощностей осуществляется на основании контракта, заключаемого предприятием с заказчиком.
Контракт является основным документом, определяющим права, обязанности, ответственность и взаимоотношения сторон при создании, развитии, сохранении и ликвидации мобилизационных мощностей.
2. Работы в области мобилизационных мощностей должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными контрактом.
К обязательным относятся требования по выполнению предприятием задания в области мобилизационных мощностей, обязательства заказчика по своевременному финансированию указанных работ и по возмещению предприятию убытков в случае ликвидации мобилизационных мощностей, созданных в соответствии с заданием заказчика, а также обязательства предприятия по целевому использованию финансовых средств.
3. Контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны заказчика за выполнением задания в области мобилизационных мощностей и оказания консультативной и иной помощи предприятию без вмешательства в его хозяйственную деятельность.
4. Примерные условия контракта на выполнение задания в области мобилизационных мощностей определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Ответственность предприятия и заказчика за выполнение задания в области мобилизационных мощностей
1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации и контрактом.
2. При неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления обязательств по выделению предприятию финансовых средств, вызванные этим убытки возмещаются предприятию, а также уплачивается неустойка (пеня) в пользу предприятия по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от несвоевременно оплаченной суммы за весь период просрочки платежа из средств соответствующего бюджета.
3. Возмещение убытков и уплата неустойки (пени) может производиться как в денежной, так и в материальной форме, либо путем передачи государственных ценных бумаг с учетом мнения (по усмотрению) предприятия.
Расчеты в материальной форме, государственными ценными бумагами производятся по их рыночной стоимости.
Рыночная стоимость имущества, государственных ценных бумаг определяется независимым оценщиком (аудитором). Расходы по привлечению независимого оценщика (аудитора) несет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
4. Предприятие в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств в области мобилизационных мощностей, предусмотренных контрактом, лишаются прав стимулирования, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
5. Споры, возникающие между федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и предприятием при заключении, изменении, расторжении и выполнении контракта в области мобилизационных мощностей, а также споры по возмещению причиненных убытков и взыскании неустойки (пени), рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
При подаче искового заявления в арбитражный суд предоставляется отсрочка уплаты пошлины на срок не менее шести месяцев.
6. Утрата мобилизационных мощностей является подрывом обороноспособности Российской Федерации и рассматривается как преступление против Российской Федерации и подлежит уголовному наказанию в соответствии с законами Российской Федерации.
Статья 11. Стимулирование создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей
1. Средства, направляемые на создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей, а также работы по формированию заданий по мобилизационным мощностям не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
2. Мобилизационные мощности не облагаются налогом на имущество предприятий.
3. Амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, не производятся.
4. Земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены мобилизационные мощности, не взимаются.
5. В случае, когда при исполнении федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления соответствующего бюджета предприятие не получает в полном объеме предусмотренных бюджетом денежных средств, или не получает их в сроки, установленные контрактом, предприятие вправе произвести зачет своих налоговых обязательств перед соответствующим бюджетом (включая штрафы, пени за просрочку налоговых платежей) в счет финансовых обязательств соответствующего бюджета перед предприятием.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, представительным органам субъектов Российской Федерации привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.