Письмо Президента РФ от 11 февраля 1999 г. N Пр-179 Об отклонении проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)"

Письмо Президента РФ от 11 февраля 1999 г. N Пр-179


В соответствие с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" (далее именуется - Федеральный закон).

Федеральным законом устанавливаются новый порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также определяются основания применения санкций за их нарушения, однако этот порядок не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права юридических и физических лиц, а также имеет внутренние противоречия.

Так, в абзаце шестом пункта 1 статьи 1 Федерального закона определяются сроки регистрации родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера в качестве плательщиков страховых взносов, однако подпункт 4.6 пункта 3 Федерального закона устанавливает, что порядок уплаты страховых взносов определяет Правительство Российской Федерации.

Кроме того, установлено, что родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера обязаны зарегистрироваться в качестве плательщика в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение 30 дней со дня их регистрации как юридического лица. Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает такой формы юридических лиц (глава 4).

Необходимо также учитывать, что международные организации и коллегии адвокатов являются юридическими лицами, и выделять их в абзаце шестом указанного пункта нецелесообразно. Кроме этого, полагаю, что целый ряд международных организаций не сможет зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов по месту их нахождения, как это определено в Федеральном законе, так как их место нахождения может быть за пределами Российской Федерации.

В абзаце восьмом пункта 1 статьи 1 Федерального закона необходимо более четко определить порядок регистрации граждан в качестве плательщиков страховых взносов, так как перечисленные в указанном абзаце граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации могут проходить государственную регистрацию и получать лицензию или назначаться на должность. Соответственно возникает вопрос о моменте начала отсчета срока регистрации, поскольку гражданин, например, может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и одновременно осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию.

Из редакции абзаца девятого названного пункта следует, что любой гражданин, заключающий договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе и с юридическими лицами, является плательщиком страховых взносов, что не соответствует Федеральному закону "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".

Абзац одиннадцатый этого же пункта, предусматривающий обязанность банков и иных кредитных организаций открывать банковские счета плательщиков страховых взносов при условии регистрации их в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, ограничивает правоспособность юридических лиц и противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, а правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, и Закону Российской Федерации "О банках и банковской деятельности". Кроме того, данное положение не корреспондирует с целым рядом федеральных законов об отдельных видах юридических лиц, поскольку для их регистрации требуется выполнение ряда условий по размерам уставного капитала на момент создания.

Значительно усложнят деятельность юридических лиц положения, предусматривающие обязанность сообщать в органы Пенсионного фонда Российской Федерации различные сведения о деятельности, которая не оказывает влияния на порядок уплаты страховых взносов.

Так, вызывает сомнение необходимость сообщать в органы Пенсионного фонда сведения о реорганизации юридических лиц, о любых изменениях в учредительных документах, о создании филиалов и представительств юридических лиц, обо всех открытых банковских и других счетах.

Разделяя позицию авторов Федерального закона, направленную на необходимость усиления контроля за своевременной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, полагаю, что эти вопросы правильнее было бы решить путем дополнения соответствующих законодательных актов нормой, устанавливающей обязанность государственных регистрирующих органов сообщать в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о регистрации или ликвидации юридического лица, а самих плательщиков страховых выносов - сведения об изменении документов, непосредственно влияющих на порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В подпункте 4.8 пункта 3 Федерального закона устанавливается порядок определения тарифа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, что не является предметом рассмотрения данного Федерального закона. Кроме этого, названный подпункт необходимо привести в соответствие с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Пункт 4 Федерального закона необходимо привести в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 г., согласно которому взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия.

Положения пункта 5 Федерального закона, устанавливающие финансовые санкции к плательщикам страховых взносов за несвоевременное, неполное или недостоверное представление сведений, определенных Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", должны быть исключены, так как не являются предметом рассмотрения данного Федерального закона.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 11 февраля 1999 г. N Пр-179


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение